Дневник дирижера. Липецк, 1993 г

15 января.

...Этот день много лет почитаю за профессиональный праздник. Пришел на работу в приподнятом настроении и сразу распорядился разложить к репетиции симфонические картинки Римского-Корсакова.
Перед началом репетиции рассказал музыкантам малоизвестные сведения о деятельности Николая Андреевича на посту Инспектора музыкантских хоров. Духовики слушали с интересом, смычковые - ерзали и зевали.
Оживились только после того как я зачитал написанное 120 лет назад витиеватым канцелярским языком Морского ведомства "Положение о музыкантских хорах и об учреждении должности инспектора". Все стали требовать с нашего инспектора магарыч, и до конца репетиции в группах царствовали оживленные улыбки...



21 января.


…Теперь окончательно убедился, что творческие планы на остаток сезона куда-то тихонечко утекают. От тех денег, что были выделены на содержание оркестра высоким начальством, застенчивые барышни из бухгалтерии не оставили даже приятных воспоминаний. Расстроенный, вернулся к себе, и до обеда просидел над тезисами докладной записки в управления культуры.
Перечитал и ужаснулся.
Попав на бумагу, разрозненные факты вопиющей нищеты злорадно выстроились в траурные шпалеры.
Цитирую.
I. Оркестр давно перерос имеющуюся у него материальную базу и это в значительной степени сдерживает его дальнейший рост во всех отношениях. Остановлюсь на самых существенных моментах.
1.1. Отсутствие нормальной концертной одежды, как мужской, так и женской,
значительно снижает эффективность эстетического воспитания всех возрастных контингентов слушателей симфонических концертов. Имеющаяся в оркестре одежда выслужила установленные сроки и не способствует ни внутренней, ни внешней дисциплинированности творческого коллектива. Затрачивая большие средства на подготовку концертных программ, оркестр не имеет возможности
использовать их с максимальной эффективностью и рентабельностью, чему в значительной мере способствует неправильная постановка дела по использованию концертной одежды музыкантов. Навести порядок в эксплуатации и тем самым продлить срок службы концертной одежды можно уже сейчас, введя должность заведующего костюмерной оркестра. ( I ставка с вилкой 7-8 разряда). На основание Трудового кодекса РФ прошу рассмотреть.
1.2. Имеющаяся в оркестре нотная библиотека не соответствует перечню выпущенных в свет программ. Все программы, созданные дирижерами оркест¬ра и его художественным руководителем, являются юридической собственностью управления культуры, они призваны работать и на будущие поколения. Художники приходят и уходят, а программы, за которые они получили гонорары, должны бережно сохраняться, и на это тоже нужны средства.
В репертуарах симфонических коллективов, как правило, содержится много шедевров музыкальной классики, отечественной и зарубежной, стоимость которых возрастает из года в год. Затрачивая сейчас, мы сможем хорошо сэкономить в будущем, даже в самые ближайшие годы. В связи с этим прошу разрешения на увеличение расходов на приобретение нотной литературы и ксерокопирование привлекаемых со стороны нот. Основание – Устав симфонического оркестра.
1.3. Концертная практика оркестра не ограничивается базовой концертной площадкой, но для перевозки дорогостоящих инструментов и нот автомобильным или железнодорожным транспортом необходимо иметь специальные контейнеры, равно как и для перевозки одежды и реквизита. Прошу разрешения на заказ по изготовлению контейнеров промышленным способом.
2. Заработная плата музыкантов постыдно низкая, хотя руководящие документы позволяют ее увеличить уже сейчас, поставив в зависимость от конкретных результатов труда. Прошу рассмотреть вопрос об установлении критериев оценки производственной деятельности симфонического оркестра и порядок их применения в процессе оценки результатов проделанной работы…

Такая вот грустная получилась цитата.


4 февраля.

