Алатырь-камень

Давным-давно, когда зимы были снежными и суровыми, а море Балтийское замерзало до самого горизонта, в маленьком деревянном домике качала зыбку рыбачка.
Топилась печка, муж постоянно подкладывал дрова, но в домике было зябко. Закрывала мать овчинной шкурой сыночка, пряла шерсть на свитера мужу и сыну, пела рыбачка колыбельную, которой баюкали детей все матери рыбацкого поселка, других песен они не знали:

Как на море- окияне,
Да на острове Буяне
Лежит камень бел - горюч,
Бьёт под ним студеный ключ.
Золотая рыбка в нём
Хвостиком виляет,
Засыпает мой сынок,
Глазки закрывает.

Домишко насквозь продувался студеным северным ветром, весь февраль гнавшим тучи с моря. Завывал ветер на разные голоса в трубе и на чердаке, стучал закрытыми оконными ставнями.
Качалось пламя в бронзовой лампе с закоптелым стеклом, висевшей над самым столом. Лампа была сказочницей, она выпускала в избушку тени чудовищ, которые скользили по стенам и потолку, забегали в углы и за шкаф, прятались там и строили забавные рожицы.

Ионас был уже большим, нисколько их не боялся, он придумывал сказки и заселял туда чудовищ. Ещё в сказке его жила дочь владыки морского, красавица принцесса Моряна.
Старики сказывают будто, раз в сто лет на день летнего солнцеворота открывает владыка морские ворота, задрожат море и земля, вырастет из пучины остров, охраняет его огромный морской дракон.

Где ярко сияют Стожары, появится на небе пришелица небесная – комета. Вспыхнут над морем разноцветные сполохи, будут они сиять и играть всю ночь. Страшно станет от света этого домашним и лесным обитателям, люди тоже знают – не к добру такой знак.
Всплывет морской дракон, ударит хвостом, вздрогнет и качнется земля, где была глубь морская - поднимется суша. Заволнуется, вздыбится море, достанет волна до самого неба, из её пены выплывет остров.
Выпустит дракон ветер, укажет место, где острову быть.
Так и случилось.

Вот уж спешит к острову тройка самых быстрых морских коньков. Запряжены они в карету самоцветную, управляет ими сама Моряна, дочь морского владыки.
Всё на острове готово к приёму дорогой гостьи. Тихо шумят сосны. Закрутился тугим канатом песок, потекла песчаная река к воде, всё выше вырастал, поднимался из песка большой белый камень, напоминавший верблюжий горб. Давно, в древние времена, нарекли старики его алатырь - камнем, потом стали звать янтарём. Цвет его постоянно менялся. Был он то медового, то алого, то красного цвета, то зеленел, то становился почти чёрным. Шли от камня того разноцветные сполохи, доставали они до самого неба.
Дивились на небесное чудо жители прибрежных посёлков, ждали с тревогой утра.

Села принцесса на камень, сняла с головы плат розовый, взмахнула, - вышла над морем, занялась во всё небо алая заря.
Удивленно смотрела принцесса на сосны и песок, на розовые гребешки волн. Она была на суше впервые. Бояться некого, охрана рядом. Свернулась в клубок, лежала у камня огромная змея эфа. Блестел серебром чешуи, покачивался на лёгкой волне морской дракон.
Не с кем поговорить, некому своё, девичье, поведать. Разумел дракон человечью речь, да всё больше помалкивал, как мудрые люди говорят, в тряпочку, поэтому и прожил при дворце морского царя целую вечность, до самой старости, не лишился ни хвоста, ни головы.

