Сказка об одном художнике
Конечно, Витя не остался один. Его забрала к себе родная мамина сестра, тётя Надя. Ни на шаг не отходила она от племянника, стараясь отвлечь его от грустных мыслей. Да и остальные близкие очень переживали за мальчика. И всё думали, сумеет ли смириться он со своей страшной потерей? Но как тут смириться, когда вот же они, родители, каждую ночь появляются в Витиных снах: мама, солидная, красивая барыня, в черном платье с белым воротничком, и отец в военной папахе, которую иногда позволял сыну примерить...
Однажды, чтобы хоть немного развеселить Витю, тётя Надя подарила ему мозаику. «Мы её в детстве собрать пытались много раз, да не вышло – сказала она. – Может, у тебя получится? Говорят, тут секрет – в сочетании цветов. А какой, не знаю»...
Мозаика Вите понравилась. Все детальки её были разных цветов – ни одного похожего. Но только старательный глаз мог заметить, что одна деталь – синяя, словно весеннее небо, а вторая – тоже синяя, но с зеленцой, как если бы в небе отражался густой лес. Долго собирал мальчик частички картинки вместе. Может, неделю, а может и целый месяц. Время словно остановилось для него. И вот, наконец, получилась у Вити картинка, а на ней – бабочка. Только одной детали не хватало.
И тогда решил мальчик нарисовать её сам. Он долго смешивал разные краски, даже траву и снег добавлял, ведь должен был получиться особый цвет, похожий на дуновение ветерка и первую капель. А когда закончил работу и присоединил деталь к картинке, бабочка вдруг... ожила!
Она шевельнула крылышками и вспорхнула. Ах, какая красивая это была бабочка! Все цвета, какие только есть на белом свете, переливались на её крылышках. Витя наблюдал за бабочкой, боясь шевельнуться и спугнуть красавицу. Но она не улетела, а смело приземлилась на Витину ладонь и превратилась в кисточку. И он решил храниться её, как талисман.
С тех пор стал Витя больше улыбаться и радоваться. А всё кисточка помогала. Бывало, пасмурно на улице, серо. Но стоило взмахнуть талисманом, и мир преображался – появлялись новые краски, выглядывало из-за облаков солнце. И так красиво становилось вокруг, что Вите хотелось навсегда запечатлеть небо или опушку в лесу в своей памяти. Так и начал он потихоньку рисовать.
Конечно, хватало у Вити радостей и без кисточки-талисмана. Зимой он с ребятами замораживал колесо в реке – получала самодельная карусель. А после прогулок всегда на печке грелся да пироги тётушкины жевал. Весной слушал, как птицы поют, летом много гулял, а осенью собирал грибы. И никогда не уставал он подмечать новое: природой любовался, небом, цветочки с букашками рассматривал. Видел то, мимо чего другие мальчишки пробегали.
В двенадцать лет отдали Витю в детский дом. Нет-нет, только не подумайте, будто тётя Надя разлюбила своего племянника! Напротив! Это был самый лучший детский дом по тем временам. И учителя там преподавали мудрые, знающие. Много полезного впитал от них Витя. И, когда в семнадцать лет уезжал в трудовые коммуны в Люберцы, то увозил с собой бо-ольшой багаж знаний.
Вот тут-то, в трудовых коммунах, произошло с Витиным талисманом новое чудо.
Как-то раз приятель уговорил Витю сходить в изокружок к Никите Петровичу Хутылёву – лекции в мастерской послушать. «Это же ученик самого Ильи Репина!» – убеждал приятель. И Витя согласился. Почему бы и нет, если интересно? Но стоило зайти ему в мастерскую, вдохнуть запах краски, как вдруг почувствовал он, что кисточка в кармане (Витя всегда носил её с собой) вдруг затрепетала, задвигалась. Юноша накрыл её ладонью и почувствовал, как в пальцы от кисточки ему передалось тепло. И Витя почувствовал, как душа его потянулась к рисованию.
С тех пор стал Витя рисовать. И так он свои способности проявил, что очень скоро новый учитель Вити, Борис Владимирович Иогансон, рекомендовал его в художественный институт и взял к себе сразу на второй курс.
Ни разу не пожалел Борис Владимирович о своём выборе. Витя Сорокин оказался учеником терпеливым, вдумчивым. Он много ходил, наблюдал, посещал выставки. Мог проснуться раньше солнца, чтобы успеть к восходу на пленер. А мог долго простоять на морозе, работая над этюдом. Да и скромным он оказался, стеснительным даже. Одни ученики придут с готовой работой и таинственно так говорят, что, мол, вот я тут произведение создал. А Виктор всегда скромно сообщал: «Я тут картинку накрасил, посмотрите».