…Сегодня тарифицировались флейтисты.
Надо же хоть как-то поднимать людям зарплату. В принципе я для себя уже давно все решил, не первый день слышу их в оркестре, но букву закона необходимо соблюдать всегда.
Пока элегантная дама средних лет с большим чувством исполняла под фортепьяно антракт из оперы « Орфей», я подумал.
- Вот ведь какая интересная штука вышла! Ниспровергатель традиций оперы "сериа" Кристоф Виллибальд Глюк, не испугавшийся заменить набор отдельных сценических номеров непрерывным развитием драматургии, вдруг спасовал перед явно устаревшей традицией ладового несоответствия эмоциональному содержанию музыкальной мысли.
С чего бы это?
3десь загадка, над которой стоит подумать музыковедам и современным, и будущим...
Лично мне представляется, что композитор, отчетливо понимая явную нелепость пафосного мажора в знаменитой трагической арии " Потерял я Эвридику", все же не решился на коммерческий риск. Но в качестве смысловой компенсации предпослал арии редкий по красоте эпиграф солирующей флейты, рисующий райские картины горнего мира в проникновеннейшем миноре.
Ведь если поменять музыку местами, несоответствия сразу же исчезают, и все встанет на свои места.
Флейта невесомо затрепещет райскими душами в прозрачнейшей сладости мажорного лада, а грустная ария Орфея, погубивше¬го любимую одним неосторожным взглядом, обретет поистине вселенскую скорбь...
Но Глюк написал то, что написал, и пойди теперь, разберись …





14 февраля


       ...Утром знакомил оркестр с партитурой симфонической картины Мусоргского «Рассвет на Москва – реке». Читали с листа с интересом, и даже выразительно. Это не удивительно, - такую музыку сыграть неправильно просто невозможно. Ведь в ней не только "слышно" замысел композитора, но и " видно" его даже самому небогатому воображению. Мусоргский - большой мастер звуковых изобразительных полотен, но невозможно упрекнуть его в звукоподражательстве или натурализме. Налицо – удивительный синтез внешней изобразительности с предельной эмоциональностью партитурной палитры.

... Раннее утро. Над водой клубится тонкий, предутренний туман.Еще звучат сигналы ночной стражи и заперты городские ворота. Но вот, где-то пропел первый петух, и ему откликнулся второй, басовитым голосом разбудивший звонаря на колокольне.
Ударил колокол.
Запели в разных концах пастушьи рожки, и первый солнечный лучик блеснул золотом куполов кремлевских соборов. Сразу налетел холодный северный ветерок и закрыл небо синими тучами, зацепившимися за крест колокольни Иоанна Великого.
Сквозь тучи багровым светом пробился солнечный диск, и все вокруг открылось панорамой суровой красоты русского севера.
Ветерок куда-то умчался, прихватив с собой тучи и облака, и заиграло на гладкой воде красное солнышко, гоня прочь остатки белесого тумана. Куда-то все дальше и дальше уводили свои стада пастухи, и от лугов начал подниматься медовый дух распустившихся трав.
Приветствуя восходящее солнце, зажужжали ранние пчелы и запели в прозрачных небесах малые птахи-жаворонки.
Наконец, солнышко выкатилось над куполами церквей, и во весь горизонт открылась прозрачная картина благодатной утренней Руси...

       Удивительное возникает ощущение у слушателей, да и у исполнителей тоже! Куда-то исчезают стены и потолок концертного зала, и всякий переносится в бескрайние просторы Замоскворечья семнадцатого века,раскрашенного яркими красками простодушного русского лубка.
 Нет, такую музыку просто невозможно не «увидеть» даже самому неискушенному слушателю, и потому за судьбу предстоящей премьеры можно не беспокоиться.
Думаю «сделать» картину за две репетиции...


26 февраля.

….Весь день работали в студии – записывали вечер старинного романса.
В перерыве второй тромбонист, вечно напичканный анекдотами балагур, рассказал историю о том, как однажды знаменитого русского певца Вадима Козина проиграли в карты уголовники. И быть бы ему зарезанным где-нибудь в темном закоулке одного из магаданских лагерей, да вмешались в его судьбу авторы знаменитого романса " Нищая"- поэт Беранже и композитор Алябьев.
А дело было так.
Уголовный авторитет зоны, мнивший себя большим знатоком блатного фольклора, поставил певцу условие: если тот споет что-нибудь ему неизвестное, - его оставят жить.
Козин спел "Нищую", авторитет прослезился, и попросил переписать слова. Романс быстро распространился среди лагерных блатных, и ни у кого не возникло сомнений по поводу его принадлежности к воровскому репертуару.
Пока ехали домой, я всю дорогу думал, в чем же секрет такого необычного успеха?
Похоже, в наборе средств музыкальной выразительности, которыми во все времена пользовались блатные авторы и исполнители. Обилие стонущих интонаций, надрывающие душу полутоновые форшлаги, - весь этот арсенал вполне мог быть почерпнут Алябьевым в период его пребывания в тюрьме, куда его упрятали за карточный долг, или в ссылке в Тобольске, где он служил капельмейстером казачьего полка.
Да и как знать, не побывал ли сам композитор в ситуации, подобной той, в которой оказался Вадим Алексеевич Козин?
С музыкантами чего только не случается…



