Амрита

       Она сидела передо мной такая крохотная, нежная, говорила о каких-то пустяках и гладила меня по голове. Я видел ее впервые, но мне казалось, что я любил ее всю жизнь, с самого рождения.
- Как тебя зовут? – спросила она и внимательно посмотрела на меня. Я испугался ее взгляда, оттолкнул и побежал к озеру. Оно было голубое-голубое, как ее глаза и теплое, как ее ладони. В тот же миг озеро, превратившись в стекло, разбилось, и я в ужасе проснулся.

       Звонил телефон. В комнате было темно, и вся она была наполнена его отвратительным звоном.
- Я вас слушаю,- прожевал я и почувствовал пустоту в желудке. Кто-то напряженно дышал мне в ухо и молчал. Я хотел спать, и мне было совершенно безразлично, кто сейчас звонил. Люди всегда спешат совершать поступки, потому что хотят исправить прошлое или скорее дотянуться до будущего. Я редко оглядываюсь назад и не люблю заглядывать через плечо бегущих событий. Я живу сегодня и знаю, что буду жить завтра. Потому что моя молодость дает мне право на бессмертие.

       Молчание затягивалось и казалось, будет продолжаться вечность. Я не собирался дожидаться, когда истомившийся людоед, наконец, захочет говорить.
- Я вас слушаю,- грубо повторил я, давая понять, что не намерен больше ждать.
       Угроза подействовала, и мягкий женский голос растерянно пробормотал.
- Это я, твоя Смерть. Я пришла за тобой. Собирайся.

       Я лежал в постели и тупо смотрел в пустоту. Вчера я чуть было не угодил под колеса новенькой мерседески и мог бы пожертвовать собой ради мировой цивилизации. А сегодня жертва приноситься чьей-то бессоннице.
       Осторожно, словно кончиками пальцев, постучали в окно. Затем стали стучать чаще и чаще. Это начинался дождь. Все было просто и ясно. Вместо снега шел дождь, а кому-то было слишком хорошо или слишком плохо.
-Ты почему молчишь? Немедленно отвечай мне!- закричала Смерть и неожиданно, другим тоном – вкрадчивым и мягким, добавила,- Костя, это ты?

       Я улыбнулся. Она меняла интонации, как будто окрашивалась в разные цвета и превращалась в разных людей.
- Нет я не Костя. Я Кощей Бессмертный.
- Кощей Бессмертный?.. А я Елена Прекрасная… Простите. Я не туда попала,- она разочарованно вздохнула и потеряла ко мне всякий интерес.

       Игра закончилась, сняты маски и декорации. Актеры играют самих себя.
- Девушка, вы любите его? – мне стало жаль ее, и хотелось помочь.
- Кого?
- Костю…
       Она уже не понимала меня, потому что сразу исключила из своей памяти и переживала свои внутренние чувства. Она даже не подумала, что разбудила чужого человека и нужно хотя бы извиниться перед ним.
- Эх, вы!- обиделся я.
- Понимаете, он очень нерешительный. Он слабый человек и идет на поводу своей матери. Она ненавидит меня, а я не ненавижу его, - она произнесла эти слова, как произносят приговор.
 
       Я задумался. Здесь каждый получал свою позицию и образовывался кособокий треугольник. Но нормальная жизнь вся состоит из кособоких треугольников, острых и тупых углов и потому заставляет идти на поводу обстоятельств, характеров и даже случайных звонков. Костя идет на поводу родной матери, Елена Прекрасная на поводу своей ненависти, а я на поводу своего права на бессмертие.
- Я понимаю, но нужно научиться терпению,- я собирался принять роль святого отца, отпустить грехи и призвать к покорности судьбе.
- Да замолчите вы!- огрызнулась она - я устала ждать. Сегодня же уеду и брошу его.

       Я представил, как она начнет собирать вещи, складывать их в чемоданы, рвать на мелкие кусочки его фотографии. В комнате беспорядок, вещи разбросаны и в зеркале ее лицо. Оно как у китайского божка - древнее, строгое и тонкое.
       Она продолжала молчать, и видимо тоже представляла свою комнату в хаосе и себя где-нибудь в трясущемся вагоне. А может быть, просто устала и хотела спать.
 - Простите, уже три часа ночи,- она подслушала мои мысли, и к ней вернулось ощущение реальности, и она добродушно предложила, - давайте спать.
       Не прощаясь, она положила трубку и оглушила меня короткими гудками.
       Я включил ночник и посмотрел на часы. Они остановились и показывали без пяти десять.
Я уже не хотел спать. За окном шел дождь и громко стучал по асфальту. Я завел часы, завернулся в одеяло и достал с полки книгу сказок.

