Что такое экзистенциализм?
У В. Ю. Драгунского, замечательного детского писателя, есть рассказ, по нашему мнению, раскрывающий смысл экзистенциализма – философского течения, имевшего широкое распространение в первой половине XX века. Несмотря на, казалось бы, полное отсутствие какой бы то ни было идейной связи между творчеством Драгунского и экзистенциализмом, в этом рассказе средоточенно и емко, посредством яркого образа показана суть экзистенциализма, его, если хотите, корень. Причем, поскольку это сделано явно не нарочно, данный рассказ лишен всякой пристрастности в подтекстной трактовке экзистенциализма, что позволяет избежать многозначности в его определении. Возможно, учитывая статус советского писателя, мы имеем дело с фактом опосредованного влияния философского течения на автора, однако, что более вероятно, речь идет лишь о совершенно случайном положении вещей, вылившимся в обыкновенный детский рассказ, но, как было замечено ранее, несущий в себе более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.
Итак, маленькому мальчику Дениске, главному герою рассказа, родители дарят новый игрушечный самосвал. На следующее утро его мама уходит на работу, а Дениска выходит на улицу, чтобы поиграть со своей новой игрушкой. Он садится в песочницу и увлеченно играет. Проходит час, два, наступает полдень, спустя еще несколько часов приходит вечер. Дениска устал, ему надоел самосвал – он уже не играет. Дениске хочется увидеть маму, обнять ее, поговорить с ней. Неожиданно во дворе дома появляется друг Дениски – Мишка. Он подходит к Дениске и со словами: "Знаешь что у меня есть?" протягивает ему коробок. В коробке оказывается светлячок. Светлячок ярко горит зеленым светом, чем привлекает к себе внимание Дениски, никогда раньше не видевшему светлячков. После недолгого разговора ребята решаются поменяться: самосвал отойдет Мишке, светлячок – Дениске. Сделка совершена; Мишка довольный убегает домой, а Дениска остается ждать во дворе маму, но уже не один, а со светлячком. Когда наконец приходит мама, она узнает об обмене и удивляется тому, как смог Дениска поменять новый игрушечный самосвал на заурядного светлячка. Она спрашивает его:
– Дениска, как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червяка?
На что Дениска эмоционально отвечает:
– Мама, да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Ведь он живой! И светится!
Именно в этом детском восклицании, мы полагаем, содержится больше по-настоящему экзистенциального, чем, возможно, в целой книге какого-нибудь автора-экзистенциалиста (из чувства уважения мы не будем называть никаких имен). Первое, что об этом говорит – иррациональный выбор. Дениска совершает обмен, не оценивая достоинства или недостатки предметов обмена, а руководствуясь лишь внутренним неосознанным мотивом. Иначе говоря, Дениска делает то, не важно: плохо это или хорошо с объективной точки зрения, что просит его душа, его психическое состояние. Второе – тяга Дениски к непознанному и сложному. Быть может, сам того не понимая, наш герой четко разграничивает мир на искусственную (инертную, мертвую) и настоящую (меняющуюся, живую), а значит представляющую истинный интерес для изучения и выгоду для развития, половины. И, как уже было сказано, делает свой выбор в пользу последней. Третье и, пожалуй, самое главное, что выражает экзистенциальную природу рассказа – глагол "светится". Этим словом Дениска не просто обозначает свойство светлячка как некого биологического субъекта излучать свет, но подчеркивает заключенную в этом свойстве исключительность.
Безусловно, мы не вправе утверждать, что излучение света светлячком есть первоочередная функция этого насекомого, целеполагающая с точки зрения его жизни, однако абсолютно точно мы можем говорить, что именно это излучение идентифицирует его в наших глазах. Следовательно, в этом уникальном качестве сокрыто главное, что определяет светлячка как светлячка, то есть – его сущность. А сущность, ее познание во всем, нас окружающем, есть цель и основная задача экзистенциализма. И если самость каждой человеческой натуры, ее "сущность", подчас представляет для постороннего взгляда тайну за семью печатями и лишь иногда раскрывается в межчеловеческом общении, то самое естество светлячка выставлено наружу и, более того, его естество есть свет. Этот свет и позволяет тонко воспринимающему действительность Дениске ощутить заповедную и одновременно открытую для обозрения "экзистенцию" светлячка и отбросить бездушную игрушку.
По рассказу В. Ю. Драгунского "Он живой и светится..."
Свидетельство о публикации №208070400211
Только вот необходимо рассматреть еще один факт проявления экзистенции, причем, возможно, более важный.
Мальчик зависим от мамы = светлячок зависим от мальчика, который имеет возможность решать его судьбу: любоваться его светом, а когда надоест -поменять еще на что-то.
Хотя и сам светлячок, можно допустить, имеет шанс сбежать, тем самым приняв и решив самостоятельно свою судьбу.
В этой цепочке теперь все одушевленные составляющие, и теперь их взаимоотношеня и являются (через зависимость от друг друга)экзистенцией, а ранее присутствовала игрушка, которая не вписывалась в данную цепочку, но сама по себе была ярким примером зависимости.
Спасибо:)
Маргарита Свидерская 12.08.2008 13:26 Заявить о нарушении
Дмитрий Цесарин 22.08.2008 10:47 Заявить о нарушении
Может быть я Вас не поняла, или не поняла, что именно Вы не поняли?
Если есть желание - можем обсудить:)
Маргарита Свидерская 26.08.2008 14:17 Заявить о нарушении
Маргарита, спасибо за проявленный интерес.
Дмитрий Цесарин 28.08.2008 10:09 Заявить о нарушении
Николай Ивин 26.10.2010 14:50 Заявить о нарушении
Дмитрий Цесарин 21.01.2011 17:11 Заявить о нарушении