3 марта

…Еще в феврале запланировал на мартовские каникулы познавательную детскую программу - этакий своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру типа того, что у Бенджамина Бриттена, только на основе музыки Антонио Вивальди. Воспринимается и запоминается она легко, не требует больших репетиционных затрат, да и липецким солистам не в тягость. Как раз то, что нужно для ребятишек.
Завтра – сдача, или генеральная репетиция, назови как хочется.
Посмотрел еще раз программу и решил кое-что поменять местами.
Вышло следующее.
1. Симфония № 3 соль - мажор (рассказать о жанре).
2. Оперная увертюра до – мажор (рассказать о жанре).
3. Концерт «Мадригалеско» ре-минор (рассказать о жанре и группе струнных
       инструментов).
4. Концерт для скрипки с оркестром ля – минор (рассказать об инструменте).
5. Концерт для двух виолончелей с оркестром до – мажор (рассказать об инструменте).
6. Концерт для флейты с оркестром соль-мажор(рассказать о группе деревянных духовых
       и об инструменте)
7. Концерт для гобоя с оркестром ля – минор (рассказать об инструменте).
8. Концерт для фагота с оркестром си бемоль - мажор (рассказать об инструменте).
9. Верачини «Ларго» (рассказать о дирижере и о его работе).
       10.Вивальди. Симфония № 2 соль – мажор ( познакомить со структурой
       сонатно-симфонического цикла).

Думаю, получится достаточно интересно и познавательно. В воскресение – премьера…
p/s
Хорошо бы скопировать партитуры и голоса для будущего детского абонемента.
Опять нужны дополнительные деньги…


11 марта

Решал вопрос в Управлении культуры администрации города о выделении оркестру нормальной репетиционной базы. Просили проявить активность и войти с конкретными предложениями. Активность проявил и составил конкретную бумаженцию в комитет по управлению имуществом. Бумаженция получилась историческая и потому привожу ее  без купюр.

Председателю комитета по управлению
имуществом Липецкой области
Безрукову В.ф.

                3 АЯВКА

Просим рассмотреть Липецкий симфонический оркестр в качестве претендента на часть служебных помещений в здании областного краеведческого музея, высвобождаемых в ближайшее время фирмой   "ОРИУС" в первом этаже пристройки капитального типа. В перечень помещений просим включить:  комн. №1, -комн. №2, маленькая кладовая рядом с комнатами №№ 1,2.
 
Вышеозначенные помещения имеют отдельный от музея вход, санузел и сообщение с концертным залом по пожарной лестнице с выходом на сцену, что даёт возможность симфоническому оркестру функци¬онировать почти независимо от других организаций, размещённых в этом здании, без нарушения режима охраны. В настоящее время симфонический оркестр занимает только одно из вышеупомянутых помещений:, а именно комнату № 2, площадью чуть более 50 кв. м. В этой комнате размещены: -уникальная нотная библиотека, главным образом состоящая из рукописных экземпляров, имеющих высокую стоимость; -материальные ценности оркестра (концертная одежда, сценическое оборудование, очень дорогие музыкальные инструменты, принад¬лежащие симфоническому оркестру);
-администраторская, комната для творческих работников, раздевалка для женщин.
 Учитывая, что собственных помещений  симфонический оркестр не имеет, трудовой коллектив и администрация обращаются с просьбой содействовать в рассмотрении данной заявки по существу.

Художественный руеководитель и главный дирижер
Липецкого симфонического оркестра
Николай Иннокентьевич Губин

Отправил директора с заявкой на регистрацию в Управление кльтуры. Улыбчиво зарегистрировали. Теперь остается\только ждать.




19 марта.

…День был удачный.
Что-то в высших бухгалтерских сферах отчаянно заскрипело, и на оркестр пролился мелкий дождичек ассигнований на второй квартал:
- зарплата:
- командировочные;
- учебно – методическая литература;
- канцелярские расходы;
- обеспечение концертной деятельности;
- оплата гонораров приватных солистов.
Вот и все наши расходные статьи. Ни на новые фраки, ни на оплату услуг костюмера – ни гроша – ждите, говорят лучших времен.
Надо искать спонсоров…
Но зато отдельной строкой выведены затраты на создание и содержание нотной библиотеки.
И это уже хорошо. Это – шаг к нормальной производственной деятельности.
Завтра озадачу инспектора, - пусть подбирает шкафы, столы, стеллажи и кандидатуры на должность библиотекаря оркестра и его помошника.
Уже после обеда заехал в управление культуры и выбил себе командировку в Союз композиторов Ленинграда, а инспектору – в библиотеку Воронежского оперного театра.
Завтра составлю длиннющий список нотной литературы, и пусть едет!
Сам же дождусь пока Андрей Петров выйдет из творческого отпуска и мотнусь в Ленинград устанавливать творческие связи. Это намного дешевле, чем работать с Москвой.
Повезет, так в Кировский попаду, или в Малегот, надо бы узнать репертуар.
Давно хочу в хороший балет…


