Давид Михайлович Курлянд

 Я вам не скажу за всю Одессу,

Вся Одесса очень велика,

Но и Молдаванка и Пересыпь

Обожают Гоца-следака.

 
       Я, кажется, уже смирилась с тем, что в России редко выпускают качественные кинофильмы. И вдруг на экраны вышел телесериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация». Жанр: Боевик. Криминал. В фильме 14 серий, каждая - по 50 минут. Как говорят в Одессе, "это какой-то прелесть, а не фильм"! Снималось 120 профессиональных актеров, сотни людей в массовке. Фильм снят в Одессе, в городе с неповторимым чувством юмора и своеобразным говором. Получилось, поистине, народное кино.

       Самым главным помощником режиссеру стал сам город. С 1946 года Одесса почти не изменилась, и режиссеру удалось передать атмосферу послевоенного времени . Снимали фильм относительно быстро, в течение пяти месяцев. В свободное от съемок время актеры купались в Черном море. На местном рынке (Привозе) они покупали фрукты и овощи, наслаждались солнечным городом. Казалось, ничто не предвещало трагедии… В один из съемочных дней, прямо на площадке у актера Андрея Краско случился инфаркт. 4 июля 2006 года его не стало. Ему было только 48 лет. Кадры с его участием пересняли, но они вошли в историю кино.

       Так о чем фильм?

       Одесса! Лето 1946 года. Страна еще лежит в руинах, а ее уже захлестнула волна бандитизма. Днем город живет обычной жизнью, цветут каштаны и акации, из репродукторов слышен голос Леонида Утесова:

 
А жизнь остаётся прекрасной всегда,

Хоть старишься ты или молод.

Но с каждой весною так тянет меня

В Одессу мой солнечный город,

В Одессу мой солнечный город.

У Чёрного моря.

У Чёрного моря…

       Тихо плещется море, гуляют влюбленные пары, в песочницах играют маленькие дети… Но с наступлением сумерек из темных подвалов и подворотен, воровских малин выползает страшное чудище, мрачное и жестокое - преступность. Это убийцы, воры, мошенники, проститутки……… То там, то здесь слышатся крики о помощи. И тут же: "Атас, мусора!".

       Дерзкая безжалостная банда «Степные волки», которой рулит неуловимый бандит Академик, безнаказанно орудует в городе. Академика никто не знает в лицо. В это время в город, как в ссылку, отправлен опальный маршал Георгий Жуков. Он, вместе с начальником угрозыска Давидом Гоцманом разрабатывает операцию «Маскарад», цель которой - уничтожить зловещую банду.

 
       У Гоцмана есть прототип - Давид Михайлович Курлянд. В Музее милиции в Одессе есть расписка, что автор сценария брал старую подшивку, чтобы ознакомиться с делом Давида Курлянда. В роли Давида Марковича Гоцмана снялся Владимир Машков – настоящий мачо русского экрана. Он, наш неподражаемый Бандерас, сумел блестяще показать колорит Одессы, особенности местного говора и образа мыслей. Владимир Машков в роли Давида Гоцмана - прямолинейный, сентиментальный человек.. Он способный не только на смелые поступки, но и на глубокие сильные чувства.

       Главарь по кличке Академик, он же - Кречетов Виталий Егорович, заместитель военного прокурора ( Михаил Пореченков ) человек, попавший в жернова истории. Он люто ненавидит существующий советский строй, власть Сталина, окружающих людей:

-Ты думаешь, я немцев люблю? Я просто вас ненавижу. Мне хоть с чертом, только от вас избавиться.

- Чем же это мы тебе так жизнь испортили?

- Вы не мне, вы всем жизнь испортили. Вы все время воюете, а когда не воюете, то друг друга убиваете, вы чужое делите.

 
       Давид Гоцман и Виталий Кречетов кажутся друзьями, но как потом выясняется, они достойные и сильные противники. Это противостояние не сотрудника УГРО и преступника. Кречетов ненавидит не самого Гоцмана, а ту власть, которой Давид преданно служит. Нам тоже надо хотя бы попытаться понять этого человека, и всех тех, чьи жизни и судьбы были искалечены революцией, войнами, тюрьмами, репрессиями......

       Яркое впечатление произвела актриса Полина Агуреева, игравшая возлюбленную Академика, Тоню Царько. Вот она - простая и милая девушка, поёт песню. Сколько в ней жизни, внутреннего света, притягательности. В её глазах - бесконечное обаяние. Это - актриса нового века, у нее, несомненно, большое будущее.

       Фильм оказался богат фразами, ставшими «крылатыми».

       Гоцман Давид Маркович:

- Картина маслом!

- Не расчесывай мне нервы!

 Тетя Песя:

- Я вас умоляю, Вы же знаете за Эммика: он если не сломает, то уронит и как раз таки не помимо пальца, а на самые ноги!

- Вот уважаю Вас, но пфу Вам под ноги за Ваше каменное сердце!

