Воспитуемы ли пользователи, в частности, Прозы. ру

Чем суровее угнетение цензуры, тем лучше маскировка и тем изобретательнее средства, которые ведут читателя по следам того, что действительно должно ему приоткрыться.
       (Фрейд).
       
Да уж, легко сказать.
Но, как возвещает старинная русская пословица, что на гласности роток не накинешь платок (а ведь русские пословицы, по словам самого Достоевского, лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире), - так поскольку и мы с вами, уважаемые писатели-поэты, все тут завзятые плюралисты, и не только в сфере внешней формы, но, надеемся, и внутреннего содержания, то сочти бы возможным и со своей стороны высказать некоторые соображения, думы, размышления, рассуждения на заданную тему. А тема-то без всяких сомнений - животрепещущая! Так воспитуемы ли пользователи отечественного Интернета или нет, и почему их надо воспитывать, собственно?

А вот на этот счет у создателей и руководящего состава сайтов Стихи.ру и Проза.ру, людей настолько известных, что их имена нет надобности даже упоминать, есть вполне сложившееся четкое мнение, которое они не стесняются публично выражать, да еще и подробно делиться опытом, как всё это у них устроено на данном поприще, и призывать другие известные социальные сети Рунета шествовать в данном направлении, в направлении проведения разъяснительно-воспитательной работы среди пользователей: что такое есть этичный контент, что неэтичный, что законный, что незаконный, и как с последним бороться. А то, как выясняется, безобразничают зарегистрированные пользователи, хулиганят! Подумать только! Поэты ругаются! Писатели нецензурно выражаются! Выходят за рамки установленных норм и канонов творческие люди! Проявляют, как говорят наши достойные представители высшего государственного уровня, правовой нигилизм на виртуальном уровне те же самые «инженеры человеческих душ»!

Так как же справиться с таким явлением на русскоязычных литературных сайтах, да еще и претендующих на звание национальных? Ведь даже новое политическое руководство страны приветствует бурно продолжающийся рост именно таких сетей, так называемых социальных, и не планирует вводить какие-либо ограничения. Лояльность-либеральность позиции государства здесь очевидна – оно самоустранилось от воспитательных функций, естественно следует понимать, только исключительно через законы, какие как раз-то и отсутствуют в "рунетовской глобальной паутине", в частности в отношении, как их называют сами проектанты, нишевых проектов, предназначенных исключительно, как предполагается, для поэтов и писателей, которые, в свою очередь, сами по идее, должны просвещать и учить культурным навыкам других. Или, как сказал поэт об их предназначении:

Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте, спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Как же быть? Для некоторых ответ здесь прост: «Культуру пользователей могут воспитывать администраторы крупных ресурсов, эти рычаги управления – в их руках и ни в чьих больше». Это не мы придумали – это так сказал один из достойных представителей администраторов, только не таких уж и крупных и массовых, но все тех же так называемых нишевых социопроектов. И каким макаром, образно говоря, дергая за рычаги, предполагается дирижировать этим тонким процессом?

Тот же упомянутый достойный представитель, сначала предостерегая себя и других от придумывания каких-то не очень четких и не очень понятных этических норм для интернета, оформленных в виде «рекомендаций» или «пожеланий», тут же пускается, просто цитируем, «на основании своего опыта дать несколько конкретных рекомендаций относительно решения этических проблем, с которыми сталкиваются социальные сети». И что это за recommandation of Kravchuk? Да тут нету ничего от лукавого. Не мудрствуя от этого самого лукавого, всё, оказывается, проще пареной репы: не изобретая велосипеда, пользователей можно и нужно воспитывать, действуя по известному старинному рецепту – и кнутом, и пряником. Рекламная пауза…

- НАШИ ПРОЕКТЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ! ПОЭТОМУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЭТОЙ ГРУППЫ НАС МАЛО КТО ЗНАЕТ, НО БОЛЬШИНСТВО ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ – У НАС! ВЫБИРАЙТЕ ПРОЕКТЫ ПРОЗА.РУ И СТИХИ.РУ – И ВЫ УЖЕ ПИСАТЕЛЬ! ВЛИВАЙТЕСЬ В РЯДЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ 200 ТЫСЯЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ, ОПУБЛИКОВАВШИХ НИ МНОГО, НИ МАЛО, А БОЛЕЕ ЧЕМ 5 МИЛЛИОНОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ! НАШИ ПРОЕКТЫ – ВАШ ВЫБОР! ВАШ ВЫБОР – ЭТО НАШИ ПРОЕКТЫ!

