Исторический феномен 5 прод

       3. ЕВРЕЙСКАЯ идея и ЕВРЕЙСКИЙ феномен.

       В отличие от И.Шафаревича или А.Солженицина, посвятившим свои многостраничные антисемитские сочинения попыткам разгадать «еврейскую загадку», этнограф и историк Л.Гумилев в своей монографии «Этногенез» свое сугубо негативное отношение к еврейскому этносу сформулировал в кратком теоретическом тезисе - постулате. Согласно этому постулату, в процессе формирования большого народа, суперэтноса, в его «питательной среде» развивается, несовместимая с ним, малая «нация – химера» («малый народ»), которая паразитирует на этой большой нации и, подобно раковой опухли, является губительной для него. Если учесть, что волею исторических судеб именно еврейскому народу выпала участь на протяжении разных исторических периодов совместно, на одной территории сосуществовать со многими «суперэтносами», а также иметь ввиду конкретизацию постулата разными последователями, то нетрудно сообразить, кого автор мог подразумевать в качестве этой самой «химеры».

Да и к какой бы нации это не относилось, в любом случае это безосновательное, клеветническое утверждение было бы проявлением ксенофобии высшей степени концентрации подлости. Ну а то, что речь идет именно о евреях, подтверждают в своих сочинениях многие апологеты и, прежде всего, И.Шафаревич. К их числу относится и А.Солженицин, который в своем двухтомнике «Двести лет месте», пользуясь методом искажений и потасовки фактов, конкретизирует постулат Л.Гумилева, пытаясь доказать, что в России евреи жили, в основном, нетрудовыми доходами, эксплуатировали русский народ, спаивали его.
       На все эти измышления и бредни можно было - бы ответить кратко, но зато «весомо, грубо, зримо», как это сделал один из героев романа Л.Фейхтвангера по поводу подобного рода высказываний одним из немецких расистов: «В те далекие времена, когда еврейские мудрецы и пророки писали свои вечные книги, предки нынешних нацистов - арийцев еще по деревьям лазили». Но если выразиться более корректно, то ответ должен состоять в том, что эта самая «химера», т.е. «малый народ» – евреи были поголовно грамотными и цивилизованными уже в те далекие времена, когда т.н. «больших народов», к примеру, немецкого, русского, английского, французского, испанского еще и в помине не было». Здесь стоило бы прислушаться к мнению философа и православного иерарха П.А.Флоренского, который писал: «Конечно, мы дети по сравнению с евреями, может быть, мы евангельские дети, а может быть кое в чем и просто недоросли».
А поскольку серьезно спорить и что - либо доказывать нашим недругам бесполезно, такого ответа для них было - бы вполне достаточно. Но нам хотелось - бы, если не убедить, то хотя-бы заставить задуматься ту часть читателей, которых можно отнести к категории беспристрастных и умеющих думать, но недостаточно информированных. К их числу можно отнести и многих евреев, в силу известных причин оторванных от своих корней, в первую очередь, еврейскую молодежь.
Поэтому постараемся ответить на эти клеветнические измышления ассиметричным образом, хотя и достаточно адекватно. Речь идет о серьезных научных исследованиях, свидетельствах выдающихся мыслителей, цифрах и фактах, доказывающих значительную цивилизаторскую роль евреев в жизни отдельных народов и всего человечества.

Общеизвестно, что распространение христианства сыграло огромную роль в формировании современной цивилизации. Основные общечеловеческие ценности – кодекс моральных норм, идеи гуманизма, единство человечества и равенство людей перед Богом, идеи социальной справедливости, составляют основу христианской Библии. Но ведь эта Библия – в основной своей части - перевод еврейской Библии, которую называют Ветхим Заветом. Это Священное Писание включает в себя 39 канонизированных книг, главная из которых, средоточие иудаизма, его духовное наполнение – Пятикнижие Моисея, или – Тора. Кроме того, христиане заимствовали у иудаизма большое количество апокрифов (книг, не включенных в канон), они присовокупили принцип субботы, а также молитвы и псалмы. Даже широко известные «христианские», церковные термины «аминь» и «аллилуйя» также еврейского происхождения. Один из основоположников христианства апостол Павел, имея ввиду Ветхий Завет, говорил, что «все Писание боговдохновенно». Им же сказано: «Израильтянам принадлежит усыновление, и слово, и заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их отцы и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во века». Этим самым, фактически, признается заслуга еврейского народа в возникновении христианства, в котором, возможно, еврейские мудрецы видели способ передачи своего учения остальному миру.
Средоточие этого учения, - Пятикнижие Моисея, Тора содержит основные законоположения и руководство в повседневной человеческой жизни. По сути, оно представляет высшую моральную, воспитательную и общественную ценность и призвано поднять человека на более высокую ступень.
В основе Учения Моисея, ставшего неотъемлемой составной частью христианства, (а позже и мусульманства) лежит монотеизм, т.е. отказ от многобожия, язычества и сопутствующих негативных явлений, варварских обычаев. С этим неразрывно связано обязательство выполнять заповеди Всевышнего (для религиозных евреев их – 613), праведность человека, установление всеобщей справедливости. Эти идеи гуманизма, благодаря христианству, становятся общечеловеческими, способствуя тем самым определенному прогрессу, постепенному переходу к более цивилизованному состоянию. Относительно великой исторической миссии Моисея английский историк П.Джонсон пишет: «Неразрешимой загадкой предстает перед нами личность великого пророка Моисея, которому человечество обязано основным законом (или принципом) своего существования». С его точки зрения, греки почитали Моисея наравне с Гермесом, его заслугой считали изобретение еврейского алфавита – предшественника финикийского письма, (весьма схожего с ним), на котором основана письменность большей части народов мира. Еще многие древние авторы считали, что человечество в целом и греческая цивилизация, в частности, очень многим обязано его идеям.
 