Якименко Алексей:

-Лёха, меня ж людей - грудь четвертого не видать

Фима Петров:

- Шо ты мне истерику мастыришь?

 
       Владимир Меньшов в белом кителе точно передал образ маршала Георгия Жукова, хотя я в роли маршала Жукова всегда представляла только Ульянова. Режиссер Урсуляк в роли любимой женщины Давида Марковича снял свою жену Лику Нифонтову. Он, так сказать, совместил полезное дело с приятным. Даже актёры эпизодов оставляют яркие, незабываемые впечатления. Это, конечно, Федор Добронравов - Леха Якименко, Светлана Крючкова – тетя Песя, Александр Семчев - забавный одессит Эммика. О Константине Лавроненко – Чекане - отдельный разговор. Это уважаемый, любимый мой актёр из Ростова-на-Дону. У Чекана есть любимая женщина, он устал воевать и прятаться. И он со своей любовницей Идой Кашетинской делает попытку бежать за границу, но они погибают. И зачем режиссеру было убивать Иду и Чекана? Почему он не позволил им жить долго и счастливо? Не сложилось…

       Светлана Крючкова сама считает, что ей очень повезло с ее ролью. По ее словам:

- Роль получилась маленькая, но яркая. На Украине "Ликвидация" уже прошла, так мне звонили одесситы: "Мы списываем ваши слова", а я отвечала: "Зачем? Это я их у вас списала". В Киеве меня на прошлой неделе встретили как национальную героиню. Тетю Песю я сыграла с огромным удовольствием, потому что у нас в Кишиневе, где я родилась, во дворе было семь еврейских семей, три русских и одна украинская. Так что мне надо было всего лишь вспомнить, что я слышала в детстве. Я даже спорила с нашим консультантом: "Люсик, не говорит старая еврейка "шо?", она говорит: "Что?". Местные жители — мы снимали на Молдаванке — меня постоянно спрашивали: "Вы, с какого двора?" А администратор съемочной площадки в один из первых дней меня окрикнул: "Женщина, куда вы идете? Там съемки!" Да что там! Меня сын родной не узнал. Я вышла из гримерки, он стоит и на меня смотрит. Я подхожу ближе, а он не реагирует. Я ему: "Саша!" — "Мама!"

       Это как же надо профессору и мастеру актерского курса Санкт-Петербургского Университета профсоюзов Светлане Крючковой перевоплотиться, чтобы ее собственный сын не узнал! Говорить и виртуозно ругаться по-одесски, актрису учили местные жители. Она оказалась прилежной ученицей.

       Блестяще справился с ролью бывшего уркагана Фимы - Сергей Маковецкий. Это такая колоритная фигура! Мне кажется его рано «грохнули», могли бы снять еще несколько серий с его участием.

       В фильме снимались и настоящие одесситы. Был однажды забавный случай. На съемочную площадку, по объявлению о наборе пришла интересная, симпатичная, скромная женщина. Ее попросили представиться, на что она, улыбаясь, ответила «Три буквы. Средняя «У» В итоге выяснилось, что фамилия дамы Туз. Режиссер оценил юмор, и веселую шутницу тут же взяли в кино.

       За душу цепляет музыка песни "Вернулся я на родину" композитора Лолашвили Энри Георгиевича. Здесь же проникновенно звучит итальянская песня « Два сольди». Когда-то эту песню пела легендарная Клавдия Шульженко.

 
Эта песня на два сольди, на два гроша,

С нею люди вспоминают о хорошем.

И тебя она вздохнуть заставит тоже

О твоей беспечной юности она.

Эта песня для кварталов пропыленных,

Эта песня для бездомных и влюбленных,

Эта песенка о том, что не вернется...

Эта песня о счастливых временах...

       Этот фильм понравился не только мне, но и министру внутренних дел Украины Юрию Луценко. Узнав, что у киношного героя был реальный прототип, соотрудник уголовного розыска, Давид Курлянд, Луценко удивил всех хорошей новостью. В Одессе решено установить памятник легендарному Давиду Гоцману. Лепить монумент будут с Давида Курлянда - героя из реальной жизни. Создавать скульптуру будут по его фотографиям. Есть надежда, что памятник установят на улице Еврейской ко дню милиции, который отмечается в Украине ежегодно 20 декабря.

 
http://www.youtube.com/watch?v=tHaybv4ejC8 Видеоролик.

В статье использованы материалы сайтов:

http://kuban.kp.ru/daily/24083.3/316359/

http://t-den.ru/illu.php?article=023843;=illu_2 Фото Курлянда

http://photo.utro.ua/image/1122/ фото Юрия Луценко

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/ser/3486/foto/64/ фото Владимира Машкова, Сергея Маковецкого, Лики Нифонтовой, Константина Лавроненко, Полины Огуреевой, Светланы Крючковой.

http://www.izvestia.ru/culture/article3110959/

http://www.ruskino.ru/movie/forum.php?aid=10009

** Автор переделанного стиха- Ефим mail. ru

http://h.ua/story/95230/
 


Рецензии