Кому в необъятной России

Кому в необъятной России не снилась уютная бухта европейской цивилизации – ее Величество Германия, с ее сонным мирком среди уюта, покоя и «социала»? Но прожив несколько лет в этой столь загадочной для человека из России стране и взглянув друг другу в глаза, можно спросить: «А что мы здесь, собственно, потеряли?»
С Вальдемаром Нойманном, мужчиной в летах, но еще далеко не пенсионной возраста, по немецкому законодательству ,сидя на скамейке у детской площадки, мирно ведем беседу на житейские темы.
- «Да, - угрюмо вздохнув, продолжает Вальдемар. – Скажем прямо – наказали в первую очередь сами себя, неодержимо рванув в «рай», которым многим представлялась Германия, нарушив естественный, отлаженный ритм нашей жизни в Союзе.
Такова, видимо, природа человека – стремиться к чему-то лучшему, желание жить по-человечески. Но не любой же ценой. Каждый из нас на каком-то жизненном этапе решает для себя вопрос: голодная свобода или сытое рабство. Или-или. Третьего не дано, не будем тут лукавить. Непредвз выскаято глядя на вещи, скажем: реальность нашей жизни на Западе такова, что расплатой оказывается утрата душевного покоя и полное разрушение своего неосознанного предназначения. Мы как одержимые идем дорогой в никуда. Обреченные до конца жизни не жить, а барахтаться в каком-то безумном напряжении, пытаясь удержаться на плаву. Мы из последних сил вкалываем, в прямом смысле этого слова, на стройках, заводах, овощебазах, пытаясь в выходные хоть чуточку прийти в себя. Встретившись с друзьями, поднимаем рюмки, нет, не с водкой, а скорее со слезами.
Погоня за раем оказывается погоней за иллюзией, а новая родина – мачехой с холодным сердцем. Я ни в коем случае не навязываю свою точку зрения всем приехавшим. Конечно же для тех, кто перебрался сюда из заброшенных деревень и сел, переезд в Германию оправдан. Как оправдан он для тех, кому здесь начисляют пенсию, то есть для бабушек и дедушек».
Я слушал молча, не вступая в полемику, дав человеку возможность выговориться, высказать свою точку зрения на обыденное человеческое житейское бытие.
- «Кроме нравственной этической стороны есть у переселенческой проблемы и другая – продолжал собеседник. В данное время германская экономика переживает явный спад. И тенденция такова, что будет еще намного хуже. Читаете же в прессе, как переводятся производственные мощности в соседние страны с низкой стоимостью рабочей силы ( Чехию, Польшу и т.д.), что сопровождается массовыми увольнениями.
Германии нужны дорожные рабочие, грузчики, строители, уборщики. По сути своей это рабский труд за гроши. Горько говорить об этом, но мы, как загипнотизированные идем туда и «пашем». «Пашем» изо всех сил, надрывая здоровье, молчанием реагируя на унижения. Только бы не выгнали. Только бы не потерять работу! Только бы оплатить машину! А зачем машина? Чтоб на работу ездить. Такой вот замкнутый круг. А ведь жизнь нам, как известно, дается один раз. И зачем ее проживать так? Нельзя же сознательно себя унижать! И когда мне рассказывают, как профессор университета или инженер таскают кирпичи на стройке – мол, работают же! – я всегда возражаю: а что в этом хорошего?
Как могла страна, считающая себя цивилизованной, свалить всех в одну кучу и, по сути, просто морально растоптать одних и принести дань уважения безграмотным лентяям. Получается именно так. Вы скажете, что надо переучиваться здесь. Одна моя знакомая, инженер-строитель, имея блестящий диплом института и 20-летний стаж работы, приехав сюда, подтвердила свое высшее образование, в 42 года пошла учиться здесь по своей специальности дальше, закончила обучение и здесь с хорошими и отличными оценками и ринулась искать работу. Но увы, все было напрасно. Никому она здесь не нужна. Предпочитают тех, кто намного моложе и далеко не всегда умнее. Наверно, времена изменились.
Россия поднимается достаточно быстро и спрос на хороших специалистов в промышленности, банковской сфере, юстиции, торговли, сфере обслуживания ЭВМ и программирования очень высок.
Очевидно, что для людей, у кого нет проблем с головой, Германия не должна быть самоцелью и смыслом жизни. Успешная самореализация в стране возможна, но чаще всего это единичные случаи. Основной же массе переселенцев приходится довольствоваться физическим трудом, который далеко не всем дает самоудовлетворение для головы и сердца.
Видимо неладно что-то в «Датском королевстве», раз люди начали возвращаться туда, откуда приехали с большими-большими надеждами. Несколько моих знакомых уже уехали. Звонил им недавно: «Не жалеете?» «Да, нет, - смеются в ответ – жалеем лишь, что не решились на это раньше».
А вот письмо, полученное от бывших здешних соседей, уже пожилых людей, около года покинувших свою «историческую родину».
Вальдемар достал конверт из внутреннего кармана пиджака и зачитал несколько строк письма, написанного на двух листках: «На дорогое лекарство не очень-то хватает. На самом деле пенсия здесь маловата, хотя получаем мы не меньше других. Сейчас мы считаем, что устроились окончательно: в квартире есть уже всякое, в том числе мусорный совок с хорошим веником. Муж мой родной восстанавливает все свои краеведческие источники и делает это с большим интересом».
- «Нет, не все в этой жизни измеряется деньгами – продолжал собеседник. – Вот и я уже сижу на чемоданах. Подтвердил в ФРГ свой диплом инженера, свободно владею немецким языком, есть гражданство. Все это я решительно отодвигаю в сторону и поворачиваюсь лицом к Востоку. Лицом к личной свободе. У каждого из нас своя дорога. Прощай, Германия!»
Я не стал разубеждать, не стал что-то советовать. Каждый может сделать неверный шаг в своей судьбе и каждый самостоятельно выкарабкивается из невыносимых условий существования. Каждый ищет где лучше, порой набивая шишек. Но лучшая жизнь сама в руки не влетает, за нее надо бороться.
Везде жить хорошо, где нас нет!



Александр Самохвалов

Выпускник шк. № 56 1954 года

Германия


Рецензии