Исторический феномен 6 прод

Ставя под сомнение гипотезу о «некой идее» как попахивающую метафизикой, мы должны попытаться объяснить «феномены» реальными факторами еврейской специфики. Во все времена жизни в рассеянии евреи отличались более высоким уровнем образованности по сравнению с окружающим населением, что связано с обязанностью каждого еврея, в соответствии с одной из заповедей, изучать Тору и читать ее ежедневно.
В каждой еврейской общине дети, как правило, получали религиозное начальное образование. Более одаренные дети, - за счет общины, - а также дети более состоятельных родителей могли продолжать учебу до 20 и более лет в ешивах, где на более глубоком уровне изучали Тору, а также Мишну и Талмуд. Благодаря такой системе образования, евреи были достаточно образованными еще в те времена, когда большинство европейцев были неграмотными. Религиозное еврейское образование не только создавало основу для формирования гибкого философского мышления, но также зачастую способствовало успеху в финансово- экономической и других сферах деятельности.

Во все времена жизни в рассеянии вплоть до конца 19века, когда все больше евреев стали использовать возможность получения светского образования и выхода в «большой мир», они существовали сплоченней изолированной группой, общиной, со всеми атрибутами управления и обслуживания. В своей общинной и повседневной жизни евреи руководствовались Основным законом – Законом Моисея, Торой. По сути, это была первая в мире демократическая конституция, и, как считает П.Джонсон, евреи опережали в этом другие народы, на тысячелетия. Не надеясь на государство, они сами организовывали работу своих школ, оказывали помощь бедным, в общине были свои врачи и судьи. Фактически, первая в мире система социального обеспечивания - не феномен ли это? - действовала надежно и безотказно: за счет пожертвований более состоятельных членов община поддерживала бедняков (в основном, лиц без специальности, больных и т.д.), которые сами не могли себя прокормить. Весьма характерно и показательно: благодаря общинной организации, придерживанию традициям, грамотности, определенному уровню культуры средняя продолжительность жизни евреев, несмотря на их дискриминированное положение, в странах Европы была выше, чем у остального населения, а детская смертность ниже. В России же разница была еще существенней: по сравнению с остальным населением смертность среди евреев была меньше в два раза. Весьма показательно, что страшные эпидемии, косившие в средние века население Европы, еврейские общины затрагивали в значительно меньшей степени.
       В основной своей массе среди евреев преобладали люди, владевшие полезными и необходимыми для окружающего населения специальностями – ремесленники, аптекари, мелкие торговцы и т.д., которые, как правило, могли обеспечивать себя и свою семью. Здесь хочется привести весьма показательный пример моего отца, который, будучи потомственным ремесленником - шапочником, еще в предреволюционный период учился сначала в хедере, а потом в ешиве и всю свою жизнь проработал с иглой. Но мы, его дети, всегда ощущали его широкий кругозор и образованность, что не могло не повлиять на семейную традицию: из четырех его детей трое получили высшее образование, а впоследствии, и все семеро внуков. Такие ориентиры были в большинстве еврейских семей.
Еще в дореволюционной России, как сообщает об этом А.Солженицин, в 1907году студенты-евреи (до установления процентных норм) составляли 12% от общего количества, а в городских и уездных училищах в 1898 году мальчики-евреи составляли 12%, а девочки – 17%.
К 70-м годам практически все взрослое еврейское население Советского Союза имело среднее образование, а 20% имели высшее образование, (несмотря на нормы и ограничения во многих, особо престижных вузах), тогда как в целом по стране среднее образование имели лишь 22% и лишь 4% - высшее.
Аналогичная картина сложилась и в других странах, но наиболее показательны в этом плане США. В 70 – 80-х годах свыше половины евреев в возрасте до 65 лет составляли выпускники вузов, а 80% молодых людей являлись студентами университетов и колледжей.
Итак, особая устремленность евреев к образованию, высокий показатель их образованности по сравнению с остальным населением свидетельствуют о существовании еще одного специфического еврейского феномена – образовательного.

