Верите ли вы во сны?

 
       Есть у нас в семье свои истории и предания, рассказываем мы их из поколения в поколение. Вот одна из них. Шел 1925 год.

       Паня - донская казачка, но жизнь распорядилась так, что жила она далеко от родных мест, на Кавказе, среди грозных и угрюмых гор. Нет, грех ей на что-либо было жаловаться. Ее муж Саша - спокойный и добрый, все несет в дом, все для нее, своей зозулечки, и своих двоих деток. Но сердцем и душой Паня всегда была в родных местах. Иногда загрустит Паня, да и затянет песни. А голос у нее чистый, как тот горный ручей. Все, вокруг затаив дыхание, слушают. И слезы на глазах наворачиваются.

 
 Не для меня весна придет,

Не для меня Дон разольется.

Там сердце жалобно забьется,

С восторгом чувств, не для меня,

Не для меня луна взойдет,

В лесу тропинки освещая.

Там соловей, весну встречая,

Он будет петь не для меня.

       Часто ей снится эта бескрайняя, поросшая кустарником и густой травой степь. Как манит это раздолье с цветущими тюльпанами да серебристым ковылем. А после таких снов на душе делается светло и легко дышится.Но сегодня она проснулась в холодном поту. Приснится же такое! Степь, какая-то голая, хмурая, тучи над ней и посреди стоит самая младшая сестренка Оля. А над головой девчушки летает стая птиц. Они кружатся, кружатся, потом падают вниз и клюют беззащитную Олечку. И что поразительно, это были не степные орлы, не ястребы, а вроде миролюбивые куропатки. Паню так удивила агрессивность птиц. Она стремится помочь сестренке, но как это часто бывает во сне, надо бежать куда-то, а ноги не слушаются, хочется крикнуть, а голоса нет. И вдруг слышится Пане голос ее мамы:

       Доця, прошу тебя, спаси Олечку.

       Паня оглядывается, хочет увидеть маму свою, а все тщетно. Она зовет ее, ищет взглядом, но в ответ только и донесло как эхо:

       Я уже далеко, поспеши к Оле.

       Оглянулась Паня, муж рядом такой родной и надежный, спит спокойно. В люльке ее малышка сладко посапывает. Но ощущение какого-то горя, непоправимой беды вдруг охватило молодую женщину. Она расплакалась горько, навзрыд. Саша подхватился с кровати и долго и терпеливо успокаивал свою любимую. Было решено, что нужно ехать Пане на свою родину. С самой свадьбы ни разу и не была она дома, давно соскучилась за своими родичами, за своими родными краями. Уладив все домашние дела, пристроив свою малышку, Паня собралась в далекий путь. Ехала она и поездом, и на машине, и на бричке и, наконец- то, приблизилась к родной хате. Не успела Паня и к плетню подойти, как навстречу ей бросилась соседка. Кинулась Нюра ей на шею и горестно, громко заголосила. Поняла Паня, что в родной хате беда, да не хотелось верить, что беда лютая и непоправимая. Нет уже их мамочки, похоронили ее. Не успела Паня ее застать, не успела услышать последних напутственных слов. Мама, мамочка, доля да жизнь у тебя была тяжелая. Сиротство в военное лихолетье, молодость в революционной разрухе, голодовки да болезни, а потом вдовья участь.


Сиротой я росла,

Как былинка в поле;

Моя молодость шла

У других в неволе.

Я с тринадцати лет

По людям ходила:

Где качала я детей,

Где коров доила.

       Зашла Паня в хату и увидела, что сидит на печи ее младшенькая сестренка, Олечка. А лицо ее словно злые птицы поклевали, знать сильно дите оспой переболело. И весь прежний сон перед глазами прошел. Вот тебе и степь голая, да холодная. Опустела родная хата. Нет более в нем родненькой мамы, и никогда не будет. Сестренка еще малая, да несмышленая - сиротой осталась. Вспомнила Паня, как мама просила ее во сне, помочь малышке. Знать, душа мамы перелетела через все расстояния и просила о милосердии. Все наказы Паня исполнила. Из родного дома, сестры уже уехали вместе. Оля стала полноправным членом новой семьи. А Паня с тех пор стала внимательно запоминать и прислушиваться к снам. Многие из них оказываются пророческими...

Примечание: Слова песен - народные.

Оля - моя мама, Паня - моя родная тетя.
 
 Январь 2007 г.


Рецензии