Народный автомобиль

Ура, свершилось! Наконец-то мой сын купил автомобиль. О нём он мечтал, нет, грезил, с самого детства. Ещё лет двадцать назад, когда он лежал в больнице для удаления аденоидов, я подарил ему маленькую модель машины. Она сыну очень понравилась. Глаза его загорелись, он погладил игрушку и сказал: «Хорошая машинка. Но хочу большую».

Годы пролетели незаметно. Сын вырос. Окончил с медалью школу, с отличием университет. И специальность получил интересную – прикладная математика и программирование. Но заветная мечта – иметь машину – в нём осталась. Правда, машина у него есть. От покойного дедушки унаследовал он «Запорожец» - чудо автомобильной техники, которое имеет множество обидных прозвищ из-за своей несуразной конструкции и нижайшего качества изготовления. Запорожец служил дедушке нешатко-невалко. Под машиной дедушка лежал чаще, чем ездил в ней – уж больно часто она ломалась. По возрасту она намного старше сына и давно требует успокоения на свалке или переплавки во что-то более современное.

Сын омолаживает её всячески. Порывшись в Интернете, нашёл способ усиления двигателя и укрепления задней подвески. Но вот отвалилось переднее колесо. Металл устал.

Сын начал копить деньги на настоящую машину. Уже третий год он почти всю свою зарплату переводит на банковский счёт. По ночам делает студентам контрольные и курсовые работы. В отпуск подряжается в строительную бригаду. По выходным подрабатывает грузчиком на рынке. Откладывает рублик к рублику. Всё во имя мечты.

Говорю я сыну: «Не тем ты путём идёшь. Становись классным программистом. Это ж нужнейшая специальность. Будут деньги – купишь что угодно».
 
Но это – долгий путь. А сын горит желанием заполучить заветную игрушку уже сейчас.
- Какой же автомобиль ты хочешь? - спрашиваю я.
- Только не русский.
- Почему? Чем плоха «Калина»?
- Тазик на колёсах.
- Отчего так?
- Потому что это тот же уродливый Жигуль, только никелированный. Брать надо исключительно иномарку.
- Например, Мерседес? – предполагаю я.
- Нет, на это денег у меня не будет. Я возьму что-нибудь поскромнее, но тоже немецкое.
- Что именно?
- Фольксваген. Тоже солидная фирма. (От собственной смелости сын зарделся румянцем).
- Ты знаешь, как эта модель переводится? - интересуюсь я.
- Конечно. Народный автомобиль. Приличное качество за доступные деньги.

Сын выискивает продавцов этой модели. Ему звонят. Он звонит. Но накопленных денег явно недостаточно. Он берёт в долг у друзей. У одного, второго, третьего… Собранных денег хватает аккурат на подержанный Фольксваген.

И однажды рано утром в субботу сын уезжает из дома на подмосковный авторынок…

Поздно вечером к воротам подъезжает наш родной Запорожец, сопровождаемый белой пузатенькой, очень приземистой машинкой, из которой вылезают два товарища сына. Он пригласил их со своей работы в качестве экспертов и помощников.

Уже стемнело, когда мы с сыном приступили к осмотру машины. Мне она сразу понравилась (после нашего Запорожца, где сидишь, согнувшись в три погибели, любая машина понравится). Здесь – просторный салон. Подлокотники удобные. Всё чистенько и деталюшки все блестят.
- Как новенькая! – не смог я скрыть своего восхищения.
- Это специально лаком покрыли. Для придания товарного вида, - объяснил сын.
- Сколько ей лет? – спросил я.
- Двадцать.
Я внутренне вздрогнул. Двадцать лет назад я подарил сыну ту самую маленькую машинку.
- Сколько она проехала? – продолжил я расспрос.
- Двести сорок тысяч.
- Ого! Шесть раз вокруг шарика? Не многовато?
- Ничего. Состояние у неё неплохое. Немцы халтуру не делают. Вот только тахометр почему-то барахлит. И индикатор бензобака не работает.

Утром, абсолютно счастливый, сын уехал на работу в новой-старой машине.

Вернулся он поздно вечером. На нём лица не было.
- Что с тобой? – спросил я.
Скрепя сердце сын рассказывает. Автомобиль при малейшем толчке цепляет днищем за дорогу. Слишком низкая посадка. Потому что сидит он не на своих колёсах. Пятая скорость не включается, так как её просто нет. Вставлена коробка скоростей без нужных шестерёнок. Правый бок разбит. Но так ловко загрунтован, что не сразу разглядишь. Кажется, это не машина. Это сборка из отдельных деталей, представляемая за машину.

