Человеческая комедия 5

Человеческая комедия 5

Если можешь не писать - не пиши,
Наложи на свои мысли запрет,
Ну зачем тебе это - пойми,
Тратить нервы и время на всех.

Мысли у тебя - словно бред,
Так зачем эфир наводнять,
Лучше чаю сладкого ты попей,
Иль сходи на улицу погулять.

Лучше женщин больше имей,
Услаждай в постели их всех,
Ах не можешь - ну тогда так и быть,
Фантазируй в прозе про всех...

Тридцатые и сороковые, начало пятидесятых годов - годы массовых репрессий в Советском Союзе. Трудно обыкновенному обывателю писать об этих годах, не роясь в архивах, не анализируя и не взвешивая события тех лет. Судя по моим родителям - их семьи сполна хлебнули лихолетие тех лет. У моей матери навсегда остался страх к стукачам и заплечных дел мастерам, которые вешали и расстреливали свой народ. Была ли в этом необходимость? Судя по реабилитированным в пятидесятые и девяностые годы, большинство расстрелянных и зверски замученных в лагерях, стертые в лагерную пыль, с изощренными пытками и издевательствами - были ни в чем не повинные люди.
Палачи конечно же будут наказаны адом, а их жертвы попадут в рай. История заполучила кровавый, темный исторический материал. Теория классовой борьбы, доведенная до абсурда - это нечто...

Славка, а ему уже за пятьдесят, мой сосед. Тремся мы рядом уже двадцать лет на одной площадке. Оба мы одного поля ягодки, два больших выдумщика и хохмача. Разница только в том, что он на пенсии, а я нет. Поэтому, мне волей неволей еще приходится выдерживать какие-то рамки условностей, а он уже на все наплевал.
Наши жены подруги и на наши чудачества давно махнули рукой, да в общем и не жены они уже, т.к. мы с ними давно уже сосуществуем в официальных разводах. Вот такие дела. Объединяет же нас со Славкой выпивка, больше никаких общих дел у нас с ним нет.
Выпивки длятся годами и соответственно общение наше тоже не прекращается. Остановка наступает только когда кончаются деньги. Тогда начинается самое интересное, а именно симулирование всех возможных и невозможных болезней.
А знакомство началось с обыкновенных шашек. Славка был по ним дока, а я нет. Поэтому ему нравилось по сорок раз подряд меня выигрывать насухую. Но то ли возраст берет свое, то ли еще что, но наступил момент когда уже я его много раз подряд стал выигрывать в шашки. Славка обиделся и шашечную игру навсегда забросил.
Кто из нас первым открыл шлюз вранья в общении, я уже и не помню. Но раз по пьяне, Славка мне сказал, что он бывший танкист, и участвовал в военном конфликте. Снарядом снесло башню Т-54, весь экипаж насмерть, а Славку только контузило и его комиссовали. Правда это или нет, иди проверь. Только я в ответ наплел ему, что ракетным ударом, наш дивизион накрыл ущелье, и разведка доложила о куче убитых боевиков и при этом показал ему настоящую почетную грамоту, за образцовое выполнение воинского долга, выписанную на мое имя. С тех пор мы и соревнуемся, кто есть кто.
Все бы ничего, останься это только между нами, но слухи начали расползаться как ужи, и уже их не остановишь. Люди по разному относятся к нашим басням, в основном усмехаются и крутят пальцем возле виска. Мы же со Славкой уже никогда не угомонимся, то он что-нибудь отколет, то я, окружающие не скучают с нами.
Недавно столкнулись у подъезда, он с костыльком еле живой с похмелья, у меня переломана рука. Два инвалида - и все пьянка виновата. Ан нет - не унимаемся, закупили самогонку и начали пить. К утру Славки не стало...

