Случайное

               
               
               
От автора. Промозглый средиземноморский ветер гонит волну в грязных каналах, ерошит перья голубей на площади Сан-Марко, задувает свечи в пустых церквах. Венеция. Туристов нет - и город опустел. Из иностранцев лишь – рассеянные по разноразрядным гостиницам американские писатели. Здесь в свое время живали-бывали и Хемингуэй, и Скотт Фицджеральд, и Стейнбек появлялся. Место натоптанное. Озверев от писанины, сползались писатели вечером в бар Висконти. И вот однажды входит в бар один американский писатель (забыл его фамилию), глядит на всех победителем, хлопает рюмку и возглашает:
-Все, братцы, закончил я свою новую книгу.
Окружающие уткнулись в свои коктейли: ну и что, мол! Мы тоже закончим! Нашел чем хвастаться! Но один не выдерживает – из вежливости спрашивает:
-А о чем она у тебя?
Тогда американский писатель № 1 громогласно:
-Идиот! О любви, конечно! О чем же еще стоит писать?
Пауза. Все внутренне аплодируют. Но тут американский писатель № 2 парирует:
-Об одиночестве.

(Правдивая история)

                ***

Ненавижу электричку. Особенно летом. Особенно в воскресенье вечером.
 Открытые форточки вагона не спасают от духоты, запахов человеческого пота, водочного перегара, лука, чеснока и прочих пахучих ингредиентов дачных застолий. Запахи земли и куриного помета витают в спертом воздухе. Люди набиваются в вагон, как сельди в бочку и стоят с мрачными выражениями лица.

Вся радость от пребывания на даче насмарку.
Два дня проведешь у себя на даче и никого не увидишь, кроме соседей. Зато увидишь или ощутишь небо, и землю, и цветы и листья, и даже порою пение птиц. Пробудешь выходные на свежем лесном воздухе, где глотками пьешь солнце и пахучесть лугового разнотравья, а потом в эту спертость…

Чей-то потный живот упирается мне в спину. Неприятно. Пытаюсь отодвинуться, получается плохо. Поворачиваюсь боком, чтобы уменьшить площадь соприкосновения.

Боже! Сколько людей! И все чужие, незнакомые! И такие хмурые, такие каменные. Невольно подчиняешься общей их хмурости, обыденно напрягаешь мускул, закрывающий плотно створки своей раковины, убегаешь на необитаемый остров в своем сознании.

Но сделав первый шаг к побегу, успеваешь подумать о том, как много всего копошится за этими хмурыми лбами, и что бы могло произойти в мире, если бы мысли эти имели хоть какое значение и выход. Порой кажется - Армагеддон показался бы детской шуткой, такие флюиды мрака и злобы порой продувает по вагону.

Меня трясет и уминает от остановки к остановке. Мое внутреннее Я катится по рельсам. Я думаю, какое же мелкое значение у случайных мыслей этих людей, которые перетекают сейчас из сферы дачных забот в область забот завтрашних. Они протекут и растают, не успев даже запомниться тому, кто их помыслил.

Не так ли малозначимо и само существование наше? Вот всей этой набивки вагона? А сколько еще таких же поездов спешит сейчас к вокзалам других городов ? Что значат в этой железнодорожной расписанной круговерти все тысячи маленьких, уставших и озлобленных, отуманенных теснотой и долго сдерживаемым терпением? Так же мало значимы они, как безразлично это для поезда, кого он везет.

Все они - это мы. Все мы - это они. Мы - одиночества.

Прокручивая все эти много раз прокрученные мысли, я вяло перевел взгляд в сторону и тут увидел в нескольких шагах, оттиснутую давкой к самому окну вагона - тут я увидел - тебя.

Это была ты. Только годами моложе. Такая, какой ты мне встретилась когда-то - и, ты поверишь, еще красивее. Просто любая юная женщина, глядящая в окно летящего поезда вперед и вдаль - разумеется, она будет красивее, чем обычно!

И как-то сразу поменялось все вокруг. Словно яркие лампы вспыхнули высоко над нами. Они высветили и боль, и радость, расцветили новым цветом краски, которые давно уже свелись к оттенкам одного мрачного цвета.

Здравствуй еще раз, незнакомая ты! Здравствуй еще раз все случившееся и не случившееся! А ты, горечь, опустись на свое холодное дно! Ты, радость, верни свой свет обратно в небеса!


И давняя любовь, завязанная когда-то тугим узлом и запрятанная в дальнюю каморку памяти - предстань опять!

Я сбежал из холодной декабрьской Москвы. Дезертировал. Тоска по чему то неведомому погнала меня к морю. Я уехал в Сочи. В городе было пусто и дождливо. Море не принесло мне желанного успокоения. Оно равнодушно накатывало волны на берег, не обращая внимания на мою нелепую, пропитанную тоской фигуру, бродившую по безлюдному пляжу.

