Размышления об уме и разуме

Долгое время не мог для себя сформулировать, в чем различие между этими терминами. Вроде одно должно подразумевать другое. После поступления в институт, когда круг общения вырос до достаточных размеров, начал замечать людей со слабым развитием одного их этих качеств. Например, девочка учится только на пятерки, всё сдает вовремя, отвечает на вопросы, но по жизни дура дурой. Парень – умнейший человек, но может спокойно не прийти на экзамен просто так, задумавшись о чем-то.

Труды философов внесли в рассматриваемый вопрос только неразбериху, вероятно потому, что читал не в оригинале, и то, о чем именно хотел сказать автор, потерялось при переводе. Понемногу от знакомых перешел к известным людям, к их поступкам. Затем в поле зрения попали целые нации. Когда примеров набралось достаточно начал анализировать, и пришел к таким выводам.

Получается, что разум – это в первую очередь способность дать оценку «надо или не надо». Так же как душа дает оценку «плохо или хорошо». Т.е. это инструмент качественной оценки событий и желаний. От инстинктов отличается большим набором критериев оценки. Если появляется чувство голода, то инстинкт при виде еды говорит «бери и ешь». Разум в тех же условиях обсчитывает и качество еды, ее доступность, достаточность и многое другое.

Так оценивается всё. На основании этих оценок разум выстраивает модель поведения и жизни. Только эта модель предельно схематична (базовые точки и вектора развития) и корректируется другими способностями человека. Маловероятные и незначительные критерии отбрасываются, поэтому разум довольно дискретен. И чем дальше по времени от текущего момента, тем меньше базовых точек, тем разреженнее получается модель.

Разум выступает как регулятор эго, барьер между инстинктами и желаниями с одной стороны и окружающим миром с другой.

Ум – инструмент познания окружающего мира. Он слабо связан с остальными человеческими качествами и не даёт оценок (оценивают за него разум и душа), так как существует отдельно от эго Занимается в основном аппроксимацией, т.е. по имеющимся в его распоряжении данным строит заключения, как на заполненном данными событийном промежутке, так и на перспективу, где таких данных пока нет. Если данных не хватает, находит возможность их получить. Предметом изучения ума может быть любое событие или тема, конкретная или абстрактная, даже напрямую не связанная с самим размышляющим. Именно скорость обработки различных данных и построения умозаключений и определяется тестами на IQ

Ума и разум разные инструменты и каждый выполняет свою работу. Уровень развития каждого из этих инструментов может быть разный, что мы и видим в окружающей жизни.


Рецензии
Олег - когда то (давно правда) - читала Ошо - про ум и разум многое забыла(кстати - книга эта есть у меня дома - можно заново полистать)- так вот ум - оппонент разума.
Разум - это как бы то что подсказывает нам сердце(или интуиция, или "шестое чувство") - а вот ум - это как раз тот - что всегда начинает "спорить" с разумом - "если я так сделаю - а что подумают окружающие?" - вспоминается "Горе от ума" - "Ах! что скажет Марья Алексеевна???"
Олег, прочла с интересом, легко и доступно - и не затянуто.
с уважением и добром -

Лариса Часовская   18.02.2016 23:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, но не соглашусь. Это разные уровни, о чем им спорить? Разум - надстройка над инстинктами. Если использовать аналогии, то это тактика. Поделиться пищей с чужим, что недоступно инстинктам. Отдать последнее. Уйти от стычки. Здесь и сейчас и немного вперед. А ум - стратегия (вчера-сегодня-в будущем-вбок-абстрактно), которая использует разум (тактику) для решения небольших задач.
А "что подумают окружающие" - это вообще другая связка: Дух-душа-совесть-эго. Дух - частица абсолюта (бога) в нас, эталон. Душа - наша неидеальная интерпретация духа, которая к нему стремится. Совесть - ограничения души, выстроенные социумом. Эго - самоосознание и самоощущение.

Олег Михайлец   20.02.2016 16:14   Заявить о нарушении
Олег - я, конечно - не смею даже спорить с Вами) - улыбаюсь, но пишу серьезно.
просто много времени прошло - когда я читала Ошо - но тогда я ему поверила.
и сейчас у меня эти ощущения остались) - разум(интуиция) - шепчет одно, а ум гнёт свою линию - так нельзя - НАДО(кому надо?) - так!
эти установки(я согласна - они не правильные) - но им учат с детства - лома, в садике, в школе...
этот Солнце Г И - всё верное пишет - но так уж мрачно и безысходно... что аж страшно... но так и есть, только надеюсь - что есть какие то "противовесы" этому мраку - как считаете, Олег?

Лариса Часовская   20.02.2016 18:28   Заявить о нарушении
Помните притчу про слепых, которые ощупывали слона? Одному достался хвост и он сказал, что слон тонкий и длинный. А другому нога и он решил, что слон - это толстая колонна, уходящая в небо. Все "авторитеты" рассказывают свою точку зрения, как они видят мир. Воспринимать их труды надо критичным интересом.
Прочтите "Байку про создателя" http://www.proza.ru/2015/12/25/2195 - тоже вариант взгляда на мир.

Олег Михайлец   21.02.2016 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.