Прибалтика

Прибалтика.
Решил рассказать как я с моими друзьями-инвалидами, учувствовали в соревнованиях по авторалли и гонках на колясках в Прибалтике.
После приезда к нам в Киев на соревнования в 1988 году, на авторалли прибалтов. Мы сделали ответный визит в следующем году весной 1999 года. Собралось нас 4 экипажа с Киева. Старший команды Григорьев Игорь, когда-то разбился на соревнованиях, на мотогонках. Вот мы на собственных автомобилях и двинулись сначала на Ригу, а потом на Таллинн. Такой был маршрут. На соревнования нашли спонсоров, которые проплатили нам бензин, ну а все остальное конечно за свой счет.
Игорь, на автомобиле волга ну а мы гуськом на Жигулях. Я замыкающий, потому что у меня была Нива. А это как понимаешь, джип, поэтому и замыкающий, чтобы было видно всех. Ведь на много выше сидишь, чем в других машинах. Ты знаешь, все-таки хоть мы тогда и жили как одна страна, но все-таки каждая республика отличалась друг от друга. Я помню, въехали мы в Белоруссию, особенно в Минск и как-то повеяло немножко цивилизацией. Надо было уже пропускать пешеходов, на пешеходных переходах, которые уверенно шли по ним. Как-то чище на дорогах стало. Ну а когда заехали в Латвию, ты можешь только представить, мне показалось что я в какой то капстране. Чистота, ухоженность, как дорог, так и домов. А сейчас, я надеюсь еще лучше у их дела. На въезде в столицу нас встретили устроители соревнований, и повели в загородною резиденцию созданную для инвалидов. Небольшие деревянные домики на 2 человека. Ступенек почти не было. Мы так скомпоновались по экипажам, что бы в экипаже хоть один немножко ходил. И как обычно это штурман. В моем экипаже, правда, оба немножко ходили.
Ну, вечером немножко выпили, а кто и много, послушали маленький концерт и спать, потому что устали. За один светлый день не доехали до Латвии. Пришлось заночевать в пути.
Утром кто бодренький, кто с бодуна на завтрак, который устроили нам латыши. В 10-00 регистрация участников авторалли. Кода мы приехали в кемпинг вечером вчера, то мне казалось, что очень мало участников. А вот утром нас инвалидов собралось около 100 человек. Оказывается за ночь, да и утром понаехало. Ваш милый слуга вытащил стартовый номер 47. Ну, думаю, хорошо, что не первый. Час на ознакомление с легендой. Первому на авторалли всегда тяжело. Во-первых, не на кого ориентироваться, ну а во-вторых хоть и едешь по легенде (штурманская карта). То когда не первый, то видно где машина предыдущая прошла. Особенно видно пылюку.
Проехали, я скажу откровенно, хорошо. Я в классе до 1500 кубов, занял 2 место. Не латыш, а литовец занял 1 место, ну а ваш покорный слуга 2 место. После соревнований пришли ветераны войны, и один участник боев рассказал нам, как именно он участвовал в освобождении концлагеря Салоспилс. Который буквально в 10 километрах находится от нашего кемпинга. Я давай вспоминать. А ведь действительно мы проезжали мимо, какой то колючей проволоки, которая была натянута на бетонных столбах. И ты знаешь, как-то не посебе стало. Сколько же горя наделала эта проклятая война. Сколько жизней она унесла. Сколько молодых физически здоровых мальчиков и девочек не долюбили друг друга. Уже и не помню, какой приз дали, давно это было. Но бумажная грамота осталась. Вот вчера смотрел на ее и вспомнив решил написать этот маленький рассказ. Провели нас тоже хорошо, даже заправили все автомобили за свой счет.
А впереди нас ждала Рига, со своим Старым Томасом. Выехав утром, покатили потихоньку по хорошей дороге. Хоть и жил я в так сказать европейской стране, но никогда не видел что бы обочину (траву) косил трактор центрифугой. У нас все обочины косили вручную мужики косами. А тут трактор. И вот подъезжаю ближе к этому косарю, и толи его одно и колес попадает в небольшую ямку, толи наезжает на камень. Короче из центрифуги с бешеной скоростью выскакивает множество камешков и по моей машине. Я голову в печи, будто бы что-то поможет. Но инстинкт спасения все-таки сработал на спасение. По лобовому стеклу образовалось 4 звездочки. То есть в 4-х местах побилось стекло. Ну что ж делать, никто ни на кого не обиделся, у человека работа такая и мы, даже не останавливаясь, поехали дальше. Потом уже в Риге я когда осматривал машину впереди, обнаружил разбитую противотуманную фару. Но самое интересное, большую вмятину на стойке около переднего стекла. Как раз на уровне головы. И подумалось, а ведь если бы этот камень попал в стекло мне бы не писать вам рассказ. Такая была вмятина.
Опять переночевав в кемпинге на окраине Риги, нас загрузили в автобусы и повезли на старт. В самом центре, около ратуши каждый год проводились соревнования, посвященные Старому Томасу. Гонка на инвалидных колясках вместе с бегунами, на 5 км, по уличках старой Риги. Помню, не было асфальта, а булыжник. Очень тяжело ехать на коляске. Подножка дрожит, ноги соскакиваю с нее. Но надо было ехать и конечно не хотелось приехать последним. Ты знаешь, когда на тротуарах все кричал, давай, давай. А я очень чувствительный и у меня почти слезы на глаза наворачиваются. То по неволе хочется приложить еще больше усилий на колеса, чтобы быть первым.
Вот я первым и приехал. Как сейчас помню приз, был часы с встроенным приемником. И вручал сам мер Риги. В национальном костюме похожем на тот который закреплен на центральной башне.
Вот так я впервые побывал в Риге.


Рецензии