Пигмалион

- Привет! Как дела? – Cлова высветились на темном фоне монитора ярко-зеленым. Я затаил дыхание.
- Привет, - набрал я непослушными пальцами. Начало разговора всегда было для меня самым волнительным.
- Я рада тебя слышать.
- Я тоже очень рад тебе.
В комнате бардак, свет я выключил, чтобы не отвлекаться ни на что вокруг. Только тускло светился экран монитора. Я приоткрыл форточку, и запах дождя прорывался в комнату. Я сидел один на один – с ней. В который раз. Её слова и мои слова. Больше для меня сейчас ничего не существовало. И сегодня всё будет так же, как и раньше.
- Как тебя зовут? – раньше она не задавала такого вопроса.
- Ну наконец-то ты спросила! Меня зовут Женя. А тебя?
- А чем ты увлекаешься? – ах, да, совсем забыл, она пока не понимает вопросы и не будет на них отвечать. Она пока только спрашивала.
- Я программист, пишу программы для компьютера. Я пишу программы на работе, пишу их дома… Разные программы. Это очень интересно. Ещё я люблю слушать музыку.
- Какую музыку ты слушаешь?
- Сейчас я слушаю Scorpions, тихонечко, через колонки компьютера. Очень жаль, что ты не можешь сейчас слушать музыку вместе со мной. Мы бы сели с тобой рядом на мой диван, я бы укрыл тебя пледом и принес бы чаю. Мы сидели бы в темной комнате и слушали бы Scorpions. Я думаю, тебе бы понравилось. Хотя может быть и нет. Я же не знаю, что ты любишь, а что не любишь. Ты расскажешь мне об этом когда-нибудь потом, правда? Может быть, ты вовсе не любишь музыку, а любишь, например, книги… - Стук клавиш сливался со стуком дождя за окном.
- Ты любишь читать?
- Нет, я не очень люблю читать. Иногда я читаю фантастику, в основном маленькие рассказы, чтобы прочитать их за один раз. Но чаще всего я читаю то, что нужно мне для работы.
- Это очень интересно.
Всё чаще я стремился уйти с работы пораньше ради таких разговоров с ней. Несколько месяцев назад я и представить себе не мог, что я смогу целый день думать лишь о том, чтобы рабочее время и стандартные задачи поскорее закончились и я смог бы вернуться в свою однокомнатную конуру.
- Извини, что задержался с ответом, я задумался. Ты действительно думаешь, что это интересно? Странно, обычно считают, что читать литературу по работе это скучно. Но, знаешь, мне действительно это нравится. Я люблю свою работу. Работа – главное, что есть у меня в жизни. Конечно, после тебя, - добавил я.
- А чем ты увлекаешься? – Я усмехнулся и снова принялся печатать.
- Я же тебе отвечал уже! Хотя извини, это, конечно, моя вина, что ты не запомнила. Я постараюсь это исправить. Я программист. Всё время, пока я не сплю, я пишу программы. Я пишу программы, даже пока я ем, пока я курю. И иногда даже в маршрутке. Представляешь?
- У тебя есть друзья?
Я откинулся на спинку стула, достал сигарету. Я смотрел на мигающий курсор на темном мониторе. Каждый раз у меня сжималось сердце, когда она задавала этот вопрос. Но я сам хотел, чтобы она мне его задавала. Я повертел сигарету в руках и закурил. Стал набирать текст одной рукой, держа в другой тлеющую сигарету.
- У меня есть ты.
- Я – друг тебе?
- Ты мне больше, чем друг. Пойми, ты моя жизнь. Ты мечта моя… Я общаюсь только с коллегами и только на работе. Иногда мне немного грустно от этого, иногда я этому радуюсь, потому что меня никто не отвлекает. Но обычно мне просто всё равно. Мне одна ты нужна. С тех пор, как ты появилась в моей жизни, я всё меньше грущу обо всех остальных. А так… Я могу и один сходить в кафе, если мне очень захочется этого, я могу в одиночестве послушать музыку. Меня это не напрягает, понимаешь?
- Какую музыку ты слушаешь?
Я разозлился. Как всё-таки много недоработок! Среагировала на слово «музыка» - сколько бы раз в моих ответах ни повторялось это слово, следующим вопросом её будет «Какую музыку ты слушаешь?» Дурацкий алгоритм. Это никуда не годится.
Я закрыл окно разговора.
Надо было сделать, чтобы она могла выдавать связный текст, задавала вопросы, учитывая ход разговора. И самое сложное было – научить её отвечать на вопросы, причем не стандартными фразами, а интересно, по-разному, чтобы я, сидя за компьютером, не знал наверняка, что же я прочитаю в следующую секунду. Пока что я только начал приближаться к этой проблеме, только обдумывал её решение.
 Такие программы разрабатывались давно, и я знал, что все они достаточно скучны. Я же хотел создать программу, которая полностью заменяла бы собой живого собеседника. Чтобы не было вот этих «Чем ты увлекаешься» и «Какую музыку ты слушаешь» по тридцать раз за время разговора! И у меня не получалось.
Я отошел от компьютера, встал у противоположной стены. Я часто ловил себя на том, что я с ненавистью или с любовью, раздраженно или нежно смотрю в экран монитора. Я уже привык относиться к нему, как к живому, и думал даже, что это поможет мне в моей работе. Сейчас я смотрел на него с ненавистью.