       Много месяцев назад, Амрита дала ее мне и сказала, чтобы я прочел сказку на странице двести сорок девять, но я забыл.

       “Завтра и сегодня”. Малайская народная сказка.
В один дождливый вечер сидели под деревом обезьяна Кра и жаба Раонг и жаловались друг другу на холод.
- Кррх, кррх, - кашляла Кра.
- Хут, хут, хут, - квакала Раонг.
       Но однажды надоело им мокнуть под дождем и дрожать от холода. Решили они на следующий день срубить дерево и из его коры сделать шалаш.
А на следующий день светило солнце, было тепло, и они уговорились построить шалаш завтра. Но к вечеру шел дождь и на другой день они снова сидели под деревом и жаловались на холод и сырость.
       И каждый раз, когда светило солнце они откладывали постройку шалаша на завтра, а на завтра шел дождь. Они сидели под деревом, стонали и жаловались на холод. Так и идет дело до сегодняшнего дня.

       Я отложил книгу, не мог читать. Амрита, девушка-ангел с именем, похожим на песню. Где ты теперь? Однажды она вот также позвонила среди ночи и спасла меня.
 Мы были старые друзья. Это больше, чем родственники и больше чем муж и жена.
       Родственников связывает кровное родство, мужа и жену – общая жизнь. А что связывает друзей? Может быть единый Бог, сидящий в каждом из нас. А может быть и любовь, которая осталась еще с детства и не выросла вместе с нами.

       В те годы я жил в коменалке по соседству с одинокой старой женщиной. Без приглашения и без стука она заходила ко мне в комнату,и, еле передвигая ногами, останавливалась посередине.
Я возмущался:
- Что вам угодно?!
       Она молчала, не обращая на меня никакого внимания, оглядывала комнату и как кусок холодца, выкатывалась из комнаты.
       Эти непонятные визиты продолжались время от времени. Я терпеливо ждал. Почему я не запирал дверь изнутри? Из принципа! Почему я должен?!

       Обстановка накалялась, с ней накалялась и зрела ненависть. Я не мог шутить и даже мыслить. Какая-то страшная сила накапливалась в моем организме и, не способная выплеснуться наружу, растворялась и отравляла его.
       Я вспомнил Раскольникова и представил себе, как возьму топор, подойду сзади к этой беспомощной, но ненавистной старухе и со всего размаху ударю по голове. Сердце мое не дрогнуло, не поразила моя жестокость, было просто безразличие.

       Я прокручивал эту сцену снова и снова. Соображал, с какой стороны лучше подходить. Возможно, я смог бы убить человека. В минуты отчаяния в людях просыпаются животные инстинкты, и как протест – желание растоптать и уничтожить.
       А моя соседка по квартире? Какие она испытывала чувства, когда входила в комнату молодого мужчины?
       Что она искала? Какую-нибудь вещь… Наврядли. Скорее всего, обрывок чужой жизни. И поступки ее, ничего не выражающие, были поступками бездомной собаки. Она ходила по жизни от человека к человеку. У нее был дом, но не было очага.
       Боги придумали человека, а человек придумал смерть. И кто знает, что было бы со мной, если бы в ту ночь не позвонила Амрита.
 - Как дела? – спросила она, и я почувствовал ее дыхание. Раскольников, не успев родиться во мне, умер.


       Дверь была открыта. Я ужаснулся. Амрита спала с открытой дверью. Я вошел в темный коридор. Он был заставлен коробками, грубо сколоченными ящиками. Цепляясь за углы в узком проходе, я пробрался к комнате. По законам природы она должна была спать.
 “Ночью не ходят в гости”,- мелькнуло у меня в голове, но я уже взялся за ручку двери и зажмурился от яркого света.
- Привет, моя милая Амрита!

 1987 год.
 
Иллюстрация - картина художника Лены Усковой "Амрита" 2002 год. Холст/масло. Размер 500/320 мм. Находится в частной коллекции.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.