Мой отец до Великой Отечественной войны успел окончить только два курса учительского института. Других институтов тогда в городке не было, поэтому наверно он и выбрал его. После войны какое-то время работал учителем, потом директором школы. Отца уже нет, а в деревянном, бревенчатом здании той школы, сталинской постройки - сейчас просто живут люди.
Я же учился уже в новой кирпичной трехэтажной школе - расположенной недалеко от этой и никогда учителем быть не собирался, даже и не думал об этом. Окончив университет и проработав шестнадцать лет физиком в НИИ, по стечению обстоятельств, пришел в школу, где и проработал десять лет учителем информатики, дойдя до первой квалификационной категории. Потом ушел, долго был безработным, а сейчас работаю подсобным рабочим на стройке, т.к. не имею строительной специальности.
Сын Саша тоже сначала поступил в университет на физический факультет, но потом заболел, ушел в академотпуск. Мы с женой перевели его в свой город - все в тот же пединтститут, по окончании которого, он распределился в деревню. Работает учителем физики и информатики в малокомлектной школе, проживает один в маленькой комнатушке при сельсовете.
Дочь Лена тоже окончила пединститут и работает учителем физкультуры в школе.
Что это? Откуда это в традиционной крестьянской семье, еще в начале прошлого века пахавшей землю?

Кто-то сидел в тюрьме, кто-то еще сядет. Человечество неугомонно. Постоянно идет процесс борьбы за лидерство, за подчинение одних другими. Возьмем современную стройку, она тоже претерпела определенные изменения. Народ стал более мобильным, технологии - более совершенными. Но суть её осталась прежняя - монотонный тяжелый физический труд и непрерывное пьянство рабочих.
После долгого перерыва я снова попал в строительную стихию. Быстро удовлетворив любопытство новыми инструментами и новинками строительных материалов и технологий, я снова погрузился в строительную суету. Люди приходят на стройку зарабатывать деньги на жизнь, отдают ей много сил и здоровья, работают не считаясь с собственным временем, т.е. без выходных, весь световой день, с короткими перерывами на еду и сон. На выходе, как правило, результат не очень утешительный, те немногие заработанные тяжелым трудом гроши здесь же проедаются и пропиваются, и в остатке ничего не остается.
Мой герой Александр уже восьмой месяц в командировке на строительстве здравницы на берегу живописной реки. Изредка звонит жене по сотовому телефону, и как я понял, жена по обязанности нехотя рассказывает о своем житье бытье, и не очень-то интересуется делами мужа. Это заводит Санька и злит. По поводу и без повода он пьет, пропивая скудные авансы, да еще влезая в долги. Санек уже немолодой сварщик, умелый и опытный в работе. Но работа дается Саньку все тяжелей и тяжелей. Он устает, нервничает, злится, на всех кидается с кулаками. На том и погорел, поругавшись с поварихой и обматерив её, он угодил в милицию и сейчас ему грозит срок...

С какого-то времени в нашей пьющей компании появился Владимир, который спокойно, без нервов отзывался на кличку адъютант. Её ему дали в Афгане, где он когда-то давно служил. Про те события он принципиально ничего не рассказывает, даже по пьяне.
В жизни адъютант очень мирный человек. Живет он на небольшую пенсию один. Как только он её получает, закрывается у себя дома и один полностью пропивает её. В это время ему бесполезно стучать в железную дверь - все равно не откроет и не откликнется.
Я с адъютантом дружен по частым совместным выпивкам, на которые он тратит деньги от сданного в пункт приема найденного или откопанного где-нибудь металла. Мы с ним можем говорить на любую тему, он знает все наши квартальные новости, и с удовольствием делится ими. А новости вобщем-то невеселые все: Игорек то ли повесился сам, то ли ему помогли, Лару так отдубасил сутенер, что она умерла в больнице, Марина сгорела в собственной квартире от незатушенной сигареты и т.д. Выглянешь в окно, все тишь да благодать, а на самом деле такое творится в жизни...