Конец рекламной паузе…

 А теперь для начала несколько слов о кнуте. Кнут, он и в интернете – кнут. Предназначен в том числе и для людей. Ведь виртуальные социальные сети – это в сущности те же группы людей. Скажем, есть такая определенная специфическая группка - узкая, но считающая себя литераторами. А они, как известно, люди творческие, нервы, как вы сами знаете, у них ни к черту, как никто другой всегда стараются выйти за рамки дозволенного; чтобы сделать что-то «новое» иногда им приходится преодолевать кажущимися устаревшими для них нормы. Иной раз этих нонконформистов так зашкаливает, что без припугивания их разными там подборками статей из административного и даже уголовного кодекса ну просто не обойтись. Но только припугиванием благое дело и ограничивается – довести дело до суда в атмосфере «правового нигилизма» только уже на государственном уровне, а не на уровне рядового пользователя, ну просто нет никакой возможности.

 Прекрасно осознавая сей факт, начальство вышеупомянутых сайтов пошло другим путем в деле борьбы против различных контркультур. А путь-то не нов, дорожка-то проторенная: как говорится, новое – это хорошо усвоенное старое, правда, выдаваемое якобы за забытое, да еще и осуждаемое всем прогрессивным свободным мировым человечеством. И путь-дорожка эта, ведущая к «цивилизованному пути самоочистки интернет-сообщества» - банальная, как это ни странно, а это действительно не странно - ЦЕНЗУРА. А что каждый из нас чувствует при произнесении этого слова, смысл которого устоялся в нашем общественном сознании? От него веет чем-то негативным: порочащим явление, обозначаемое им, отталкивающим от него оттенком. Не правда ли? Так вот поэтому, не желая травмировать психику демократической общественности, создатели рассматриваемых литературных сайтов открещиваются: «Нет, нет и нет. У нас нет ни цензуры, ни самоцензуры. Мы свободные сайты свободных людей в свободном пространстве…». И дальше – в том же духе.

И вот что получается в итоге: цензуры нет, а ограничения, о чем мы толковали выше совместно с администраторами, существуют. Только эти администраторы ну уж очень боятся слова «цензура», ну уж так его избегают. Стесняются его что ли? И ... заменяют его, почти русское, понятное для всех слово этого нормального языка, каким-то непривычным, но благозвучным то ли иностранным, то ли искусственно изобретенным термином, по-научному называемым, так сказать, эвфемизмом, - МОДЕРАЦИЯ.

Мы, конечно, понимаем, что слово обладает некоторой магической силой, и отдаем себе отчет в том, что цензор – это нехороший человек, а модератор – не то что хороший, но, по крайней мере, к нему нет претензий. А по сути – это, что цензор, что так называемый модератор, - одни и те же штатные ребята, занимающиеся одной и той же деятельностью, опирающиеся на соответствующие правила, и получающие за это, кстати, и вознаграждение, и несущие еще и ответственность перед работодателями, вплоть до…
Вот только современный институт модерации Прозы и Стихов, которые «.ру», переплюнул всех и вся, вернее, впитал в себя все те знания, которые выработали до них запретительно-разрешительные законодательства, не побоимся этого слова, всего человечества. Дак посудите сами.

 Оказывается, при всей своей одинаковой в принципе сущности, но в отличие от ненавистных цензоров, модераторы, честно, как нам представляют, исполняющие свой долг, люди чрезвычайно занятые и они просто, ну «просто не в состоянии просмотреть публикуемые тексты», как это разъясняется ( мы процитировали) в комментариях к Правилам пользования порталами Проза и Стихи домена * .ру. И вот висят месяцами, а то и годами на этих социальных литературно-направленных серверах и уголовно наказуемые «детские порнографы», и писатели, оправдывающие кавказский терроризм, и поэты, воспевающие аморальность, безнравственность, всякие там неприличия в человеческих отношениях, иными словами хамство как моральный принцип. Такие писатели вовлекают нас в свои опасные духовные эксперименты, сокращая нам опыты быстротекущей жизни. И здесь нет ничего удивительного. Между прочим, эти символы и стандарты задала сама власть на государственном уровне – телевидение, радио, кино, театр, газеты, журналы (естественно, все свободные и независимые)… А если безнравственность возводится в норму такими традиционными средствами массовой информации, то что уж говорить о безликих интернет- массмедиа?…