- Покажи купчую, - говорю я сыну. – Посмотрим, кто продал тебе это изделие.
Сын вынимает бумаги из бардачка. Я разглядываю копию паспорта продавца. Анваров Эдуард Теймуразович. В разделе «прописка» значится, что с прошлой недели он живёт в Южном Бутово. А на следующей неделе он, возможно, будет жить под другим именем в Северном Чертаново. Неуловимый перекупщик.
- Он по-русски говорил хорошо? – спросил я.
- С акцентом.

Я вышел в кухню.
- Как же так получилось? – спрашивает меня жена.
- Очень просто. Как в «Поднятой целине» Шолохова.
- А как там было? Я что-то не помню.

Я ей напоминаю. Купил дед Щукарь лошадь у цыган. Не ахти какая, но толстенькая кобылка. Ведёт он её домой и радуется. Пришёл домой, глянул, а кобылка – кожа да кости. Оказывается, цыгане эту лошадь надули, кочерыжку ей в задницу вставили и деду Щукарю всучили. По дороге кобылка пукнула и быстро истощала.

- У Шолохова – литературная выдумка, - усмехнулась жена. – А у нас – факт жизни.

В полночь я вошёл в комнату сына. Он сидел, уставившись в монитор компьютера. На экране были коленвалы с шестерёнками. Он поднял на меня глаза. Осунувшееся лицо. Уголки губ дёргаются. Нет, он не плакал. За двадцать пять лет жизни (не считая первых пяти) я ни разу не видел сына плачущим. Даже когда умер дедушка, самый дорогой для него человек. Он смотрел на дедушку в гробу сухими немигающими глазами. Только уголки губ дёргались.

- Па, отчего в жизни есть мошенники? – спросил он дрожащим голосом.
- Не знаю, сынок. Они всегда были.
Сын глубоко вздохнул.
- Колёса я заменю. Это пустяк. И тахометр отремонтирую. Коробку скоростей поставлю новую. Вот только деньги нужны. Знаешь, па, я осмотрел машину тщательно. Она хоть и старенькая, но не гнилая. У меня как конфетка будет. Всё-таки хорошие машины немцы делают.


Рецензии
Я тоже всю жизнь мечтала об автомобиле, но в те времена Жигули-копейка стоили 5,5 тыс. руб, а квартира моя целиком стоила 4,5 тыс. - 2 тыс. первый взнос, остальные 15 лет выплачивать. А машины в кредит не продавали, их никак не продавали, а выделяли по организациям на несколько тысяч человек одна машина. Даже думать нельзя было об автомобиле, если бы мне тогда сказали, что на пенсии я буду водить машину, я бы не поверила. Однако же это случилось, наступили в конце концов благодатные времена, автомобили стали стоить дешевле квартир, и это правильно. Не должна стоить железка, которую можно разбить, могут угнать, дерево на неё упадёт, дороже недвижимости - такие парадоксы были возможны только в СССР, весь мир разъезжал на машинах с детства и до глубокой старости. Вот я купила праворульный Ниссанчик 1999 г. в 2007 году. 15 лет она мне служила верой и правдой, в сервисе не была ни разу. А в прошлом году она не завелась после зимы (я зимой не езжу), в сервисе её завели, но так, что она останавливается, где захочет, это из-за отсутствия запчастей, не было связи с Японией в связи с пандемией. На дачу на ней ездить нельзя. Пришлось её продать и купить новую с левым рулём, вот теперь переучиваюсь, вместо поворотников дворники нажимаю, сижу не там, где привыкла, правую сторону вообще не чувствую. Вот и ободрала о дерево правое крыло, но зато, как все - с левым рулём.

Лариса Бачевская   02.06.2022 13:48     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше время. Но разве здесь про машину и железки?

Сергей Елисеев   02.06.2022 16:08   Заявить о нарушении
Не только про машину, но и про машину тоже, даже в названии это слово фигурирует. Но для всеобщего обсуждения больше подходит автомобиль, чем какие-то там друзья, никому не известные, и никому не интересные. Но уж поговорить, так о чём-то серьёзном, а не обо всякой ерунде. Среди огромного количества Ваших произведений я выбрала рассказ по названию, притом в конце списка. Всё перелопатила и выбрала по душе, чтобы с удовольствием написать рецензию

Лариса Бачевская   02.06.2022 17:12   Заявить о нарушении
Вот поищите ещё женщину под 80, которая машину водит, редкость эта большая. Вот другие женщины и пишут рецензии про всё, что угодно, только не про автомобили. Да я героиня, в 61 год за руль села, звала с собой в автошколу женщин до 60 лет, все отказались, им, видите ли, уже поздно, зато мне в самый раз. Вот и пусть сидят на лавочке, семечки щёлкают и пишут "правильные" рецензии, а я уж как-нибудь за рулём посижу.

Лариса Бачевская   02.06.2022 17:37   Заявить о нарушении
От Вас уникальные замечания. Дай Вам Бог всего доброго.

Сергей Елисеев   02.06.2022 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.