7 апреля

…Давеча жарил котлеты на кухне.
Слышу: по телевизору кто-то выделывает чудеса в темпе presto на незнакомом инструменте с приятным тембром. Да еще под солидный оркестр.
- Экий ловкач! Небось из гуцулов или молдаван,- подумал я и пошел поглядеть.
Батюшки святы!
Да это же Веничка Мясоедов на своей исторической сопелке вышивает! И как здорово-то! Прямо цирк! Вот уж точно виртуоз мирового уровня!
Дослушал до конца и стал ему звонить.
Никто не ответил.
Позвонил общему знакомому. Тот сказал, что Вениамин опять куда-то уехал, он теперь много гастролирует, как заслуженного получил.
О как!
Полковник Мясоедов, зав кафедрой духовых инструментов – странствующий артист!
Чего только с нами жизнь порой не выделывает…


Записал виртуоза - инструменталиста Мясоедова в репертуарный план.



23 апреля.

…Третий день обдумываю программу из произведений Василия Калиникова.
Давно хочется познакомить липецкого слушателя с его творчеством.
Почему?
Наверное, нет мне ближе композитора по музыкальному языку и внутреннему мироощущению, чем этот талантливый фаготист, по бедности поймавший горловую чахотку на чужой трости.
С первых нот его g –moll симфонии чувствую я это родство душ, свободно парящих над бескрайними просторами среднерусских пейзажей, щедро одаряющих слушателя дивным лирико-созерцательным настроением...
Что поделать, люблю я эту простую и совершенно ясную музыку русского юноши из орловской губернии, приехавшего в Москву, чтобы стать настоящим композитором истинно русской школы.
Много написать он не успел, но и с малым багажом прочно и навсегда вошел в когорту талантлевийших русских самородков балакиревского уровня.
Что же показать слушателям абонемента?
С симфонией, пожалуй, все ясно, а вот чем довесить эту неброскую и такую родную красоту русской природы?
Лучше всего, пожалуй, подойдет симфоническая поэма «Кедр и пальма», наполненная красотами южной экзотики. Да и кроме того здесь явно чувствуется что-то уж очень личное, сокровенное, не высказанное композитором до конца.
Такой контраст надежно скрепит форму симфонического концерта, если в качестве связующей партии использовать, например, « Русское интермеццо», так и сияющее доброй улыбкой красного солнышка.
Попробую.
Дирижер знает, что хочет сказать, партитуры технически доступны большинству музыкантов, есть хороший солист – тромбонист с теплой кантиленой, что еще нужно для калинниковской проникновенной лирики?
Только репетиционное время.
Должно получиться.
Пожалуй, на этом и остановлюсь….



14 мая.


       ...Только отработали праздники, распустил музыкантов на отгулы, и тут - здрасьте вам! Опять еврейские штучки - к нам едет ревизор! Ну прямо по Гоголю...
Сущее наказание какое-то! И чего людям не работается спокойно?
Русские пьют, евреи склочничают, и все мотаются по разным халтурам в поисках копейки для семьи. На репетиции сделаешь что-то - завтра начинай сначала, уже другие исполнители сидят.
Ну как тут творить чего-то?
Ладно, время тяжелое, людям надо выживать.
Отношусь с пониманием, в большинстве случаев иду навстречу, - так чего сук под собой рубить и строчить кляузы?
Ведь всем понятно, что от себя внимание кто-то отвлекает...
Как говаривал один "советский товарищ": Раз враги на нас пишут, - значит мы работаем правильно!

На всякий случай приглашу-ка я прессу, - пообщаемся, за жизнь потолкуем...