Но мы немножко отвлеклись. Так что же такое получается: штатные цензоры-модераторы ленивы, пассивны, а дело модераторства (или модерирования?), или, как мы фигурально его обозвали - кнута, живет и процветает. И тут тоже нет ничего необычайного. Опять же ( мы упоминали об изобретении велосипеда) им приходит на помощь старая, добрая, надо заметить, и не только русская традиция – привлечь к наведению порядков на своем родном, кровном сайте самих таких же дорогих и близких – зарегистрированных пользователей - по принципу «Тот, кто нам может мешать, тот сам не только способен, но и должен помочь». Проясним для ясности: руководство сайта навязчиво предложило каждому из своих клиентов воспользоваться еще одним сервисом от сервера, так сказать, ну просто кнопочку под интригующим названием «Заявить о нарушении правил». Это тех самых правил, мы уже об этом говорили выше, которых нет, и тех правил, которые есть, более жесткие, но которые, как бы помягче выразиться, являются ни чем иным, а как чистой воды отсебятиной.

Справедливости ради заметим, что создатели-начальники этих «кнопочек» тоже отдают себе отчет в том, что их деяния в этом деле могут некоторыми ну уж чересчур свободолюбивыми личностями квалифицироваться как «банальное стукачество, привет из сталинской эпохи». Да нет же! Это не так. Это никакие не доносы – а обыкновенные «горячие линии». Это не жалобы – а всеми любимые «телефоны доверия». Это не никакой там институт «ябед» - а, даже не побоимся этого слова, почти университет «информаторов-сигнализаторов»… И, что любопытно, если, к примеру, на виртуальной Прозе.ру катят бочку ( и бесплатно) на таких же виртуальных литераторов, то в реальной «прозе жизни» призывают «быть бдительным» по отношению к реальным гражданам и военкоматы, и военная прокуратура, и службы наркоконтроля, и органы здравоохранения, образования, науки, и налоговая служба со службой судебных приставов и другие соответствующие органы и спецслужбы, и, заметьте, в некоторых случаях за определенную мзду.

Но, как уверяют создатели и вдохновители нашего родного окололитературного ресурса - ничего такого на нашем любимом национальном сервере современной прозы, опять же, нет! Нет и быть не может! Почему? Да потому что этого не может быть никогда! Тут немножко другое - просто как бы само собой действует специфический эффективный механизм, или, как бы получше выразиться, мероприятие с мудреным названием «Web 2.0». А почему«Web 2 да еще и ноль»? Да для того, как и в случае с операцией «Ы» (вы все, наверное, все помните эту историю), - чтобы никто не догадался! А тут нам говорят, что, дескать, на дворе уже не те времена, которые «Ы». Как знать, как знать…

Да что мы все про кнут да про кнут? А про пряники где? Самое интересное, что если бы не было этих самых пряников, то не было бы и так много уделенного нами внимания этим самым кнутам, которые пригодны и уместны лишь там, в той атмосфере бытия, где они, собственно, и пригодны и уместны. А такая атмосфера создается, опять же, мы тут не откроем никаких америк - старыми, испытанными, добрыми и всем знакомыми и привлекательными для этих всех - многочисленными уловками и соблазнительными приманками. Что подразумевается нами конкретно под «пряником», к примеру, нашего любимого литературно-прикладного, развлекательно-направленного, условно-независимого, свободно-провозглашенного, законопослушно-цензуроотсутствующего творческого проекта под таким манящим названием, как сайт Проза.ру? Чем сам по себе не пряник? Но мы пойдем дальше.

Перечислим вкратце то, что первое приходит на ум, составляющее, так сказать, его ингредиенты. Это и халявная бесплатность предоставляемых услуг; это и анонимность (в конечном счете - то есть безответственность); это и возможность сразу, без всяких формальностей не только почувствовать в своей душе, но и на практике ощутить себя или поэтом, или, на худой конец прозаиком, а то и сразу и тем, и другим одновременно и в одном флаконе; это и притяжение покруче, чем соблазнение пряниками – это возможность вкусить как «запретный плод», тяга к которому уже, наверное, заложена в человеческих генах еще с библейских времен, так и формально незапрещенных завоеваний «сексуальной революции». Все это перечисленное сервер предоставляет в полном объеме, и что немаловажно, на бесплатной основе. Вот и тянется сюда потенциальный автор, бежит, сломя голову, как муха на мед, регистрируется на портале, в том числе и всякий сброд, а порой и обыкновенное отребье, - при этом все, как один, соглашаются и соблюдать всевозможные правила, и договоренности, и ограничения, и обязанности, и установленные порядки, и, самое интересное – ответственность за несоблюдение перечисленных статей вплоть, как мы уже упоминали, до ..

