Верещагин
«Стена Соломона» - место стремления многих паломников, место, где многие люди проводят часы в молитвах и страданиях, и картина Верещагина, отображающая происходящее у одной самой обычной стены в Иерусалиме. Удивительное заключается в том, что образы, созданные художником, можно было встретить у стены каждый Божий день, а ведь люди, приходившие туда верили, что каждый день создан именно Богом, и приходили они не к стене, а к творцу того, по чьему приказу была выстроена эта стена, к Богу.
Среди евреев различимы фигуры туристов, они легко узнаваемы по головным уборам и прическам, они стоят у самой стены, пользуясь вероятно единственной возможностью оставить свои мольбы в форме обычного листка бумаги в вечной стене.
Удивительными и уникальными образами являются женщины иудейки, склонившиеся у стены. О чем они молятся? О ком плачут? О сыновьях, о мужьях, о своей женской доле, которую они воспринимают как должное, ведь именно это диктует культура…
А вон раввин, о чем думает он? Может быть ему никак не забыть слова Иисуса «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас?» Ему сейчас трудно, на сердце тяжелое бремя, ноша нелегка, а окружающий мир не дает ответа на его нужды.
Как же смог Верещагин отобразить такие глубокие переживания, духовное напряжение, что настроение картины непосредственно передается окружающим. Произведение захватывает, даже завораживает, хочется самой достать бумажку, написать на ней свою просьбу, оплакать потерянного друга, любимого или близкого человека…
Жизнь художника сильно повлияла на его произведения и творческий путь. Долгое время Верещагин служил в войсках, проводил время в сражениях, заслужил Георгиевский крест. Художнику были близки не только мотивы войны, но и мотивы ее последствий. Перед глазами до сих пор стоит «Апофеоз войны», груда черепов на полотне стала своеобразным памятником, который согласно подписи на картине посвящен «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Не смотря на многие картины, изображающие храмы, величественные сооружения, памятники архитектуры, написанные Верещагиным в период его путешествий по передней Азии и индии, вернувшись в Россию, он возвращается к теме войны, пишет серию картин «1812 год. Наполеон в России».
Многое бросается в глаза, многое трогает сердце, некоторые образы берут за душу, какие-то даже преследуют… Но ведь есть же еще «Стена Соломона», которую я, как и множество других людей, называют стеной плача. Я верю в то, что работая над этой картиной, Верещагин сам задумывался о том, чтобы он написал на листке, чтобы он вложил в стену между вековыми камнями, о чем бы заплакало его сердце…
И моя рука невольно потянулась за блокнотом и ручкой. Мир на земле?(зачеркнуто) Богатство? Слава? Удача?(нет, не то) Любите детей…Хотя то, что я там написала останется лишь между мной и Богом, и моя просьба была уж точно не эгоистичной.
Свидетельство о публикации №208062800460