16 мая

  К пушкинским дням задумал  большую лирическую программу  для выступления оркестра на летней эстраде Нижнего парка.  Хорошо вписались лядовсвкий  «Полонез», свиридовская  «Метель» и оба  пушкинских  вальса из оперы «Война и мир».
Стал пересматривать литературный первоисточник и увлекся настолько, что позабыл про все остальное. Гениальный писатель, мудрейший философ и необыкновенной глубины богослов – вот что такое граф Лев Николаевич Толстой.
Вчера в читальном зале открыл наугад случайный том  полного собрания сочинений - и сразу жемчужина.
«…часто встречается чрезмерное сосредоточение на цели быть нравственно добрым, нарушающее гармонию жизни…таковые люди сразу отпадают от Церкви, сами не понимая этого потому, что не постигли ее мудрой снисходительности к грешникам и приспособления к слабости человека, выработанного с расчетом вести паству к порогу Царствия Божия без болезненных надрывов в душе…Отпавши от  Тела Христова в постижении Его милосердия таковые «усердные богомольцы» становятся неумолимо требовательными цензорами чужих нравов, сурово и безоглядно вмешиваясь в чужую жизнь, что ведет часто к резкому отпору и еще большему ухудшению зла…»
Сколько их таких, преумножающих зло под видом благочестия? И скольких они уже оттолкнули от Христа?
Законспектировал.
 

4 июня.

…С утра вызвали к высокому начальству и предложили подумать над совместной программой лучших творческих коллективов города для особо торжественных мероприятий. Почему я? Есть же режиссеры массовых мероприятий на такой случай. Выяснять не стал, обещал ответить через недельку и тут же ввернул просьбу о выделении денег на новые концертные костюмы. Черкнули себе в блокнотик и тоже пообещали ответить через недельку. Расставались улыбчиво, довольные друг другом, и уже вдогонку высокое начальство поинтересовалось: сможет ли симфонический оркестр открыть концерт "Праздничной увертюрой" Дмитрия Шостаковича?
Просьба не удивила, более того я был готов к такому повороту событий, заранее включив это произведение в репертуарный план. В период заката СССР и восхода демократической России без этой блистательной увертюры не обходился ни один официальный концерт, и дальновидные дирижеры обязательно имели ее в своем репертуаре.
Да и музыка того стоит!
Широкими и яркими мазками удивительно доступного музыкального языка нарисовал композитор многоплановую и красочную картину подлинно народного празднества, несомненно лежащего вне всякой политики…
Рассказывают, что когда увертюру впервые проиграли в студенческом оркестре Московской консерватории, кто-то из музыкантов заметил:
- Это на что-то похоже...
- Это ни на что не похоже, - объяснил дирижер, - это просто носится в воздухе!
И в том сущая правда. Молодецкая удаль тромбонов и лирические распевы валторн, праздничная суета деревянной мелкоты и призывные фанфары труб, - все это кажется слушателю удивительно знакомым, близким по духу, и безошибочно заставляет музыкантов играть на высоком эмоциональном накале. Я не помню ни одного случая из своей дирижерской практики, когда бы финал увертюры не покрывали бурные аплодисменты благодарных слушателей. Так заглянуть в душу русского человека мог только художник гениального уровня, истинный патриот, с молоком матери всосавший народные традиции.
Вообще надо заметить, что у увертюры счастливая судьба. Всенародно любимая, она стала одной из музыкальных эмблем Советского Союза, и таковой останется навсегда. Такой судьбы может удостоиться только подлинно гениальное произведение, нетленная классика.
Интересно, что в увертюре композитор широко использовал материал фортепьянной пьески, сочиненной ко дню рождения дочери, - Галины Шостакович. Когда я рассказываю об этом музыкантам, многие высказывают недоверие, а между тем все так логично и просто. Подлинному чувству любви всегда сопутствует творческий порыв, и чем искреннее чувство, тем совершеннее его плод.
Вот так и слились в гениальном произведении отцовская любовь к своему ребенку, и сыновья любовь к своему Отечеству...


23 июня.

Первый раз выбрался на пляж. Красотищща, я вам доложу! Лежи, загорай, обдумывай партитуру...Чего раньше думал?
Вообще-то этот пляж я облюбовал давно, лет шесть назад. Прихожу сюда постоянно, начиная от первых лучей майского солнышка, и заканчивая сентябрьскими дождями. Здесь всегда свежий речной ветер, и хорошо думается под тихий шелест воды и ребячий гомон. Обычно я беру с собой диктофон, и начитываю все, что приходит мне в голову, или преподносит сама жизнь. На городском пляже часто случаются интересные знакомства, и у меня уже составилась хоть и маленькая, но весьма симпатичная фонотека пляжных интервью и диа-логов.
Когда – нибудь пригодятся…



12 июля.

