анонсы 11

(впервые опубликованно в журнале Подиум арт)

Лев Данилкин. «Парфянская стрела». Изд.: «Амфора», 2006
Раньше были литераторы, которые писали книги, а теперь есть только «проекты» и «бренды», рождаемые в маркетинговых отделах крупных издательств. Раньше русская литература славилась на весь мир своей оригинальностью, а теперь, когда хотят похвалить кого-то из русских авторов, то обязательно сравнивают его с Мураками, Палаником, Эллисом, Умберто Эко и прочими яркими заморскими птицами. Лев Данилкин, московский критик, дал своему литературоведческому исследованию подзаголовок: «контратака на русскую литературу 2005 года». То есть, бесперебойный выброс на прилавки целых обойм свежеиспеченных романов в красивых переплетах представляется ему – агрессивной атакой на читателя. А современная литература – многоголовым драконом: вот Гришковец зубы оскалил, вот Робски, Акунин, Гаррос-Евдокимов etc. А проблема в том, что ни один издатель не способен зарабатывать только на выдающихся шедеврах, которых на всю нашу планету раз-два и обчелся. Основной товар – литературная шелуха, третий и второй сорт.
Цитата: «Любовь преодолевает смерть? Если это и приправа к пресному роману, то слабо действующая: все равно текст – трава травой».

Артур Филлипс. «Прага». Изд.: «Эксмо», 2006
Нескольких молодых состоятельных американцев судьба сводит в древнем европейском городе, где цены смехотворны, а культура богата. Они работают в англоязычных СМИ, рекламных агентствах, занимаются искусством, наукой или служат в посольстве. На досуге кочуют из бара в бар, ведут интеллектуальные беседы, напиваются, занимаются сексом. И у каждого третьего в ящике стола – черновые наброски Великого Романа. Вобщем, жизнь американской богемы в Европе… Где-то мы уже об этом читали?.. Да, но в отличие от «Фиесты» Хемингуэя, действие разворачивается не в начале 20-го века, а сразу после краха социалистической системы и падения «железного занавеса». И не в Париже, а… в Будапеште. А почему роман о Будапеште называется «Прагой», этого я вам сказать не могу, потому что сам не понял!
Цитата: «Поцелуй меня, моя сирена, – мурлычет Джон на третью ночь лысой и голой женщине, которая пишет картину при свете лампы в три часа пополуночи».

Людмила Петрушевская. «Маленькая девочка из «Метрополя»». Изд.: «Амфора», 2006
Автобиографические повести и рассказы популярной сказочницы и драматурга. Дедушка Людмилы Петрушевской принадлежал к советской элите: семья проживала в номерах-люкс московской гостиницы «Метрополь». Ее маме в юности делал предложение руки и сердца сам Владимир Маяковский. Но после сталинских «чисток» будущая писательница попала в детский дом, а после войны, чтобы прокормиться, пела по подворотням, как Эдит Пиаф. Получив образование, работала на радио и ТВ, но бросила журналистику ради свободного творчества. Годами не печаталась, а спектакли по ее пьесам игрались подпольно. Фортуна повернулась к ней лицом только во время горбачевской «перестройки». А тут и международная слава подоспела... То есть, главное для русского писателя – быть терпеливым и жить долго!
Цитата: «Иногда невозможно вынести и непомерное добро, сделанное тебе... Отплатить за великое благодеяние можно только неблагодарностью».

Дмитрий Липскеров. «Родичи». «Олма-пресс», 2006
Роман в стиле «магического реализма». Сюжетных линий две: приключения чукчи Ягердышки, который пропивает все до последней копейки, а закусывает тем, что под ногой хрустнет; и история артистической карьеры студента Михайлова, у которого на тридцатом году жизни проклюнулся талант балетного танцора. И вот, что наваляли в издательской аннотации: «Гиперреалистическая атмосфера произведения – неправдоподобна, герои ищут вечной любви, но чаще купаются в море плотских страстей. Мировые несовершенства оправдываются красотой и покаянием. Смесь латиноамериканской прозы и русского народного романа обильно приправлена любовью и сексом…» Ну и т.д. Лучшей анти-рекламы, на мой взгляд, не придумаешь. Умеют все-таки издатели своих авторов опускать! Cамый злобный критик так жестоко не опустит.
Цитата: «Она привела его в свой чум, в котором, впрочем, мужа не оказалось, а воняло тухлым оленем».