С высоким образовательным уровнем связан относительно высокий показатель участия евреев в области интеллектуального труда, творческой деятельности и их ощутимый вклад в мировую культуру. К примеру, начиная со средины 19 века, на европейскую музыкальную сцену вышло значительное количество выдающихся еврейских композиторов: Россини, Мендельсон, Оффенбах, Штраус, Бизе, Кальман, Рубинштейн, Гнесин. В довоенные годы евреи Германии, Австрии, Франции в основной своей массе - врачи, журналисты, адвокаты, профессора, коммерсанты, творческие работники.
На «засилье евреев в области умственного труда» еще в дореволюционной России жалуется А.Солженицин в своей книге «Двести лет вместе». А в Советском Союзе в 1947 году евреи составляли 18% всех научных работников, и, даже после усиленно проводимой политики по борьбе с «безродными космополитами», этот показатель остался довольно весомым – 7% в 1970 году. В 1966 году евреи еще составляли 7,8% от общего числа академиков, 14,7% от числа докторов наук, 8,5% от всех писателей и журналистов, 7,7% от общего количества артистов, музыкантов и других работников искусств, притом, что они составляли около 2% от всего населения страны. В современной российской действительности телевидение наглядно и убедительно демонстрирует непропорционально весомую, очень ощутимую роль, которую играют еврейские артисты, музыканты, деятели шоу-бизнеса, выделяющиеся незаурядными способностями, талантом.
В США в 50 – 60-е годы около 25% евреев, занятых трудовой деятельностью, составляли работники умственного труда, около 30% еврейского населения составляли предприниматели, 25% - торговые работники и служащие и лишь 15% - рабочие. Евреи составляли более 10% от общего числа преподавателей вузов, а в 70 – 80 е годы 40% профессоров университетов и колледжей были евреи. Это ли не фантастика, это ли не феномен? Однако можно убедиться в существовании еще более фантастического еврейского феномена.
       