       Первоначальные элементы христианства зарождаются в Палестине в начале 2 века до н.э. среди иудейских сектантов – ессеев – членов Кумранской общины, о чем свидетельствуют найденные рукописи, т.н. Свитки Мертвого моря.
По словам французского ученого А.Дюпон-Соммера: «Кумранский Новый Завет во всех отношениях предвосхищает христианский Новый Завет, прокладывая ему путь. Иисус из Назарета – самое удивительное, какое можно представить, перевоплощение (или копия?!) «учителя справедливости» в общине. Оба проповедуют покаяние, бедность, смирение, любовь к ближнему, целомудрие, оба призывают следовать закону Моисея…»Примечательно, что в отрывках ранних вариантов Нового Завета, найденных среди свитков Мертвого моря сохраняется ветхозаветное Божье имя, хотя в современных вариантах это слово переводится греческими значениями «Бог» и «Господь». Это значит, Иисус и его последователи молились ветхозаветному Богу, к тому же преемственность с иудаизмом подтверждается и тем, что в книгах Нового Завета приводится огромное число цитат и ссылок из Ветхого завета. Фактически, Новый Завет является непосредственным продолжением Ветхого, без которого его было бы невозможно понять, да он и не мог бы возникнуть. Вполне справедливо распространенное суждение о том, что христианство – это ветвь, выросшая на корневой основе иудаизма.
Безусловно, книги Нового Завета сыграли наиболее важную роль как основа формирования новой христианской религии.
Распространение христианства среди народов – длительный процесс, продолжавшийся не одно столетие. В первые века новой эры среди выходцев из разгромленной римлянами Палестины, ассимилированных и оторванных от ортодоксального иудаизма, к тому же разочаровавшихся в нем, из поколения в поколение передавалось предание об Иисусе из Назарета. Его учение становится все более привлекательным и массовым. На основе этих преданий во 2 – 3 веках н.э. постепенно оформляется Новый Завет, а в дальнейшем христианская церковь канонизирует Священное Писание – Библию, в которой книги Нового Завета составляют лишь четверть ее объема.
Колоссальную роль этой Книги книг трудно переоценить. Кроме свого религиозного, духовно-нравственного наполнения, она является величайшим памятником мировой литературы, находится у истоков мировой культуры. На протяжении веков Библия вдохновляет писателей, живописцев, скульпторов, оказывает огромное влияние на мышление, философию, литературу, искусство многих стран и народов.
Принято считать, что западная цивилизация складывалась из двух составляющих: греко - римской, основанной на искусстве, литературе, философии великих мыслителей от Гомера до Аристотеля, и иудео-христианской, - основанной на Библии, Пятикнижии Моисея. Не случайно один из главных фашистских идеологов А.Розенберг так объяснял причину, по которой нацизм выступает против христианства: «оно стремится сделать нас евреями».
Фактически, еврейская идея, созревшая в умах древних пророков, и составившая основу иудаизма, трансформированная христианством, со временем приобрела характер идеи общечеловеческой. Исследованию этого исторического феномена посвящено ряд обнародованных в последнее время статей и книг и, прежде всего, монография российского историка и лингвиста проф. А.Милитарева «Воплощенный миф». Исходя из своей многолетней исследовательской работы, опираясь на исторические и фактологические данные, ученый приходит к выводу: «Евреи, и это для меня очевидный факт, когда-то сыграли и на протяжении более двух тысячелетий продолжают, хотя и с перерывами, играть выдающуюся, учитывая их малочисленность, роль в формировании развитой и лидирующей сегодня цивилизации – «западной». Любопытно, что примерно в том же ключе высказывался еще в позапрошлом веке немецкий философ Ницше: «Чем обязана Европа Евреям? – многим, хорошим и дурным, и, прежде всего, тем, что является и очень хорошим и очень дурным: высоким стилем в морали, грозностью и величием бесконечных требований, всей романтикой и величием моральных вопросов… Евреи же, безо всякого сомнения, самая сильная, самая цепкая, самая чистая раса из всего теперешнего населения Европы». А почему же в таком случае она оказалась самой ненавидимой нацией? А может быть как раз в этом все и дело: где зависть, там и ненависть. Тем более, что эта нация не укладывается в стандартные рамки, преподносит неразрешимые загадки.
Казалось бы, евреи, передав свою вынашиваемую веками суперидею остальному миру и, выполнив тем самым свою историческую миссию, должны были исчезнуть с исторической сцены, как это произошло почти со всеми древними народами. Примерно, по-Некрасову:
 