Андрей В. Кудин. «Как выжить в тюрьме». Изд.: «Амфора», 2006
Тюремный дневник. Известный украинский ученый, журналист, спортсмен и предприниматель по ложному обвинению попал в тюрьму. Вскоре был оправдан, но вышел он из заключения уже инвалидом 2-ой группы: во время одного из допросов ему нанесли тяжелую мозговую травму. Эта книга о том, как сохранить, если не здоровье, то жизнь и человеческое достоинство в местах, где достоинство попирается с особой изощренностью, а жизнь человека ничего не стоит. И вот названия некоторых глав: «Как вести себя во время допроса», «Введение в тюремную лексику», «Что такое тюремная медицина», «Физические упражнения», «Тюремная кулинария», «Игры и развлечения», «Как относиться к сокамерникам», «Секс и тюрьма».
Цитата: «Мой старший сын гордо сказал: «Папа, даже Чипполино сидел!»».

Людмила Улицкая. «Люди нашего царя». Изд.: «Эксмо», 2006
Сборник сентиментальных новелл. Темы – проблемные отношения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, человеком и животными. Про Улицкую говорят, что она «поднимает жанр «дамского чтива» до уровня большой литературы». Да, наверное, поднимает… После пятого рассказа возникает ощущение, что где-то уже нечто подобное читал. Вспоминаешь: некоторые газеты публикуют краткие пересказы последних серий мыльных опер – для тех, кто пропустил. Так и эти новеллы – как синопсисы телесценариев. Только словарный запас у Улицкой, конечно, побогаче, а слог – покрасивее.
Цитата: «Было нечто, о чем теща не рассказывала: что женаты официально Инга с Саидом не были, с родителями своими Саид ее не знакомил, а жила красавица Инга на положении наложницы. Вернулась Инга со старыми двумя и одним новым ребенком. Младший – восточный красавец».


Татьяна Москвина. «Люблю и ненавижу». («Амфора», 2006)
Сборник статей. Автор – ядовитый критик и пламенный публицист, дважды лауреат журналистской премии «Золотое перо Санкт-Петербурга». Темы – кино, телевидение, театр, литература, социум. Персоналии – Рената Литвинова, Владимир Жириновский, Кира Муратова, Алексей Балабанов и другие яркие и одиозные фигуры современного российского культурно-политического процесса. Москвина, как личность, сформировалась в среде питерского андерграунда. Она отплясывала на концертах Цоя и Гребенщикова, дружила с Курехиным и Сергеем Шолоховым. И система ценностей у нее соответственная. Она ненавидит: сериалы про ментов&бандитов, рекламу, желтую прессу, представителей власти и политтехнологов. А любит она: арт-хаусное кино, умные книги, хорошие спектакли и красивую музыку. То есть, совершенно нормальный, психически здоровый человек! Как такие люди выживают среди всеобщего безумия – непонятно?
Цитата: «Никита Михалков играет блестяще, как всегда, и как всегда его игру малость портит то обстоятельство, что Никита Михалков знает, сколь блестяще он играет».

Ирина Хакамада. «SEX в большой политике». («Новая газета», 2006)
Учебное пособие для self-made women, желающих реализовать свои многочисленные таланты в большой политике (и не только). Как одеваться, как общаться, как нападать и как обороняться – тому, и многому другому, научит всех Ирина Муцуовна, которая уже набила себе сотни болезненных шишек, пробираясь к власти. Кроме ценных советов в книге содержатся также весьма любопытные описания повседневной жизни политиков и государственных чиновников. Текст живой и местами даже остроумный, но не понятно, чья это заслуга: самой г-жи Хакамады или ее «литературного негра» – журналистки Лилии Гущиной.
Цитата: «И в коридорах парламента не так густо, как в лифтах, но тоже пахнет щами и перегаром. Ближе к вечеру из-под дверей кабинетов начинает просачиваться запах свежего алкоголя».