Звонил в Питер, узнать новости гастрольного сезона. Приятель сообщил, что начальник штабного оркестра Ленинградского военного округа Н Ф Ущаповский гастролировал в Америке.
Порадовался за коллегу. Капель крепкий, есть что показать. Пять лет прослужил под его началом. Лучшей кандидатуры и не искал бы.
Наконец-то хоть один из наших прорвался за океан!
Слава Богу за все!


23 июля.

Давно не писал дневник - на дворе роскошное пляжное время. Сегодня повстречал на желтом песочке черного человека - худрука областной филармонии N N. Поздоровались вежливо, однако от общения я уклонился. Нет ни малейшей охоты просвещать малограмотного, мелкого и завистливого человечка, так много плохого сделавшего для первого в стране муниципального симфонического оркестра в тех высоких кабинетах, куда он вхож по природной нахрапистости.Так и подмывает при встречах прочесть ему перефразированного Маяковского:

Понты всегда!
Понты везде!
До дней последних донца,
Понты - и никаких идей!
Вот лозунг твой под солнцем.

Ну да Бог ему судья.
Однако сразу вспомнился и нищий бюджет предстоящего сезона, и предстоящий творческий  конкурс в группе смычковых, и до сей поры непроплаченный счет за арфу, закупленную мной на Питерской фабрике музыкальных инструментов...
Трудный предстоит сезон,однако, съезжу - ка я в отпуск....


24 августа.

Только вышел на работу - хорошая новость: наконец-то областное начальство рассмотрело нашу просьбу о выделении симфоническому оркестру репетиционной базы. Несколько раз отказывали, и вот положительное решение. Теперь надо ждать пока прийдет нужный документ.



5 сентября.

Ура - ура!!! Вот оно, долгожданное Распоряжение главы администрации области № 752 -р от 3 сентября 1993 года! Уютно разместилось на моем рабочем столе прямо на партитуре 6 симфонии Петра Ильича.
Процитирую для потомков.
...разместить в здании по ул Ленина 25 областной краеведческий музей...с предоставлением большого зала для организации концертов областной филармонии и городского симфонического оркестра...
Ну что же! В теснте да не в обиде! Составил репетиционный график и отправлил на согласование в Управление культуры.
Так, на всякий случай.
 
 

9 сентября.

Гулял в парке. Пил минералку и слушал духовой оркестр. Хорошо...
Подошли музыканты, рассказали, что вокруг открытия симфонического сезона затевается какая-то мышиная возня. Неожиданности для меня нет, такое существует в любом оркестре вплоть до академических. Я к таким вещам отношусь спокойно. Дело привычное. Да и помогает до тонкости разобраться кто есть кто. А музыкантам сказал спасибо за неравнодушие к ситуации. Попросили не выдавать. Ну что же, люди мной уважаемые, надо прислушаться. А сезон предстоит сложный, под знаком творчества П И Чайковского. Потянут ли музыканты Шестую? Философски очень сложная музыка...Надо думать, время идет. Вот и гуляю по тенистым аллеям, погруженный в любимое занятие - размышления...

14 сентября

     Давеча в нотной библиотеке невольно стал свидетелем горячего обсуждения  двумя дамами достоинств сарабанды Баха в исполнении Глена Гульда. Едва заметили что вошел, стали апеллировать ко мне. Пришлось сказать, что по моему мнению всякий исполнитель, боящийся живого звука на сцене, в чем-то ущербен. Гульд – редкое исключение. Он бешено талантлив и неповторим именно в звукозаписи.
Что же до сюиты, так похоже  здесь, как и в большей части своего уникального творчества, Гульд остается верен  мироощущению чудо-ребенка, видящего бытие сквозь призму  утонченной хрупкости  детских фантазий. Хрустальный мир чарующей грезы о взрослом королевском бале, чудно сверкающем калейдоскопной мозаикой неземной красоты, прерывается недовольным ворчанием учителя, требующего вернуться с небес детских грез на грешную землю…
Но Гульд  предпочитает оставаться  на грани, и делает это  с мудростью старого философа  с огромными восхищенными глазами ребенка…
Дамы, похоже, не согласились, но возражать не стали из вежливости.
Распрощались с улыбкой.


22 сентября

Заболел.
Опять почки,Заполярье сказывается.
Ох и отосплюсь на больничной койке, всласть отосплюсь!
А еще напишу много писем,  всем отвечу обязательно.
Ждите, дорогие мои, теперь осталось недолго!

Липецк
1993 г


Рецензии