Надоело принцессе молчать, заговорила с драконом: - Не с кем мне в царстве подводном разговаривать, хочу встретить хоть кого из рода людского, узнать новости земные, про моду поговорить. Что теперь люд земной из одежды носит. Может, хожу я, как нищенка, вся в отрепьях старомодных, на смех всему царству подводному.
Возьми-ка Дракоша Горынович, зеркальце моё волшебное, посмотри, нет ли кого из людей поблизости.
- Без зеркальца знаю, что в двух милях отсюда рыбак Ионас сети выбирает, да зазря с самой ночи старается, все сети пустые, я от него рыбу увёл.
Погрозила принцесса пальчиком дракону: - Всё ты, старый, вредничаешь, отошли камбалу ему в сети, да распорядись, пусть всякая рыба в его неводе постоянно водится. Лишнего не посылай, а то зажадничает, про богатство думать начнёт.
Прикажи рыбаку сюда явиться. Хочу на него посмотреть, да поговорить.
Дунул дракон на волны морские, закрутил их хвостом, Поднялся столб воды до самых туч.
Только Ионас порадовался большой рыбе в сетях, даже напугаться не успел, как схватил его вместе с лодкой смерч, поднял к самым тучам, понёс, осторожно опустил лодку на отмель незнакомого острова.

Никогда его здесь не было, рыбак это знал. Искрился, сиял под солнцем белый песок, на песке этом лежал, переливался всеми цветами диковинный большой камень, бил под ним, поднимал песчинки ключ. Всё было, как в колыбельной, что ему, малому, мать пела.
Понял Ионас, что в сказке оказался. Стояла на отмели блестящая карета, в упряжи коньки морские гривой качают, хвостом машут.

Сидела на камне красавица в богатом уборе, золотистая толстая коса с камня свешивалась, а ещё увидал рыбак: свернулась у камня, грелась на солнце большая змея эфа.
Волны тихо накатывались на берег, опять отступали, лежал на мелководье огромный дракон, блестел чешуёй серебряной, зорко следил за парнем.
Поклонился поясным поклоном рыбак красавице: - Удачи тебе и всех благ, дочь морского владыки. Зачем позвала?

Молчала, рассматривала: вот они какие, земные жители вблизи. Высок и широкоплеч рыбак, загорелое лицо, выгоревшие на солнце волосы до плеч, повязаны цветной тесьмой, холщовая рубаха блестит от рыбной слизи и чешуи. Пахнет от него знакомым запахом моря и рыбы.
- А ваш царь тоже рыбак? Какой он?
Усмехнулся Ионас: - Не знаю, царя ни на море, ни на суше ни разу не видел, он нас тоже. Нет ему дела до простых людей. Нам в нём тоже надобности нет. Он, живёт далеко в богатом дворце, а мы в бедных домиках у моря.
- Ионас, мне отец подарил целый день. Я хочу прожить его среди людей в твоём бедном домике у моря, походить по лугу. Завтра ты вернешь меня на остров.
Пошевелился дракон, взволновалось море: - Повелительница, ты не сможешь ходить по земле, выкини из головы эту блажь.
-Это верно, но ты, Ионас, обещай, что иногда будешь приходить на остров ко мне в гости, я научу тебя заклинанию, по которому отец отпустит меня посидеть на камне.
- Принцесса, я ведь могу ходить только по земле, а вокруг твоего волшебного острова море.
Загрустила, задумалась: - Я поняла, что можно сделать. Мне подвластны морские воды и пески. Нужно положить среди моря полоску суши, ты будешь приходить ко мне, рассказывать ваши сказки, петь песни. Я сделаю тебя богаче вашего царя, набери в котомку разноцветные камушки, больших они стоят денег.
- Принцесса, мне не нужны богатства, я рыбак, а не убогий нищий. Позволь в память о тебе взять вон тот прозрачный камешек с ящеркой внутри, больше мне ничего не надо.
- Пусть будет так, довези меня на своей лодке до берега, иди в свой дом, а я уйду в свой. Дракоша, посади меня в лодку рыбака и подсоби сделать в море сушу. Я повелеваю.
Вздохнул дракон, не посмел ослушаться: - Береги косу, принцесса, в ней твоя волшебная сила.

Поднялся попутный ветер, быстро погнал лодку к далёкому берегу.
Принцесса горсточками бросала из котомки за корму песок, тянулась за лодкой, желтела в воде песчаная отмель.
Совсем близок берег, да песок кончился. Схватила принцесса острый рыбацкий нож, что лежал под банкой, так у рыбаков скамейку зовут, намотала на руку косу, резанула, бросила волосы в воду.
-Стань коса сушей!