Артемий Троицкий. «Я введу вас в мир ПОП…» («Время», 2006)
Принципиально неотредактированная стенограмма лекций, которые Артемий Кивович, один из самых авторитетных музыкальных обозревателей на всем пост-советском пространстве, прочел недавно на журналистском факультете МГУ в рамках своего мастер-класса. Причем он не солировал в аудитории, хотя мог бы, а приглашал в качестве «ученых пособий» и других своих коллег, а также продюсеров, менеджеров, артистов и даже политиков, которые говорили все, что думают, о внутренних механизмах массовой культуры вообще и поп-сцены в частности.
Цитата: «Кто видел Аллу Пугачеву – она вообще такая щедрая женщина, с крупной фигурой, на которой можно ехать достаточно далеко…Многие использовали ее в качестве средства передвижения. Алле Борисовне от этого тоже особо плохо не было».

Марио Варгас Льоса. «Письма молодому романисту». («Колибри», 2006)
Сборник эссе, посвященных литературному творчеству. Выдающийся перуанский писатель, претендент на очередную Нобелевскую премию, один из тех, кто сотворил легендарное явление ХХ века – «латиноамериканский магический реализм», делится своими профессиональными секретами. Это, конечно, не значит, что книга адресована только его юным коллегам. Уважаемый маэстро разбирает по «винтикам» лучшие произведения мировой литературы, наглядно демонстрируя, как и из чего они созданы. Но «Письма…», это отнюдь не сухой учебник, а прекрасный шедевр, ценный сам по себе.
Цитата: «Критика способна быть проводником во внутренний мир писателя, и порой критический очерк – литературное произведение, причем в не меньшей степени, чем великий роман или великое стихотворение».

Сергей Болмат. «14 рассказов». («Ad Marginem», 2006)
Книга одного из самых интересных современных русских прозаиков, который прославился первым же своим романом «Сами по себе». Живет Болмат в Германии, куда эмигрировал уже после развала СССР. По образованию он художник, искусствовед, работал бутафором на киностудии «Ленфильм» и редактором в журнале мод. Рассказы пишет угрюмые, но очень стильные, похожие на сценарии короткометражных фильмов с расплывчатым сюжетом и неясным концом. Некоторым его находкам позавидовали бы и Ким Ки Дук с Гринуэйем. Например, одна из героинь, успешная фотомодель, случайно порезав палец в ресторане, опускает окровавленную руку в аквариум с декоративными пираньями… Зачем она это делает, непонятно, но, представляете, как это здорово можно снять!
Цитата: «В просвете между домами виднелась водокачка, такая уродливая, что при желании ее можно было бы считать скульптурой модного современного художника».

Анна Гавальда. «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал…» («Free Fly», 2006)
Новеллы, которые «потрясли мир», как уверяют российские издатели этой бывшей домохозяйки из Франции. Ну, как бы там ни было, потрясли или не потрясли, а русский язык – уже тридцатый по счету, на который эти замечательные произведения переведены! Автора называют «нежным Уэльбеком». Может, потому, что у Мишеля Уэльбека все всегда заканчивается плохо, а у Гавальды в большинстве случаев – хорошо? Вот, для примера, сюжет одного из рассказов… Приезжает солдат домой на свой День рождения, видит – у брата классная подружка! Просит: «Уступи! У меня же все-таки День рождения!» Брат предлагает разыграть девушку в настольный футбол. Солдат проигрывает и с тоски напивается. Очнувшись, видит, стоит эта самая девушка над его кроватью, абсолютно голая, и шепчет: «Я – твой подарок… У тебя ведь сегодня День рождения…» Отличный сюжет, не правда ли?!
Цитата: «В эти минуты его больше интересует, что на мне – колготки или чулки? Терпение, дружок, терпение…».


Рецензии