И здесь я встретил тебя. Ты появилась внезапно. Только что на песке никого не было, и вдруг ты появилась неизвестно откуда, словно из пены морской. Ты шла навстречу. И родилось странное ощущение, что сейчас что-то произойдет. И произошло. Мы взглянули друг на друга. И произошло чудо.

Удивительные это ощущения - любовь, радость жизни! Это не был курортный скоротечный роман. Это было взаимное космическое притяжение двух одиноких планет, скитавшихся до сей поры в холодном космосе Вселенной.

Но, как же быстро мы узнали, что в нас, таких поначалу радостных и открытых, сидят внутри два морозных демона - два наших самолюбия, которые не хотят уступать друг другу! Каждый из нас поначалу не видел своего, но с чужим он непременно не мог смириться.

И весь этот окружающий мир, подаривший нам друг друга - как быстро из верного нашего друга стал нашим врагом! А в начале нам казалось, что уж мы-то выскользнули из-под его гнета!

Уже интуитивно чувствуя, как ослабевают узы нас стягивающие, мы шутили и смеялись, придумали формулу для современных влюбленных: "о любви подумать некогда".
Но у нас нашлось время подумать. И что же нам придумалось?

Побольнее расстаться.

Любить - значит не судить. Слишком скоро мы перешли от объятий к осуждениям. Мы не знали еще - в любви обратной дороги нет. Откуда нам было взять жизненного опыта и мудрости? Мы жили не рассудком, а чувствами.

Любовь к жизни - самая, казалось бы, безвредная изо всех разновидностей любви. И то - сколько бед приносила она порой всем окружающим такого жизнелюба.

А любовь к тебе, заставляющая от жизни отвернуться и видеть лишь одно - тебя… Не обречена ли она стать опасной? И недолгой?

Вам когда-нибудь объяснялись в любви? Ну и, скажите, надолго вам хватало этого удовольствия?

Подсознательно человек чувствует, любовь - это сила, более могучая, чем он. С ней не совладать - только обманом побороть ее. Он изобретает такие виды оружия, как порнография, продажный секс, цинизм и прочее, постыдное - лишь бы уберечь себя от этой силы.

Но все равно, каждый ждет нетерпеливо, чтобы сказать "я люблю тебя!" - сказать с надеждой и отчаянием. А внутренне, в мыслях, трусливо искажает и усложняет грамматику этой фразы: "Я очень бы хотел любить вас. Но как бы мне выяснить заранее, как вы поступите, если я вас все-таки полюблю?"

А тогда любовь испугалась наших противоречий и неуступчивости, столкновения самолюбий. Она бросилась бежать прочь, не разбирая дороги. И жизнь, которая клокотала, плескалась раскаленным металлом, остыла и застыла.

Она останется такой навсегда. А воспоминания о случившемся постепенно меняют глубинный смысл наших толкований этой истории любви. Время обкатывает острые углы прошлого. И даже смерть не разлучит нас сильнее, чем разлучила жизнь.

Мы расстались. Умер целый мир, в котором были улицы, где мы бродили, касаясь незаметно для прочих друг друга душой и телами. Восходы и закаты, увиденные вместе, музыка, услышанная вместе, и музыка звучавшая в наших сердцах. Конечно хочется верить, что это была одна и та же мелодия…

И неразлука, и лучшие наши друзья, и целый мир детств и юностей пересказанных друг другу. И общие дожди, когда мы не раскрывали второго зонтика, даже если он у нас был. И услышанная где-то примета: когда в первый раз в году пробуешь что-то, надо брать левой рукой и загадывать желание.

И ты, глядя мне в глаза, брала аккуратно и редиску, и зеленые огурцы, и помидор, и вишню, и сливу, и в честь тебя я делал то же самое.

И глаза в глаза, до головокружения, до изнеможения, когда нет сил отвести взгляды…

Все эти минуты мы убрали из потока времени. Пусть даже они не останутся с нами! Остались, не смотря ни на что!

Может быть, люди просто не догадываются, что существуем не мы - а существуют наши любви, вечные, временем непобедимые. А в этой вечности, всегда - сейчас. Да, это им, вечным любвям суждено в мире быть, а нам досталось лишь представлять их в свой недолгий час.

И как понять - чудо случилось или неприятная оплошность? Вот то, что я увидел в переполненном вагоне электрички другую тебя? Увидел тебя следующую, которая глядит сейчас в вагонное окно.

Я не мог отвести от тебя глаз.

