У костра



       Летом река возвращается на дно ущелья, освобождая захваченные весенним половодьем территории. Вынырнувшие песчаные площадки зарастают талом, тополем, там бьют родники, подпираемые рекой и водоносными слоями.

       На такие площадки съезжаем на машинах. С нами Гена на «Луцке». Этот отечественный вездеход неизменно выручал, если «жигулята» вязли в песке.

       С нами Иван Михайлович, Генкин отец, несмотря на возраст, большой любитель и знаток гор.

       С нами наши женщины…


       Женщина на отдыхе с рыбалкой в горах!..
       Большой опыт совместных поездок подсказывает, что дамы, как обычно, получат и нашу долю отдыха. Причина: насекомые и пресмыкающиеся. Ладно бы разжечь костер или освободить от валунов место для купания, запрудить его!

       Необходимо набрать дров (по берегу полно) - брось удочку и собери!! Боюсь - там змеи!Чистить рыбу – чисти сам!! Там змеи подплывают к садку с рыбой и скорпионы под камнями.В туалет, для отправления малой нужды – проводи!! Фаланги!!

       Когда солнечный свет уже вышел, а тьма только стучится, мы, отмассажированные солнцем, смывшие горной водой усталость рабочей недели, садимся у костра и беседуем.
Говорим и о змеях. Это опасность, нужно о ней помнить…

       Я рассказал, что в воде – это, в основном, пестроцветный полоз, да, он большой, но не кусает. Его задача поймать рыбу и проглотить со стороны головы. Потом в укромном
месте полежать, переварить. В такой момент они малоподвижны и напоминают коротеньких удавов - уродцев.

       Другое дело - щитомордник. Случаи его страшного укуса мне доподлинно известны, один произошёл даже в подведомственном моему предприятию пионерском лагере, но по счастью никто не умер. Больно, отеки, важно ввести сыворотку, а она есть в каждом горном месте отдыха.


       Мой рассказ.

       В этом году, желая вспомнить молодость и растрясти жирок, пошел за грибами с бывшим одноклассником Сашей Бубновым. Поехали на моей машине по Наугарзан-саю до упора,
там оставили её, перешли сай и полезли в гору.

       Двухметровый Саша был в отличной форме. Я подотстал. Догнал его только у снежных языков, лежащих по седловинам Кураминского хребта.

        Именно здесь, на отвоеванных солнцем у снега полянах, росли белые степные грибы.
Саша испытующе посмотрел на меня, как бы говоря:

- Где же тот футболист выносливый?

       Потом спросил:

- У тебя, что с собой в рюкзаке? Небось, набрал консервов?

- Да, тушенка, сгущенка, сайра, огурцы и буханка хлеба, термосок с чаем.

- Давай я потаскаю.

Съестное живо перекочевало к нему в рюкзак.

- Давай грибы собирать, потом внизу у сая перекусим.

- Хорошо.

       И только я этот вездеход на ходулях и видел. Он даже из виду пропал.
Грибов было много. Я любовался природой, рассматривал следы, пересекающие снег, нашел кабаньи и, наверное, волка или большой лисы.

       Солнце палило, июнь все-таки!! Я обливался потом. Майка перекочевала в боковой карман рюкзака.

       Хотелось пить и есть! Александра не было видно!

       Безмолвие!!

       В горах у нас растет кисличка, напоминающая огородный ревень. Хозяйки делают варенье из неё, очень витаминизированное. Съел штук тридцать!!Но хотелось мяса и хлебушка!!

       Стал спускаться на безвольных от усталости ногах, полный кислички!!Накатывала злость на того, кто унес еду и на того, кто её отдал, балбес.

       Путь занял часа два.

       Место, где спустился, заканчивалось обрывом в десяток метров, не пробраться к реке. Пошел вдоль неё, обессиленный и голодный, и тут встретился на тропе со щитомордником.
 
      Я окаменел, бежать не было сил, а импульс страха мой организм, видимо, из-за отсутствия калорий, не выдал.

      Похоже, у щитомордника выдался аналогичный некалорийный день, он лежал на тропе и смотрел на тело, которое в его тепловизоре даже не светилось.Может, он квалифицировал меня, как безжизненный предмет?Не знаю!!Но минут через пять щитомордник сунул голову в траву и поскользил прочь. Доказал свою неагрессивность.

       Пройдя вдоль обрыва еще метров сто, я увидел на полянке за саем Александра. Он разложил еду, вскрыл все консервы и, думаете, меня ждал?

       Взревев от возмущения, я скатился на "пятой точке", перешел бурлящий поток по прямой и, обезумевший от голода и холодной воды, схватил кусок хлеба.Только утолив голод, я почувствовал запоздалый страх перед змеёй. Если бы она меня укусила, то как бы меня доставили до места, где есть сыворотка? Одноклассник машину не водил, а до города семьдесят километров.

 Саша сказал, что если бы я наступил, то тогда - ой!!

 А так:

- Поехали и кончим трястись!! Хорошо, что не кобра!!

       И немедленно у нашего костра возникла дискуссия о кобрах. Никто не слышал, чтоб она водилась в наших краях. Но все единодушно признали, что реакция этого вида змей превосходит реакцию всех других.

       Иван Михайлович, давно порывавшийся толкнуть речь, взял слово.

       Рассказ Ивана Михайловича.

       За рекой, чуть ниже по течению, лежит ущелье Тандыр - сая. Кабанов там раньше было видимо-невидимо. В пятидесятые годы, я – бывший разведчик-пехотинец, лежал в засаде на кабана.

       Молодой был, здоровый, один ходил. Возьму кабанчика, разделаю, вырежу самые лакомые куски и домой, пехом.

       Вот однажды, пришел в это ущелье с вечера и залег недалеко от тропы, где они на водопой проходят. Не курю, не ем, лег так, что бы запах мой не учуяли, дремлю.Ружье в левой руке, а правая рука по армейской привычке - на рукоятке ножа. Вы видели его? Трофейный! На нем ещё «Гот мит унс» написано, по-немецки.
 
      Генка, ну подтверди!!

      Гена кивнул головой и отошел от костра, чтобы не было видно лица.

     ...Так вот, нож этот у меня, как бритва, наточен был. Утром, только солнце первый луч просунуло над горой, я проснулся. Ну, у нас, разведчиков, нет привычки дергаться.
Приоткрыл глаз потихоньку, а она вот - перед лицом сидит, раскачивается, капюшон раздула.

- Кобра???

- Она самая!!

     Ну, думаю, чья реакция быстрей, и резко ножом – вжик! И срубил ей голову, напрочь!!
Так что кобры у нас есть!! А реакция у некоторых людей лучше, чем у них!!
Развивают такую реакцию в разведке!
………………………………………………………………………………
       Мы одно время работали в механическом цехе химико-металлургического завода.
Гена - токарем, я – слесарем-ремонтником, Иван Михайлович - термистом.
В обеденные часы, в комнате приема пищи, Иван Михайлович рассказывал, что
за умение обрабатывать металлы токами высокой частоты, он имел, бронь от армии.
Ножи он делал хорошие, из клапанной, пружинной стали 65Г, без надписей «Got mitt uns».


..Я у костра промолчал, зная, что Генка мне за это безумно благодарен.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.