С Алексеем мы выехали на природу. Порыбачили, съели уху и легли в палатке спать. Время от времени мы просыпались и осматривались кругом, чтобы что не случилось с его старой, но еще на ходу легковой машиной. Недалеко от нас мы заметили блуждающие огни, они возникали то тут, то там в полной тишине, от фиолетовых, до ярко желтых. Приписывать их к НЛО мы просто не стали, ну блуждают огни, может им так хочется.
В темноте послышался шум трактора и скоро к нашей стоянке подрулили экскаватор "Беларусь" и груженный щебнем ГАЗ-53. Водители вышли, размялись, уселись неподалеку от нашей стоянки пить водку, разложив небольшой костерок. Я присоединился со своей бутылкой водки к ним, так как мой товарищ Алексей не пьющий, а давиться в одиночку не в моих правилах.
Водителям Сергею и Саше было уже за пятьдесят, возраст близкий к моим сорока девяти годам, поэтому мы быстро нашли общий язык.
Сергей опять нынче при работе на экскаваторе нарвался на какое-то захоронение, то ли скифское, то ли местного алтайца, то ли узника ГУЛАГа, строившего когда-то здесь дорогу. Поэтому он чувствовал себя не в своей тарелке, ведь души умерших не принято тревожить, это может приводить к несчастьям. Так и заливали это событие огромным количеством водки, пили молча, думая каждый о своем в этот ночной час.
Опять послышался шум двигателя, и недалеко от нас на ночную стоянку остановился УАЗ-"булка", как мы выяснили потом - с туристами пешеходниками-матрасниками, половина из которых были женщины, половина мужчины. Они внутри кабины зажгли свет и тоже до утра пили под музыку и громко разговаривали и смеялись. Так как у них был полный консенсус, то наши компании так и не смешались, оставшись каждая при своем.
Утром Алексей, я и водители согрели кофе, попили и разъехались каждый по своим делам. УАЗ-ик укатил еще затемно, и мы так и не разглядели хорошо друг друга. Берег реки пополнился очередной порцией пустых бутылок, свидетелей ночной жизни непоседливых людей...

Последние 32 года Саша еще ни разу не праздновал свой день рождения на воле. Так уж получалось, срока шли один за другим, на теле появлялись все новые и новые наколки, а день рождения 24 июня, оставался в памяти только как воспоминание о детстве.
Саша вор и гордился этим. Я в этом особо ничего не понимаю, но случай свел меня с ним на стройке, где он был за шеф-повара и кормил рабочие бригады.
Человек как человек, тогда ему уже было 54 года. Шутил, зубы не показывал, типа я сиделец, общался с нами как обыкновенный гражданский человек. Только всегда приговаривал: "Эх встретить бы мне на воле свои 55 лет". На кухне у него всегда было что-нибудь спиртное, которое он в течение дня потреблял сам и выручал тех рабочих, кто с похмела нуждался в стаканчике спиртного. Иногда ему не хватало сил дотянуть до ужина, и он вырубался. Тогда рабочие сами накладывали себе еду и в специальном блокнотике отмечали, кто что взял себе поесть.
Для меня все это было внове и необычно. Но в жизни ко всему привыкаешь. Привык я и к Саше, хотя близко и не старался сходиться с ним. У меня правило, с ментами и бандитами не связываться - себе дороже. Наступил июнь. Саша уже с начала месяца стал готовиться к своему дню рождения, завел медовуху, собираясь ею угостить нас всех 24 июня. Но то ли нервы у Саши не выдержали, то ли еще что, но кто-то на стройке его обидел. Конец был предсказуемым, своего обидчика он заколол огромным кухонным ножом в живот...