       Все, что мог, ты уже совершил,
       Создал песню, подобную стону
       И духовно навеки почил.

Ан нет, вовсе не почил, да не все совершил, хотя, может быть, и создал не одну песню, подобную стону. Мы сталкиваемся с очередным еврейским феноменом - феноменом выживаемости еврейского народа, - вопреки исторической логике. Как пишет А.Милитарев, «евреи – чемпионы исторического долгожительства, один из немногих народов, сохранивших с древности непрерывную этнокультурную идентичность». Напрашивается предположение о существовании необъяснимой причинно-следственной связи этого феномена с той самой древней еврейской идеей. Об этом же красноречиво и романтично писал в свое время А.Ф.Достоевский: «И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнесть своего последнего слова…» Невольно вспоминается Н.В.Гоголь, может быть он и евреев имел ввиду: Эх, еврейская птица - тройка! Куда же несешься ты? Неужели, все к новым феноменам, на которые косились бы другие народы и которые удивляли бы мир, а зачастую вызывали бы зависть и сопутствующие явления?

В течение многих столетий, пройдя этапы захватнических войн с великими империями – Египтом, Вавилоном, Ассирией, Грецией, Римом, и последовавшие за этим этапы рабства, пленений, изгнаний, унижений, погромов, наветов, насильственных крещений и ассимиляций, еврейский народ, вопреки всему, не только выстоял, но и все выше поднимал голову, все более проявляя себя в качестве лидера мирового прогресса.
Одно из таких проявлений состоит в том, что во всех странах рассеяния, во все времена евреи неизменно добивались, непропорционально больших по сравнению с представителями других наций, успехов в финансово-экономической деятельности. Это, в частности, было характерно и для России дореволюционной, о чем справедливо писал А.Солженицин, и хорошо заметно в современной России. В Лондоне евреи были
в числе тех, кто основал финансовый рынок Сити, в Америке они активно участвовали в создании Нью-Йоркской биржи, во Франции, а затем в Англии семья Ротшильдов основала частную банковскую систему.
Как считают многие историки экономики, еврейским финансистам принадлежит заслуга изобретения кредитной системы, безналичного перемещения денег. Они вполне справедливо полагают, что евреям принадлежит ведущая роль в возникновении цивилизованных рыночных отношений, в создании эффективной капиталистической экономики.
О весомой и важной роли евреев в развитии современной мировой экономики красноречиво свидетельствует следующий факт: из общего количества 793 миллиардеров в мире – 130 евреев, т.е. примерно 15%. При этом следует заметить, хотя это и должно быть очевидным, что обладание миллиардами, как правило, это – явный признак выдающихся способностей, таланта в сфере экономики. И, хотя такого рода факт непропорционально большого количества талантливых людей, представляющих одну нацию, сам по себе феноменален, более существенным является то, что объективно они служат общественным интересам. Дело в том, что эти злополучные миллиарды не могут храниться под матрасом – предназначенные приносить все новую прибыль, они должны находится в постоянном кругообороте. Это значит, управляемые должным образом, деньги эффективно вкладываются в различные отрасли экономики и прочие сферы жизнедеятельности и таким образом являются инструментом позитивных процессов в обществе.
В общем, оценивая роль евреев в развитии мировой экономики в историческом плане, мы вновь сталкиваемся с очередным еврейским феноменом, в котором, можно усмотреть проявление «некой идеи, движущей и влекущей» … к прогрессу, к поступательному движению человечества. Не в этом ли причина чрезвычайно активного участия евреев (зачастую неуместного и негативного), в революционных движениях, в борьбе за социальную справедливость, в диссидентстве?


Рецензии