Физика на страже экологии

«И весна встретит новый рассвет,

Не заметив, что нас уже нет…»
/Рэй Брэдбери/

О трагических последствиях технического прогресса ученые заговорили во второй половине ХХ в. Однако, Ф. М. Достоевский уже более 100 лет назад, задавая вопрос: «Увеличилась ли сумма счастья в человеческой жизни равномерно с развитием господства человека над природой, возможного для него при теперешнем развитии естественных наук?»- отвечал на него отрицательно. Он предугадывал проблемы, связанные с разрушением биосферы. Правда, он исходил не из научных положений, а из знаний человеческой души. В последние десятилетия деятельность человека оказывает огромное по масштабам и интенсивности воздействие на природную среду. Свидетельство тому – возникновение многих экологических проблем. К ним можно отнести:
-истощение природных ресурсов,
-глобальное потепление климата,
-истончение озонового экрана в стратосфере,
-проблема чистой пресной воды,
-проблемы мелиоративно-неблагополучных земель,
-кислотные осадки,
-сокращение видового разнообразия живой природы,
-экологическая катастрофа мирового океана,
-проблема утилизации отходов,
-экологическая безграмотность и т.д.
        Проблема будущего человечества стоит в глобальном масштабе. Как на будущее смотрят ученые? Большая часть сегодня верит в возможность проявления коллективного разума для сохранения человека на Земле. Чтобы выжить, человечеству необходимо изменить общую стратегию жизни. Прежде всего, необходимо уменьшить загрязнение окружающей среды и отказаться от философии потребительства. У нас, по мнению учёных, существует не менее чем 15-летнее отставание экологического образования от мирового уровня. Мы плохо воспитываем рачительного хозяина богатств Родины, и наши выпускники становятся бездумными природопользователями. Экологически образованный человек будет бороться против экологического варварства, находя наилучшие варианты взаимоотношения природы и общества.
       Сегодня, как никогда прежде, остро стоит проблема воспитания людей, способных защитить окружающую среду от своей же неразумной деятельности, которая уже реально угрожает человечеству самоуничтожением. Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой,- важнейшая задача школы. Учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира и считал бы преступлением против всего живого нанесение вреда природе. Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в экологическом воспитании не только детей, но и родителей.
  Цель экологического воспитания на уроках – сформировать у детей бережное отношение к природе, воспитать личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды. Бытует мнение, что вопросами экологии и охраны природы в школе должны заниматься учителя биологии и географии. Наверное, поэтому в процессе становления школьного экологического образования физика оказалась далеко не в первых рядах. Но опыт показывает, что большой вклад в дело экологического образования могут внести и преподаватели физики. На первый взгляд кажется, что интересы физики и экологии антагонистичны: экология – наука о взаимосвязях в природе, физика – наука, лежащая в основе научно-технического прогресса, который внес нарушения в многочисленные природные взаимодействия. Вспомним, однако, что в переводе с греческого слова «физика» означает «природа». Поэтому физика, как одна из наук о природе, должна учить, как использовать законы природы, не нанося ей вреда. Может быть теперь, пережив ряд экологических катастроф и ощутив на себе последствия неконтролируемых научных исследований, ученые почувствуют вину за развитие своей науки и вернут физике первоначальный смысл. Пришла пора использовать физику как инструмент сохранения окружающей среды.
       Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжен. Это обусловлено сложной программой, большим числом дидактических задач каждого урока. Тем не менее, можно выкроить время для ознакомления учащихся с экологическими сведениями при условии:
 1)вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого материала;
  2)они должны излагаться в информативном плане;
 3)их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу;
  4)при ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретенные на других уроках.

       Успешная реализация возможностей экологического образования и воспитания учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеклассная работа, факультативные занятия, решение расчетных и качественных задач экологического содержания, проектная и исследовательская деятельность.


Рецензии
«Он предугадывал проблемы, связанные с разрушением биосферы. Правда, он исходил не из научных положений, а из знаний человеческой души».

- А вот именно тут, по-моему, «зарыта собака»!.. Экологическое образование и воспитание нужно начинать с дошкольного воспитания, с рождения, с детского сада, когда создаётся человеческая душа! А в школе и далее – закреплять это. Общеизвестно, что главные чувства детей внедряются в дошкольном возрасте. Проблема глобальная! Одновременно с детьми нужно воспитывать (перевоспитывать) недовоспитанных по проблеме экологии родителей, взрослых, которые могут отрицательно повлиять на своих чад...
Тема сверхактуальная! Спасибо!

Рафаил Габдулин   14.05.2011 21:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.