Как известно, важнейшим фактором цивилизационного процесса человечества является наука, требующая от ученого максимальной концентрации интеллекта, исключительных творческих способностей. И где же, как не в этой сфере деятельности еврейские мозги могут найти достойное применение? Очень весомо в этой связи звучат слова А.Эйнштейна: «…характерная черта еврейской традиции - высокое уважение к любой форме интеллектуальных устремлений и духовных усилий. Я убежден, что именно огромное уважение к интеллектуальным поискам обусловило тот вклад, который евреи внесли в развитие знания в самом широком смысле этого слова».
Одним из величайших мыслителей человечества, которого можно сопоставить с великими Сократом, Платоном, Аристотелем, является Б.Спиноза, по словам Г.Гейне – выдающегося немецкого поэта-еврея - «потомок еврейских пророков» - основатель современной, свободной от религии философии. А разве не истинным пророком был великий Нострадамус – каббалист и ясновидец, ученый и мыслитель? Нельзя не упомянуть, (несмотря на негативные ассоциации, связанные с его тупиковой теорией классовой борьбы), выдающегося исследователя экономики раннего капитализма, одного из трех (два из которых – евреи) основателей политэкономии капитализма, сыгравшего немалую роль в формировании капитализма с человеческим лицом, К.Маркса.
К числу наиболее выдающихся ученых, существенно повлиявших на формирование современной картины мира, можно отнести З.Фрейда, создателя теории подсознания и психоанализа, изменившего наши представления о внутренне мире человека, а также А.Эйнштейна, создателя теории относительности, изменившего представления о Вселенной. В этом ряду можно назвать и таких ученых с еврейскими корнями, фактически повлиявших на ход мировой истории: физиков Н.Бора, Э. Резерфорда, Э.Ферми, А. Майкельсона, основателя кибернетики Р.Винера, врача – физиолога И.Мечникова.
О весомом вкладе, который внесли ученые - евреи в мировую науку, можно судить по количеству полученных ими Нобелевских премий. Уже в начале 20 века этой премией были награждены восемь еврейских ученых Германии. До установления нацистского режима Германия лидировала по количеству Нобелевских премий, затем это лидерство перешло к США. Первым американским ученым еврейского происхождения, удостоенным Нобелевской премии по физике, был Майкельсон. Большинство ученых – евреев Германии были вынуждены эмигрировать в США, где они добились впечатляющих успехов. Многие ученые еврейского происхождения, стремясь опередить гитлеровскую Германию, внесли достойный вклад в создание атомного оружия, фактически, тем самым, оказав реальное влияние на ход мировой истории. Руководителем американского ядерного проекта был Р.Опенгеймер, консультантом – теоретиком – Нильс Давид Бор, первый в мире реактор был построен под руководством Э.Ферми. В послевоенные годы Э.Теллером был разработан теоретический проект водородной бомбы.
Аналогичная картина и в Советском Союзе. В группу разработчиков атомной бомбы, руководимую евреем Харитоном Ю.Б., наряду с русскими учеными, входили также следующие выдающиеся ученые еврейского происхождения: В.Л.Гинзбург, Я.Б.Зельдович, А.Д.Ландау, Д.Франк - Каменецкий, А.Б.Мигдал, И.К.Кикоин, М.П.Бронштейн, М.В.Альтшуллер. В других группах успешно работали выдающиеся математики А.О.Гельфанд и И.Я.Померанчук, а также физики И.Алиханов и И.И.Гуревич. Немалая заслуга принадлежит одному из крупных хозяйственных руководителей проекта Ванникову. За вклад в оборону страны 24-м ученым-евреям было присвоено звание Героя Советского Союза, а Харитон, Зельдович и Ванников стали трижды Героями Советского Союза. При этом весьма показательно: из общего числа ученых, награжденных Сталинскими премиями за 1941год, 21% составляли евреи, существенным был этот показатель и в последующие годы.
Всего лауреатами Сталинских и Ленинских премий стали 102 ученых-еврея, а И.К.Кикоин и И.И.Гуревич – шестикратными лауреатами. Хотя все эти цифры и факты сами по себе красноречивы, еще более красноречивым и показательным фактом является удельный вес ученых - евреев, удостоенных Нобелевской премией. Из общего количества 14 Нобелевских премий в области науки, полученных российскими и советскими учеными, 7, т.е. 50% получены учеными еврейского происхождения: И.Мечниковым, А.Ландау, Д.Франк-Каменецким, В.Гинзбургом, И. Канторовичем, А.Абрикосовым и Ж.Алферовым.
 А из 160 американских нобелевских лауреатов в области науки на 1999год евреев – 61 человек, т.е. более 37%, среди немецких лауреатов евреи составляют 25%. И даже в мировом масштабе, при ничтожной доле евреев от всего населения, из общего количества 607 Нобелевских премий за научные открытия – 124, т.е. 20,3% получены еврейскими учеными. Нация, которую можно отнести к одной из самых малочисленных, получила пятую часть всех Нобелевских премий!! К этому следует добавить весьма знаменательный и красноречивый факт, что 50% всех Чемпионов мира по шахматам имеют еврейское происхождение. Все эти показатели с уверенностью можно отнести к категории феноменальных.