А ты, ощутив на себе мой взгляд, ты посматривала на меня искоса и отворачивалась улыбаясь. Смешно - седой старик глаз не отводит от юного существа. Но, вдруг, ты хоть немножко запомнила меня? А когда тебе, в твоей готовой начаться истории, предстанет другой я - более молодой, он неожиданно покажется тебе чем-то знакомым? Может это облегчит ваши первые шаги друг к другу?

А ты - другая, ты, к которой я обращаюсь, ты, которая останешься моей, хоть сейчас и не знаешь этого - тебе тоже, возможно, придется встретить другого меня, меня из предыдущей истории.

Моложе. Не такого, как сейчас, с утомленным тяжелым взглядом, излечившимся от давней любви. Рана, она когда-нибудь перестанет жечь. Обязательно.

Вспомни тогда: ты ведь первая перестала улыбаться при наших встречах, и я, ощутив это, тогда старательно улыбался за двоих. Ту улыбку, которую ты задолжала мне - отдай ему.

Пришел на вокзал поезд, смешался поток пассажиров, сместился поток мыслей.

Легкий моросящий дождь и шаркающие шаги по перрону.

Это мое одиночество.

Это я.


Рецензии
Уважаемый Геннадий, начала читать ваше произведение
с некоторым внутренним протестом:

«как сельди в бочку и стоят с мрачными выражениями лица.»

Сама часто ездила в таких электричках
и видела, что лица, возвращающихся домой дачников,
светятся внутренним светом.
Этот свет пробивался из глубин человеческих сердец
сквозь туман усталости, сквозь
трудности обратного пути домой.
Любовь и доброта Сердец дачников
очаровывала и уносила мои мысли ввысь.
Полагала, что общение с Природой так
преображает людей. Именно то, что написано далее:
««Два дня проведешь у себя на даче и никого не увидишь, кроме соседей. Зато увидишь или ощутишь небо, и землю, и цветы и листья, и даже порою пение птиц. Пробудешь выходные на свежем лесном воздухе, где глотками пьешь солнце и пахучесть лугового разнотравья, а потом в эту спертость…»»

А здесь автор видит в людях столько зла:
«Порой кажется - Армагеддон показался бы детской шуткой, такие флюиды мрака и злобы порой продувает по вагону.»!!!
Бр! Аж мороз по коже!
Дальнейшее повествование несколько
заинтересовало и увлекло за собой:

«Я думаю, какое же мелкое значение у случайных мыслей этих людей, которые перетекают сейчас из сферы дачных забот в область забот завтрашних. Они протекут и растают, не успев даже запомниться тому, кто их помыслил.»
И здесь моё мнение отличается от мнения автора.
Считаю, что мысль, как бы мимолётна она ни была,
не растает без следа. Она, как ребёнок на пуповине.
Единственное отличие, что ребёнок после рождения
освобождается от пуповины, а мысль остаётся со
своим породителем до конца его земных дней.
В доказательство можно вспомнить, что одни и
те же мысли к нам периодически возвращаются.
Попробуйте сознательно пресечь появление такой мысли,
и вы поймёте, что она - независимая сущность,
которую не так-то просто побороть!
Вопросы, которые далее ставит автор по ходу
повествования, возникают в сознании каждого человека.
И всегда интересно узнать, что по данному вопросу думают другие:
«Не так ли малозначимо и само существование наше? Вот всей этой набивки вагона? А сколько еще таких же поездов спешит сейчас к вокзалам других городов ? Что значат в этой железнодорожной расписанной круговерти все тысячи маленьких, уставших и озлобленных, отуманенных теснотой и долго сдерживаемым терпением? Так же мало значимы они, как безразлично это для поезда, кого он везет.»

«Все они - это мы. Все мы - это они. Мы - одиночества.»
И в этом случае мои взгляды на Жизнь расходятся
со взглядами автора. Предполагаю, что
каждый человек является клеткой единого
организма – Человечества.
Мой протест продолжался до той части произведения,
где я прочла о встрече Л.Г.
С молодой девушкой, всколыхнувшей всё лучшее,
что таилось в глубине его Сердца.
И далее произошло чудо! Оказалось, что любой
человек способен видеть красоту окружающего Мира.
И секрет этого кроется в ...любви!

«тут я увидел - тебя.
Это была ты. Только годами моложе. Такая, какой ты мне встретилась когда-то - и, ты поверишь, еще красивее. Просто любая юная женщина, глядящая в окно летящего поезда вперед и вдаль - разумеется, она будет красивее, чем обычно!
И как-то сразу поменялось все вокруг. Словно яркие лампы вспыхнули высоко над нами. Они высветили и боль, и радость, расцветили новым цветом краски, которые давно уже свелись к оттенкам одного мрачного цвета.
Здравствуй еще раз, незнакомая ты! Здравствуй еще раз все случившееся и не случившееся! А ты, горечь, опустись на свое холодное дно! Ты, радость, верни свой свет обратно в небеса!
И давняя любовь, завязанная когда-то тугим узлом и запрятанная в дальнюю каморку памяти - предстань опять! »

И здесь я оценила мастерство автора,
намеренно сгустившего тучи в начале повествования.

