Авторитет

Эпиграф:
       Есть и такие ошибки, которые мы извиняем.
       Квинт Гораций Флакк

Вера Петровна имела значительное портретное сходство с композитором классической немецкой школы. Классик «висел» на стене в ее музыкальном классе на втором этаже. Это был Иоганн Себастьян Бах. В годы своей зрелости.
В отличие от классика, Вера Петровна была бездетной и ничего не сочиняла. Весь «пыл душевный», все заботы и все время она посвящала воспитанию и музыкальному образованию учащихся.

Вера Петровна родилась давным-давно. Еще до войны.
Для учеников музыкальной школы она являлась непререкаемым авторитетом. Монументом. Скалой, о которую разбивались надежды на легкую жизнь. Без В.П. (так внушительно называли ее ученики и родители в разговорах между собой) не проходил ни один вступительный экзамен и ни один выпускной «академический концерт».
Авторитет Веры Петровны был абсолютным и безграничным.
Если она заявляла, что ученик «неперспективен», то его участь была предрешена…
Жаловаться было некому. Подношения не принимались.

В.П. была жестокой, но справедливой.
Она считала, что начальная музыкальная школа – это первая ступень в профессиональной карьере выпускников.
Будущий профессионал должен обладать абсолютным слухом и фанатично преданно относиться к искусству. Заниматься дома по 4-5 часов каждый день.

* * * * *
Академический концерт.
Вера Петровна выбрала Мише для исполнения на экзамене за пятый класс музыкальной школы два произведения: «Этюд» Черни и «Странник» Эдварда Грига .
Миша ужасно боится выйти на сцену. Сидит весь скукоженный, с холодными от пота ладошками, ведь академический концерт - это главный экзамен года!
Вот, наконец, ведущая объявила его выход.
Зал выжидательно затихает…

* * * * *
Миша играет перед полным залом.
Сначала не получается. Миша все время сбивается из-за волнения и зажатости. С трудом доигрывает технически сложный этюд. Им овладевает безразличие: теперь уже все равно поставят плохую отметку. Волнение уходит. Остается сыграть только «Странника» Грига.
Миша хорошо представляет сюжет.
Кругом – скалы и грозовые тучи. По обочине, навстречу пронзительным порывам ветра, медленно и отрешенно бредет бродяга. Измученный, заросший, голодный. Еле-еле волочит ноги. Скиталец. Лицо сковано тоской. Не от холода и голода - от одиночества…
Правая рука исполняет простую мелодию основной темы. В ней звучит жалоба и тоска. В левой руке – сложные аккорды.
Это – сам Миша жалуется на свою никудышную жизнь и плачет, рыдает под завывание ветра в скалах и леденящие струи дождя…
Нет никакого экзамена. Есть только музыка – прекрасная и рвущая душу на части. Рыдающие, безжалостные аккорды и простая мелодия…

* * * * *
Миша стал «неперспективным» после окончания 5-го класса. Он не успевал учиться одинаково хорошо сразу в двух школах: музыкальной и общеобразовательной.
Нагрузка в общеобразовательной школе сильно возросла.
Вера Петровна серьезно обиделась на него. Ведь Миша подавал надежды.
Столько сил было отдано его музыкальному воспитанию!

Он был отчислен . За неуспеваемость…

* * * * *
Миша так и не стал музыкантом.
Он пришел к Вере Петровне, в ее маленькую квартирку, когда уже заканчивал Университет.
Вера Петровна почти не изменилась внешне. Но стала другой - непривычно мягкой и слегка слезливой.
Она осталась одна со своими кошками. Муж скоропостижно скончался. Детей у нее не было.
Учительница по-прежнему преподавала в музыкальной школе и пользовалась заслуженным авторитетом.

Все здесь было таким милым и знакомым. Миша благоговейно смотрел на седые «букли» Веры Петровны, заглядывал в ее глаза: добрые, усталые, слегка помутневшие.
Зрение учительницы ухудшилось, но слух, по-прежнему, был абсолютный!
Щемящее чувство нежности, любви и сожаления переполняло его душу.

Вера Петровна неожиданно стала извиняться.
Это было так необычно и странно; так не соответствовало ее «железным» принципам, нарушало авторитет!
- Миша, я уделяла Вам недостаточно внимания. Я была неправа…
Вы были вполне «перспективным» учеником, А я – была к Вам несправедлива…

Миша горячо возразил:
- Что Вы говорите, Вера Петровна! Вы для меня открыли замечательный мир - мир музыки. Я Вам так благодарен! И буду всегда Вас вспоминать с благодарностью.
Вы были правы: одного таланта недостаточно! Надо было трудиться…

* * * * *

Миша вернулся домой из длительной командировки в США.
Ему хотелось уехать куда-нибудь подальше от суеты. На природу!
Как раз подвернулась «горящая» путевка «Вверх по Енисею на теплоходе».

В июне в высоких широтах ночь исчезает. Река широка и угрюма. Берега таинственны и безлюдны. В сумерках хорошо видна пенная волна за кормой теплохода.
Нос корабля смотрит строго на Север, на слабое сияние неумирающего заполярного света. Вода за бортом плотна как студень.
В белые ночи теряется ощущение времени. День и Ночь сливаются.
Чистый прохладный речной воздух овевает порывами. На верхней палубе свежо.

В углу застекленного отсека, на невысоком постаменте стоит белый рояль. Широко распахнута крышка - «лебединое крыло». Чертовски красив, недотрога!
Миша за роялем. Играет Чайковского. Просто захотелось помузицировать.
Пальцы сами ведут мелодию и аккомпанемент: наизусть!
Ведь образование – это то, что остается в памяти, когда уже все забыто…

 « Май. Белые ночи».
Шепчет про себя, вспоминает стихи Афанасия Фета к этому музыкальному фрагменту:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как,свеж и чист, твой вылетает Май…"

Как хорошо!
Как подчеркивает настроение этой прекрасной ночи: светлая грусть и мудрое спокойствие…
Влажный блеск в глазах слушателей импровизированного концертного зала.
Всплеск волн в белой ночи. И музыка, музыка – в душе.
Впереди – широкая перспектива. Перспектива жизни…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.