И к диплому он подошёл очень серьёзно.
Поначалу взял себе Виктор тему трудную – военную. Рисует и чувствует – не идёт работа. Всё сухо, жизни не чувствуется. Не знал он, что делать, как вдохнуть искорки в холст? А потом вдруг начал художник замечать, что его талисман с каждым днём становится всё меньше, меньше. Поработает над дипломной картиной, а кисточка словно усыхает. И тогда понял Виктор, если и дальше будет рисовать то, к чему душа не лежит, исчезнет его волшебный талисман.
Решил тогда Виктор взяться самаркандский пейзаж (он потом и работу так назвал). И получилось прекрасно – в золотистой, словно сказочной, пыли, не спеша, бредёт куда-то стадо чёрных овечек. Конечно, оценку ему поставили самую высокую. «Самаркандский пейзаж» показывали на Всесоюзной выставке, Министерство культуры эту картину приобрело. А самого автора приняли в Союз художников.
Конечно, радовался Виктор своим успехам. Но после того случая с дипломной работой понял он, что никогда уже не сумеет делать то, к чему душа его не лежит. Во-первых, самому потом плохо на душе. А, во-вторых, разве мог он позволить исчезнуть своей кисточке-бабочке? Вот и уехал Виктор из большой шумной Москвы в Елец.
Он и не представлял, какая красота его там ждёт. Старенькие домики, рядом – река, лес. Казалось, в Ельце и небо другое, и сам воздух. Трудности, конечно, и здесь были. Куда же без них? Но работа у художника пошла полным ходом. И картины получались замечательные. Все вокруг него ходили и удивлялись: «Откуда же Вы такие краски берёте, Виктор Семёнович (да-да, к нему теперь только именно отчеству обращались)? Ведь всё у Вас по-настоящему получается». «Из природы и беру», – отвечал художник.
Как-то раз рисовал Виктор Семёнович пейзаж. Рисовал и, по обыкновению, напевал музыку Верди. Он всегда так делал, чтобы почувствовать мелодию внутри себя – без неё-то картинка получится никому ненужная, неживая. И вдруг в небе, которое до этого было голубым, появилась радуга. Одна, другая, третья, потом зазвучала где-то вдалеке нежная, тёплая мелодия. И появилась перед художником... его бабочка. Только теперь она была гораздо больше, чем прежде. И цвета её крылышек стали более насыщенными, яркими. От удивления даже кисточка и палитра выпали из рук художника.
– Здравствуй, Виктор, – ласково сказала ему Бабочка. – Помнишь ли ты меня?
– Конечно, помню, – ответил художник. – Разве можно тебя забыть? Только почему же ты никогда со мной не разговаривала, если умеешь?
– Ошибаешься, разговаривала. Только слышал ты меня сердцем. И делал, как я советовала. А теперь, дорогой Виктор, пора нам расставаться. Смотри, все краски моих крылышек ты нашёл, все сумел передать в своих картинах. И дальше сможешь двигаться сам. Всё у тебя есть: талант, видение, и, самое главное, любовь – Полина Дмитриевна. Её вера теперь тебе опорой станет. Оставайся таким же добрым, открытым человеком и никого не ругай, а только помогай и советуй. И слушай, что говорит тебе сердце, оно никогда не обманет. Не обманывай и ты, Виктор, оставайся собой. А мне пора нового таланта искать, чтобы его направлять. Прощай, жаль мне с тобой расставаться, а надо...
Сказала Бабочка и исчезла вместе с радугами.
Всю жизнь Виктор Семёнович был собой. По-другому, он и не умел. Учеников своих не ругал, да и незнакомых художников тоже. И даже, когда стал он Мастером, известным во многих странах, и получил Золотую медаль Российской академии художеств, оставался человеком скромным и простым. Никогда не хвастался и не выставлялся на показ. А на свой юбилей мог прийти в рубашке, испачканной краской. Вот только уже не мог он стоять долго на морозе, рисовать этюды, как раньше. Но глаз его оставался по-прежнему острым, зорким – очки не носил. Много видел Виктор Семёнович за свои девяносто лет, много рисовал. И теперь мы с вами можем посмотреть его картины в Липецке, в Доме Мастере. Посмотрите и увидите, как много волшебных красок в нашем мире, и какой хороший может быть день, даже если вам он кажется серым и пасмурным.
Свидетельство о публикации №208062600134
Игорь Желнов 25.10.2008 09:07 Заявить о нарушении
Елена Кашуро 29.10.2008 12:57 Заявить о нарушении