«Удивительные это ощущения - любовь, радость жизни! Это не был курортный скоротечный роман. Это было взаимное космическое притяжение двух одиноких планет, скитавшихся до сей поры в холодном космосе Вселенной.
Но, как же быстро мы узнали, что в нас, таких поначалу радостных и открытых, сидят внутри два морозных демона - два наших самолюбия, которые не хотят уступать друг другу! Каждый из нас поначалу не видел своего, но с чужим он непременно не мог смириться. »
И как верно оценивает, на мой взгляд, Л.Г.
ничтожную причину, из-за которой люди
теряют свою любовь – самость!
Да, как часто этот морозный демон скрывается
в глубинах нашей личности, чтобы
проявиться в самый неподходящий момент,
и уничтожить наше Счастье!
Далее автор мастерски описывает, что
от ненависти до любви один шаг. И остаётся
одно желание «побольнее расстаться»!
Как сказал Эрих Мария Ремарк:
«Ни один человек не может стать более чужим,
чем тот, которого ты в прошлом любил.»
«И весь этот окружающий мир, подаривший нам друг друга - как быстро из верного нашего друга стал нашим врагом! А в начале нам казалось, что уж мы-то выскользнули из-под его гнета!
Уже интуитивно чувствуя, как ослабевают узы нас стягивающие, мы шутили и смеялись, придумали формулу для современных влюбленных: "о любви подумать некогда".
Но у нас нашлось время подумать. И что же нам придумалось?
Побольнее расстаться.
Любить - значит не судить. Слишком скоро мы перешли от объятий к осуждениям. Мы не знали еще - в любви обратной дороги нет. Откуда нам было взять жизненного опыта и мудрости? Мы жили не рассудком, а чувствами. »
Жить чувствами, значит жить
своими страстями. А страсти - кандалы на Любви.
Страсти человеческие зависят
от ничтожного ветра случайностей Жизни.
Автор совместно с Л.Г. пытается осмыслить происшедшее.
Он пытается решить извечный вопрос
Человечества, что есть настоящая Любовь.
Но, на мой взгляд, не находит ответ.
Настоящую любовь не страшат расстояния.
Настоящая любовь, как высший приз!
И человек счастлив от одного того,
что способен по-настоящему любить.
Настоящая любовь, как Солнце.
Оно светит и не ждёт благодарностей.
Оно ничего не требует взамен.

В тексте встречаются очень красивые
лирические вкрапления, которые
хочется повторять и перечитывать,
наслаждаясь музыкой, которой они звучат:
«И ты, глядя мне в глаза, брала аккуратно и редиску, и зеленые огурцы, и помидор, и вишню, и сливу, и в честь
тебя я делал то же самое.
И глаза в глаза, до головокружения, до изнеможения, когда нет сил отвести взгляды…
Все эти минуты мы убрали из потока времени. Пусть даже они не останутся с нами! Остались, не смотря ни на что!»

Может быть, люди просто не догадываются, что существуем не мы - а существуют наши любви, вечные, временем непобедимые. А в этой вечности, всегда - сейчас. Да, это им, вечным любвям суждено в мире быть, а нам досталось лишь представлять их в свой недолгий час.
И как понять - чудо случилось или неприятная оплошность? Вот то, что я увидел в переполненном вагоне электрички другую тебя? Увидел тебя следующую, которая глядит сейчас в вагонное окно»
И красивое поэтическое завершение рассказа:
«Вспомни тогда: ты ведь первая перестала улыбаться при наших встречах, и я, ощутив это, тогда старательно улыбался за двоих. Ту улыбку, которую ты задолжала мне - отдай ему.
Пришел на вокзал поезд, смешался поток пассажиров, сместился поток мыслей.

Легкий моросящий дождь и шаркающие шаги по перрону.

Это мое одиночество.

Это я.»
С большим интересом прочла.
Что я могу сказать Мэтру?! Браво!!!
Успехов вам в вашем творчестве.
Произведение эмоционально захватывает читателя,
вовлекает в дискуссию. И оставляет
в умиротворённом и возвышенном состоянии.

С любовью и радостью.
Жму зелёную...

Попова Марина   26.02.2012 14:12     Заявить о нарушении
Спасибо! С уважением Геннадий

Геннадий Лагутин   27.02.2012 14:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.