Удивленный рыбак смотрел, как поднималась из воды суша, а за отмелью в волнах по приказу принцессы трудился дракон, бросал хвостом песок из моря на отмель.
С кормы раздался стон, покрывалось платье принцессы золотой рыбьей чешуёй, её тело тряслось, приподнялась принцесса, нырнула в море. Мелькнул над лодкой широкий рыбий хвост. Полетели брызги в Ионаса.
Его лодку нашли рыбаки на песчаной отмели недалеко от посёлка. Богатый улов в лодке, рыбак на рыбе крепко спал. Водой на лицо брызгали – спит, трясли, по имени звали – спит, глаз не открывает.

Проснулся Ионас на третий день утром, собрался в море, сети приготовил, глянул вокруг - не узнал берега. Лежала среди воды суша.
- Матушка, что здесь было, пока я рыбу ловил?
- Случился, сын, великий тряс, тряслась земля, высоко волны ходили, посёлок наш к самому морю сполз. Появилась среди моря песчаная суша, весь волнами песок, как на море, а лес береговой далеко в море ушел, только макушки сосен торчат. Не чаяла, что ты живым вернёшься, над морем смерчи ходили, молнии сверкали, неужто ты ничего не видал? Может, что вспомнишь?
Ничего Ионас не помнил, только отрывками сон, да мало ли что привидится.

Вскоре поселился в посёлке рыбачьем учёный мудрец. Не по-здешнему чудно назывался: Вельгельм Феликс Эфа, прозвище он себе сам придумал – Король дюн.
Люди шептались, вроде ищет король среди гор песка камень-алатырь, иначе зачем ему с тетрадочкой целыми днями по дюнам ходить, никакого прибытку. Колдует мужик, не иначе, вон, как пройдет, после него, на песке трава, да кустарники вырастают, лес сосновый хвоей шумит, все тайны расскажет, только попроси.
Пошёл королю дюн в помощники рыбак Ионас, лес на песках высаживать. Как-то утром, на восходе солнца, поднялись они на самую высокую дюну, говорят, под неё увела эфа сказочный камень.

Вдаль узкой полоской желтая отмель выходит, тут всё и вспомнил Ионас. Показал учёному - Вон как хорошо косу Моряны под водой видно. А ещё подарила мне принцесса вот этот камешек.
Внимательно выслушал ученый рассказ рыбака, долго янтарь с ящеркой внутри рассматривал, может, и поверил, он все сказания и легенды здешних мест записывал, книгу хотел написать.
Про самого учёного тоже в народе добрые сказки сказывали, как слушались его пески, как разговаривал с ним лес, садились ему на руки и плечи птахи, напевали песенки.
Назвали в народе песчаную полоску земли косой, а самую высокую дюну – фамилией учёного ЭФА.

Часто Ионас принцессу вспоминал, летом в лесу девицу встретил – грибы в кузовок собирала. Волосы золотистые коротко подстрижены, видал девушку где-то, имя вспомнил, окликнул: - Моряна!
Остановилась, долго на парня смотрела:- Здравствуй, Ионас. Марина я, а тебя тоже встречала, но кажется мне, что было это в другой жизни.
Камешек тот с ящеркой внутри Ионас с женой долго хранили, потом в музей янтаря отдали, пусть людей удивляет, не позволяет сказкам кончиться.


Рецензии
Превосходная сказка. и какое совпадение у меня тоже есть рассказ Алатырь.
http://proza.ru/2006/11/23-52
С уважением Любовь.

Любовь Чурина   04.02.2017 13:37     Заявить о нарушении
Зоя, здравствуй.
Добрые сказки у тебя появляются. Творческое воображение у тебя бархатное. От того и сказки добрые. Мягкие. С оттенком балтийской грусти. Даже ночью читать хочется безотрывно.
Спасибо.
С добрыми пожеланиями,

Александр Васильевич Стародубцев   07.02.2017 05:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.