Личность. Маска. Потребление

Многократно в течение дня мы сталкиваемся с телами и личностями. Личность – личина – лицо… Множество лиц, множество масок, не всегда удачно склеенных, иногда плохо прикреплённых - «личина не всегда к лицу».

Что такое личность? Это множество масок, иногда бездумно скопированных, иногда сознательно подобранных, иногда навязанных. Все они висят на неделимом, истинном естестве, которое почти невидимо за наслоениями. И когда встречаются два человека, то это прежде всего встреча двух масок, двух лиц. Они смотрят друг на друга, оценивают, распознают, потребляют… Потребление – это главная составляющая общения, это его суть. Каждая личность является как потребляющей, так и потребляемой, иногда отдавая предпочтение одной из двух ролей.

Примерно год назад инстинкт размножения, проснувшийся в маленькой кошке, свёл двух людей. Дверь квартиры открылась, и друг на друга уставились две маски: влюблённого в своего кота холостяка, который «достаточно пожил на этом свете», и молодой амбициозной самки, которая «и так всё знает». Началось кормление другого своим всезнайством и потребление других интересующих черт и очертаний: уровня культуры, подверженности воздействию, искренности и т.д. Началось СРАВНЕНИЕ. В нём/ ней есть то, что мне нравится в себе, этот человек хороший. В нём/ ней есть то, что мне не нравится в себе и других, этот человек плохой. Чаши весов постоянно колеблются…

Проходит несколько месяцев. Открывается дверь. Снова две маски. Другие. Уже немного опробованные на вкус по телефону. Снова начинается сравнение, распознавание. Чаши весов колеблются… И тут происходит приятие. Общение. От луковицы отделяются слои – медленно, осторожно, чтобы не повредить глазам, - выстраивается общая картина – личность.

«У меня есть несколько твоих образов» = «Я распознала несколько твоих масок с определёнными доминирующими чертами». Некоторые из них, уже получившие свои названия:
- «я достаточно пожил на этом свете» (любимое выражение персонажа из фильма);
- мамонтёнок без мамы, который, сочувствую другим таким же мамонтятам, по возможности заменяет им мать;
- закоренелый холостяк;
- интеллигент в n-ом поколении;
- «9 лет научного стажа»;
- здоровый деревенский мужик, рубаха-парень.
Все эти маски предлагаются в потребление с настойчивостью, поэтому сразу же оседают в сознании. Есть ещё другие, предлагаемые более робко и не всеми воспринимаемые, которые, однако, уже распознаны и ждут своего словесного оформления.

Подавляющее большинство людей потребляет только то, что им подают. Отсюда часто возникает двойственная ситуация: человек хочет, чтобы его воспринимали определённым образом, однако для заглатывания предоставляет совсем иную маску, им самим нелюбимую.

Какое значение для человека имеет потребление другой личности?
Через это происходит самоопределение. Глядя на другого, мы говорим себе «я такой» или «я не такой». Мы выявляем в другом качества, которые нам нравятся и присваиваем их себе. В своей низшей и вульгарной форме это выглядит как подражание внешним формам: стрижка как у Дженифер Энистон, нос как у Элизабет Тейлор, платье как Джей Ло, машина как у Элвиса Пресли, дом как у Наташи Королёвой и т.д. Через приобретение внешнего сходства люди надеются приобрести или усилить в себе внутреннее качество: обаяние, сексуальность, успешность, привлекательность. Они хотят быть потребляемыми под таким кремом. Не нужно говорить, что надежды не оправдываются, потому что за формой отсутствует действие. Стрижка не сделает женщину более обаятельной, если ей не хватает воспитания и восприимчивости.

Люди всю жизнь заняты исключительно собой. Заглатываемые тоннами биографии великих людей говорят отнюдь не об интересе к ним. В этих биографиях люди ищут подтверждение собственной великости. Схожие моменты жизни (пусть даже «няня отшлёпала»), черты характера, внешность – собираются любые детали и мелочи. Следующим этапом является выискивание того, чего недостаёт для общественного признания. После тщательного сравнительного анализа начинается присвоение и усиление «нужных» черт и достраивание масок.
Когда маска склеена и надета, она предоставляется на потребление другим, чтобы узнать, насколько она удобоварима. Собственно, весь шоу-бизнес с пресловутым имиджем построен на продаже масок. Если они потребляются охотно, то их обладатель с ними срастается. Если нет, то маски выбрасываются, иногда вместе с носителем.

Мужчина и женщина. «Они должны дополнять друг друга». Под дополнением психологи понимают противоположности, обычные люди – сходство. Другой становится зеркалом, в которое приятно любоваться. В нём не должно быть черт, которых мы в себе не принимаем. В нём должно быть только то, что нам нравится. Он не должен противопоставлять, он должен подчёркивать, усиливать….

«Я въехал в твою нижнюю губу – она копия моей», «второго такого быть не может», «человек, говорящий моим языком»… Может, это просто человек, имеющий маску, похожую на твою?..

21.01.2006


Рецензии