Рождественские традиции протестантов в России

Рождество – один из наиболее почитаемых праздников для христиан всех конфессий. Протестанты в России имеют свою многовековую историю, представленную, как самобытными российскими течениями, такими как стригольники, беспоповцы, нестяжатели и др., а также западными – лютеране, кальвинисты и т.д.

Протестанты российского и западного толка всегда преимущественно были людьми прогрессивными, стремящимися к развитию, поэтому имели влияние на общество и его культуру. Последних русские цари, начиная с Ивана Грозного, специально приглашали, чтобы перенять передовой опыт ремесел, государственного устройства и быта. Надо отметить, что Европа к тому моменту переживала эпоху возрождения и начало научно-технической революции, вызванные протестантской реформацией.

Сегодня протестантская церковь в России проходит важный этап формирования своей культуры. Уже начали складываться протестантские обычаи и традиции в отношении форм литургии, праздников, бытовой жизни. Это, несомненно, поможет восприятию протестантизма не как маргинальной, хотя и довольно многочисленной прослойки общества, но как полноценной конфессии. И чем скорее сложится эта культура, тем скорее российские протестанты выйдут на качественно новый уровень своего служения обществу и влияния на происходящие в нем процессы.

Есть верная пословица, что народ, который не помнит своего прошлого, не может иметь будущего. Именно поэтому сегодня протестанты все больше возвращаются к своей истории и культуре, во многом утерянной в советский период гонений и репрессий.

Я не хочу сказать, что современные протестанты должны полностью скопировать эти обычаи, они многообразны в зависимости от территориальных и деноминационных особенностей, многие из них не пройдут тест времени и сегодня будут не актуальны, но знать их не только интересно, но и необходимо для формирования культуры современных протестантов.
В этой заметке, я хочу привести выдержку о праздновании Рождества из книги об укладе лютеран - наиболее ранней протестантской деноминации, поселения которых в большом количестве были основаны в Поволжье в период правления императрицы Екатерины II.

«Празднование Рождества начинается уже с 5 часов вечера в сочельник. Многие в этот день не едят ничего до звезды или, правильнее, до темноты; другие едят только рыбное, но так как рыбы в степных реченках мало, то этот обычай постепенно погас.

С 5 часов вечера в сочельник начинается богослужение и все отправляются в церковь, дома остается только одна взрослая, которая приготовляет праздничный стол. К 6 часам вечера все приходят домой и каждый из членов семьи получает подарок; детям даются прежде всего медовые или мятные пряники, изготовленные дома, орехи и несколько конфект. Взрослые получали такие же тарелки со сластями, но, кроме того, кому-то попадалась еще кисет или перочинный ножик, материя на платье, головной платок и т.д.

Раздача подарков сопровождалась особой церемонией. Дети и взрослые собирались вокруг стола, на котором были выставлены подарки. Дети должны были спеть особый гимн, установленный для Рождества. По окончании гимна отворялась дверь и являлась одетая во все белое добрая фея, которая заявляла, что, проходя мимо, услышала пение добрых детей и поэтому пришла их приласкать, а дети должны по очереди были сказать заученный стишок. Затем фея исчезала в ту же дверь и на смену ей вваливался, гремя цепями и с рычанием льва, одетый в вывороченную наизнанку шубу, злой дух, который требовал предъявления ему для наказания или пожирания лентяев, зарывающих букварь под амбаром или спящих слишком долго, или отлынивающих от посещения воскресного богослужения, не слушающихся матери и т.п. Все со страхом и плачем кидались к юбке матери, которая, как наседка прячет своих цыплят от ястреба, прятала нас в складках своей юбки, успокаивала злого духа, пока тот не удалялся, гремя своей цепью. Только после, этого открывался наш рай и полная тарелка упомянутых сластей поступала в бесконтрольное заведывание каждого из нас.

Кроме сластей полагались еще игрушки: барашек, лошадка на колесах, палочка с конской головой и уздой; девочкам куклы, одетые в разноцветные платья, или только головки для кукол или неодетая кукла и т. п.

Елки появились только в конце шестидесятых годов и привозились из Саратова; в степи нет хвойного леса».

Надо отметить, что обычай рождественской ели имеет сугубо протестантские корни. В Европе жива легенда, что эту традицию в 1513 году ввел основатель протестантизма Мартин Лютер. Затем из Европы обычай разошелся по всему миру и достиг России к 1700 году, когда указом Петра Великого было приказано: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить".

«В этот вечер нас не могли рано уложить. Через полчаса или час - после раздачи подарков на столе появлялся ужин из праздничных блюд: жареный гусь, утка, поросенок с начинкой и т. п.»

Праздничный стол во все времена был традиционным для Рождества, ведь это не только церковный, но и семейный праздник. Во всем мире в этот день принято собираться всей семьей, даже повзрослевшие дети, живущие отдельно, приходят к родителям, чтобы за общим столом встретить рождение Спасителя.

«На первый день праздника дети обыкновенно посещают своих крестных и получают где конфетку, где пряник. Для взрослых с утра богослужение; после окончания проповеди, из церкви бежит хозяйка, чтобы приготовить все к обеду, который готовился в ее отсутствие; после звона одним колоколом, продолжающегося все время, пока пастор читает "Отче наш", хозяйка спешит приготовить все для подачи на стол; десять минут спустя начинается перезвон в оба колокола; это значит, что богослужение кончилось и все расходятся по домам. Тут же весь обед ставится на стол и приходящие тут же могут сесть за стол. Рождество празднуется три дня. Новый год особым почетом не пользуется. Это гражданский праздник. Тем не менее один день празднуется».

В России борьба с Рождеством началась вместе с антирелигиозной пропагандой. Именно тогда нашему народу искусственно навязали празднование Нового года взамен традиционного Рождества, именно тогда заменяя рождественские атрибуты: вертеп, хор ангелов, вифлиемскую звезду и т.д., появился культ Деда Мороза и Снегурочки.

Сегодня когда Европа и Америка в угоду антихристианским силам «политкорректно» отказываются от вековых традиций Рождества, Россия напротив возрождает свои христианские обычаи. Пришло время российским протестантам также вспомнить свою культуру, чтобы, тем самым, упрочить свои позиции, сделать себя более понятными для людей, и, самое главное, укрепить в обществе христианское самосознание.

Сергей Киреев


Рецензии