Итак, на протяжении длительного периода обозримой истории прослеживается невероятная последовательность феноменальных проявлений еврейского народа.
1. Основные идеи, сформулированные в еврейском Священном Писании, - социальная справедливость, человеколюбие, милосердие, альтруизм - посредством христианства трансформировались в «фундаментальные принципы современной цивилизации». (А.Милитарев).
2.На фоне исчезновения подавляющего большинства древних народов невероятная и загадочная выживаемость еврейского этноса, глубокая приверженность своим древним традициям и обычаям («этнокультурной идентичности», А.Милитарев).
3.Относительно высокая цивилизованность и культура, проявляющиеся в высоком уровне самоорганизации общин, наличии первых в мире собственной конституции и службы социального обеспечивания, всеобщей грамотности мужского населения, в более высокой продолжительности жизни.
4.Неизменно высокая активность в финансовой и торгово-экономической деятельности, недюжинные способности и успехи в этой сфере и как результат - существенная роль в прогрессе мировой экономики, ее цивилизационном развитии.
5.Неизменно высокий образовательный уровень еврейского населения. Обладая в основной своей массе поголовной грамотностью и определенной образованностью, евреи, как правило, предпочитали примитивному физическому труду деятельность, связанную с овладением сложными ремесленническими профессиями, торговлей и пр., т.е. требующую интеллектуальных усилий, наиболее полезную для общества. В новые времена, начиная с середины 20века, их основные сферы деятельности – интеллектуальный, творческий труд.
6.Во всех областях интеллектуальной деятельности – философии, искусстве, экономике, науке - выдающиеся представители еврейского народа достигали новых небывалых высот, преобразовывая человеческое мышление, способствуя прогрессу. Фактически, речь идет об их исключительной, феноменальной роли в развитии цивилизации на Земле.
 7. К феноменальным, которого не было в истории ни одного народа, можно отнести и тот факт, что за время существования молодого государства Израиль, оно неизменно побеждало во всех семи навязанных ему - с целью уничтожения - арабскими агрессорами войнах. А феномен в том, что маленький Израиль (на момент образования он насчитывал всего 600тыс. человек) блистательно громил многократно превосходящие объединенные силы нескольких, при том не маленьких, Арабских государств, к тому же зачастую пользовавшихся серьезной поддержкой и помощью сверхдержавы - Советского Союза.
Естественно, все эти удивительные факты требуют свого объяснения, какова причина, в чем корень этих феноменальных проявлений?
С точки зрения П.Джонсона, на протяжении многовековой истории евреи «осуществляли предначертанную им роль быть «авангардным проектом» для всего человечества. Не в этом ли состоит еврейская идея?». Но не ведет ли нас такое объяснение в область метафизики?
Нет сомнения, действительно существует «Трехтысячелетняя загадка» (точнее сказать, четырех - и более тысячелетняя), по словам А.Милитарева, - «Воплощенный миф»,- которую маленький еврейский народ загадал миру. Чем же еврейский народ отличаются от других, в том числе и великих народов, насчитывающих многие десятки миллионов, раскинувшихся на гигантских территориях, подчас диктующих мировой порядок, что именно ему выпал жребий быть локомотивом мировой цивилизации?
 И.Малышев в своей исследовательской работе «Эволюционная психология» дает такое истолкование: «В чем эффект доминирования евреев в мире в бизнесе и управлении, культуре и искусстве? Прежде всего, в том, что евреи имеют более высокий уровень коэффициента разума(RQ),(который складывается из коэффициентов эмоциональности интеллекта), чем любой из народов, населяющих Землю. Почему? А какой еще народ на Земле прошел через такой уровень боли, гонений, унижений, а значит, сумел максимально развить нервные центры, отвечающие за развитие эмоциональности(EQ) и интеллекта(IQ)?».
Такое объяснение нас не может удовлетворить хотя-бы потому, что прежде, чем «развить свои нервные центры»,
(что, по-видимому, все же имело место) еврейский народ с почти стопроцентной вероятностью должен был - бы исчезнуть как таковой. Это значит, в стремлении разгадать еврейскую загадку, раскусить твердый орешек феноменов, надо копать глубже, искать корни не только и не столько в истории, а, скорее всего, как считает А.Милитарев, в метаистории, возможно даже в метафизике, или в области, примыкающей к ней. Продолжение следует.

       


Рецензии