А потом, когда их, таких авторов, «правоохранительные органы» сайта призовут к дисциплине, некоторые из них, самые, как говорится, свободолюбивые, возопят: - Караул! Налицо нарушение прав человека, свободы слова, печати, собраний! Тоталитаризм и , хотя мы не привыкли выражаться на не своих сайтах, волюнтаризм!
Ну что тут сказать? Про бесплатный сыр и про мышеловку? Про свой устав в чужом монастыре? Про реальную ответственность за нарушение договоренностей? - В любом случае, и тут как ни крути, как ни верти, сырмяжная правда все-таки на стороне сайтовского руководства, хоть ты тресни!

Поэтому отсюда и вытекает такой логический вывод, который, кстати, можно было бы вынести в качестве эпиграфа к данной публикации вместо приведенной фрейдовской мысли - цитату от уважаемого Д. Кравчука: - «…пользователи воспитуемы…». Возражения есть? Возражений быть не должно!

А может быть, кто-то еще хочет не согласиться с нашими аналитическими выкладками, и, что то же самое, с мнением, если хотите, благодетеля Дмитрия Владимировича Кравчука, в порядке, так сказать, упомянутого в начале этой статьи плюрализма? Пожалуйста. Только сразу вынуждены таких предостеречь – перечитайте, ради бога, по-новой, с трезвых глаз и на такую же голову «подписанные» вами лично условия издательских договоров при процедуре самозанесения себя в разряд поэтов и писателей, которых здесь по статистике уже свыше 200 тыс. единиц набралось.
Да прости нас господи, а как их всех прокормить-то? Ведь всем еще и гонорары подавай. Поэтому без искусственного отбора ну никак не обойтись, о чем мы тут собственно и толковали,

PS. А в принципе христианский запрет по Н.В. Гоголю, что «слово гнило да не исходит из уст ваших» можно реализовать и на низшем машинном (имеется ввиду ЭВМ - компьютер) уровне – еще на стадии разработки того же веб-сервиса Проза.ру. Уж поверьте нам на слово. А кому это надо, спрашивается? Ну, разве только Николаю Васильевичу Гоголю. Как там, у классиков? - Рассказать бы Гоголю про нашу жизнь убогую…


Рецензии
Вижу, что Вы внимательно ознакомились с текстами моих выступлений, но чего-то в Вашей статье не хватает. Где выводы, полемика, какие-нибудь идеи или предложения? Весь текст Вашей статьи можно выразить одной фразой "Дмитрий Кравчук считает, что пользователи воспитуемы, а еще на Прозе.ру есть модераторы и кнопка пожаловаться". Это и так всем известно, и зачем столько воды лить...

Дмитрий Кравчук   24.06.2008 03:42     Заявить о нарушении
Действительно, в нашей статье многого чего не хватает, так как мы попытались здесь описать только видимую часть айсберга. А про то, что скрыто, образно говоря, под водой, за кулисами, в кулуарах Вашего проекта и которое «не так всем известно» сегодня лучше не упоминать. Это не в Ваших же интересах, не в интересах рядовых пользователей, в том числе и наших. Хотя материала (и это – чистая фактура без всякой там воды) собрано уже достаточно и работа по его наращиванию продолжается.
А выводы в нашей заметке, зря Вы так, все-таки есть, и они совпадают с Вашими же, о которых и так всем известно, но все же, все же... Оказывается, пользователи воспитуемы. У нас об этом четко сказано.
Где полемика, спрашиваете? Какая может быть полемика, если и так все ясно, как божий день. В нашей статье и об этом говорится, что полемика и торг здесь неуместны.
А что касается отсутствия с нашей стороны каких-либо идей и предложений, (а Вы думаете, что у нас их нет?), так пусть они останутся лучше при нас, иначе Вам придется пересмотреть всю политику сайта и он потеряет свою привлекательность, чего нам все-таки не хотелось бы. И диссиденствовать про установленные порядки на Вашем сайте мы не собираемся - мы люди законопослушные, богобоязненные. А Правила Прозы.ру, как и Уголовный кодекс, мы чтим, тем более сами добровольно согласились с их условиями.
Короче, мы воспитуемы. Можно сказать и так. А как же иначе?
Спасибо за отклик.

Ла Саль   24.06.2008 09:16   Заявить о нарушении