В чем заключается течение нашей жизни, спросите вы. У всех по разному - отвечу я. Стала ли наша жизнь сложнее? Нет, она стала проще - именно благодаря научно-техническому прогрессу. В чем смысл жизни? В детях, семье, Боге. Чем замечателен человек? Своей жизнерадостностью, колоссальной работоспособностью и огромным любопытством ко всему.
Человек шепчет по телефону Лене: "Люблю". В то же время признается в любви Ане. И все это делает с большой искренностью, т.к. в разных любимых он находит разные грани любви - это части одного целого.
У каждого человека есть своя функция, набор обязанностей - когда это ему надоедает, он опускается ниже этого уровня и становится асоциальным бомжем. Редкие бомжи живут долго, в основном их организм быстро изнашивается и наступает конец - это плата за нежелание нести свои социальные функции в обществе.
Страх сидит в каждом из нас. Он является защитным инстинктом. Счастлив тот, кто живет в комфортном для себя обществе, среде. Вся история человечества состоит в том, что каждая социальная группа людей добивается для себя такого комфорта, но к сожалению иногда за счет других. Поэтому человек в идеале никогда не бывает полностью счастлив, т.к. существуют общественные противоречия. К сожалению сейчас нет на земле такого строя, чтобы в нем не существовало никаких противоречий.
Искусственные построения недолговечны и нестабильны. К ним относятся и деньги. Уже при нашей жизни мы видели катастрофические обвалы рубля и других валют. Но человечество пока ничего не придумало взамен денег. При коммунизме, деньги и государство отмирают - но до коммунизма еще далеко на земле.
Природа щедра и прекрасна, мы часть природы. Техногенное воздействие на природу надо вести разумно, чтобы не подпилить сук на котором мы сидим. Поэтому режим энергосбережения и экономии природных богатств жизненно необходим.
Наука должна быть - и этим все сказано, именно научные достижения делают жизнь человека более стабильной.
Храмы - я всегда с трепетом отношусь к ним. Подвижники - посвятившие себя искреннему служению Богу, верующие - вызывают у меня уважение. Однако крайности в виде фанатизма и навязывания своих взглядов другим - неприемлемы.
Дети всегда дети, это слепок общества и к сожалению его противоречий. Стадии детства - это тонкая вещь, здесь закладывается наше будущее. Когда мы теряем целые поколения в наркомании, алкоголизме, погружаем детей в злобу и непонимание, обман и ложь - ничего не жди хорошего от завтрашнего дня.
Старики - доживающие свою жизнь. Нет зрения - чтобы смотреть и читать, возрастные проблемы со здоровьем и т.д. Но они как болота в природе, являются важной составляющей нашего общества, выполняя свои ролевые функции в духовном оздоровлении общества. Чувствуя приближение конца, большинство стариков обращается к Богу, понимают что суета в жизни - это только суета. Меньше начинают врать, ловчить, обманывать себя и других, больше внимания уделяют истинным ценностям в жизни.
Наши любимые домашние животные - это тоже члены семьи. Они хороши уже тем, что они есть на свете и показывают нам образцы бескорыстной преданности и любви.
Загадки космоса - ну что тут скажешь. Они есть...

Чудное это место, мостик через ручеек. Здесь я наблюдал границу дождя. Недалеко стоит моя родная школа, в которой я проучился десять лет. Здесь я испытал лобовой удар.
А дело было так. К мостику спускается дорога, по которой набрав скорость я летел на велосипеде. И надо же такому приключиться, навстречу мне веером едет группа спортсменов велосипедистов. Я туда, сюда - но лобового удара с одним из них не избежал. Какое-то мгновение и мы лежим на земле и корчимся от боли. Велосипеды, как два родных брата сцепились вместе.
До сих пор у меня на икре следы от звездочки велосипеда...

Напиши про меня книгу, попросил Анатолий, я её тебе надиктую. Об этом так же меня просил бывший полковник, и даже генерал. Разговор наш был под рюмку водки, и скорее всего они уже про него не вспомнят. Так, естественный порыв души, остаться в исторической памяти человечества.
Анатолий мой одногодка, вор-рецидивист, карманник. Ему уже 49 лет. Девятнадцать из них он уже отсидел в тюрьмах, и в любой момент готов туда вернуться обратно. А что, жизнь такая, ведь он промышляет карманными кражами. Конечно у него есть много рабочих специальностей: слесарь, сварщик, стропальщик. Но так ведь легче - украл, выпил, в тюрьму, тем более в наше время это уже не зазорно, так как сейчас воруют все, начиная с министров, чиновников всех мастей. Просто масштаб разный, если Анатолий рад кошельку с двумя-тремя тысячами рублей, то у чиновников масштаб вселенский - уже и не знаешь, что бы у нас в стране они еще не присвоили, не своровали.
Познакомился я с Анатолием случайно в придорожной пивнушке, где у меня в тот раз увели из карманов кошелек с небольшой суммой денег и часы. После этого я беру в пивнушку только небольшую сумму денег на пиво, и никаких ценных вещей. А так поговорить - пожалуйста, хоть с вором, хоть с полковником, хоть еще с кем. А вот писать книгу про них не хочу. Время еще наверно не пришло...

26 июня 2008


Рецензии
Вот и я с вами посидела за дружеским столом, спасибо- вы гостеприимны и общительны, искренне пытались выговориться и быть услышанным!

Странница Ната   01.08.2016 16:33     Заявить о нарушении
Наташенька! Спасибо!

Владимир Нургалиев   01.08.2016 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.