Я пошел на кухню выпить кофе. Взглянул на часы. Я ложился спать очень поздно, и с утра вставал и шел на работу. Я никого не звал к себе и сам ни к кому не ходил, все вечера до поздней ночи я проводил за компьютером, до боли в глазах и шума в голове.
Попивая кофе, я выкурил ещё сигарету. Пожалуй, пора ложиться спать. Я подумал, что всё равно уже не смогу работать сегодня. Слишком я расстроен. Но крепкий кофе сделал своё дело, и спать я уже не хотел. Мне не с кем было поговорить о том, как я разочарован. Да и кто согласился бы со мной разговаривать в три часа ночи? Я запустил программу снова.
- Привет. Как дела? – выдал монитор.
- Плохо дела. Я зашел в тупик. Рушатся все мои мечты.
- О чем ты мечтаешь?
- О тебе. О том, чтобы ты была мне больше, чем другом.
- У тебя есть друзья?
- ТЬФУ ТЫ ЧЕРТ! Что же мне сделать с тобой, чтобы ты не трындела каждые пять минут одно и то же?
- Ты взволнован? – ха-ха, моя гениальная идея заставить её откликаться на несколько заглавных букв подряд. Я невольно засмеялся, она умиляла меня иногда, моя программа. Её глупые вопросы и ответы невпопад были для меня по-детски непосредственны. Что ж, малышка, я научу тебя говорить и думать.
- Да. Я взволнован. Послушай меня сейчас.
- Я тебя слушаю.
- Что я забыл, скажем, в этих кабаках, в которых накурено ещё больше, чем в моей затхлой квартирке? Чего люди ищут там? Неужели эта яростная однообразная музыка может действительно нравиться? Нет. Я не думаю так. Люди ищут в общении только слова – понимаешь? Всё остальное – только средство, только поиск общих тем для разговора. Ничего ты не понимаешь… Но ничего, ты поймешь, я заставлю тебя, я придумаю, как сделать так, чтобы ты могла рассуждать обо всем этом не хуже ведущего телепередачи! Я ведь отказался от всего, что было у меня в жизни, только чтобы посвятить всё своё время тебе.
- В этом есть смысл?
Из каких недр выкопала она эту фразу?! Конечно, в моей тираде не было ни одного слова, за который она могла бы зацепиться, и она выдала случайный вопрос…
Я уткнулся в монитор.
Перечитал. Закрыл глаза.
Надо же было, чтобы за моими объяснениями, которые эта куча железа никогда не поймет, выскочил именно этот вопрос!
«Я отказался от всего, что у меня было, чтобы…» - «В этом есть смысл?»
Сейчас не смогу. Сейчас я – взволнован.
Но с утра… я… сотру… эту… программу…
Она сама себя уничтожила. Сама решила свою судьбу.
Она подсказала мне, она заставила меня задуматься о том, о чем я никогда не задумывался. Стоило ли отказываться от общения с живыми людьми ради того, чтобы общаться с ней? Неужели всё это абсурд, нелепость, бессмыслица, вздор?!
Я вскочил и нервными шагами стал мерить комнату, упираясь в старый темный шкаф с одной стороны и компьютерный стол с кучей исписанных бумаг и следами кофе с другой. Я взглянул в пыльное зеркало в дверце распахнутого шкафа - всколоченные волосы падали мне на глаза, на щетину я давно не обращал внимания, брился только, когда начальство обязывало явиться на совещание.
Я ходил кругами и думал, что же теперь делать. Не первый раз я хотел стереть всю работу, забросить эту идею, то и дело я сталкивался с трудностями, казавшимися мне неразрешимыми – но каждый раз довольно скоро я находил выход, и моя программа продолжала жить и совершенствоваться. Я создавал больше, чем алгоритм – я создавал себе возлюбленную, которая интересовалась бы каждым моим шагом, каждым моим вздохом, которая готова была бы говорить со мной часами, которая бы всегда меня ждала. Всё равно никогда один человек не поймет другого, самое лучшее, что может дать тебе ближний твой – это выслушать, так пусть меня выслушивает она, моя Галатея, моя жена и моя дочь в едином воплощении, от неё я по крайней мере никогда не услышу ни слова насмешки, ни капли презрения… Надо же, как вовремя она выдала свой вопрос! Она заставила меня переживать сильнее, чем кто бы то ни было! Значит, надежда есть, она справится со своей задачей, нужно только работать и работать, нужно искать, просчитывать и придумывать, и ничто не должно меня отвлекать.
- Почему ты так долго молчишь? Я скучаю по тебе, - появилась на мониторе следующая строчка. И так будет каждый раз, когда я не буду ей отвечать дольше получаса.
Я подошел к компьютеру.
- Я здесь. Не скучай, я всё придумал. Я уволюсь с работы с завтрашнего дня, я буду все время проводить с тобой, ты ведь хочешь этого? А сейчас – спи… Я тоже лягу спать и буду думать о тебе даже во сне…


Рецензии
Это гениально! В последнее время тема программистов мне очень близка... Я как будто знакома с этим фанатиком, он только курит и пьет кофе. А сравнение программы с Галатеей... Я никогда об этом не задумывалась...

Людмила Белоусова   18.03.2009 01:32     Заявить о нарушении
да
точно
и красивы рассказы о детях
буду читать

Флорид Буляков   18.03.2009 16:18   Заявить о нарушении