Это вам не депрессия времён вашей бабушки

Джим Кюнстлер

"Это вам не депрессия времён вашей бабушки"
http://www.jameshowardkunstler.typepad.com/

Это уже даже и не смешно. Ожидания банковского коллапса в Июле прошли волной по просторам Интернет. В то же время официальные средства массовой информации типа "Нью Йорк Таймс" СиЭнЭн уделили больше внимания гребным лодкам и представлениям Эми Уайнхауз.

"Что то происходит, и вы, Мистер Джонс, не знаете, что именно?" - говорил в таких случаях мастер.

А происходит вот что - Американское общество соскальзывает в пучину экономической депрессии, которая намного глубже, чем та, во времена которой жила наша Бабушка. Если посмотреть с технической стороны, можно бесконечно спорить по поводу, инфляция ли вокруг, или дефляция. Безусловно - именно это и неясно. Цены на бензин и продовольствие растут быстрее чем уровень воды в реках штата Айова (автор говорит о происходящем катастрофическом наводнении а Айове, которое происходит в последний месяц, уровень воды превысил 500 летний ожидаемый - прим переводчика). В то же время цены на то что считалось ценным совсем недавно - дома, акции, водные лыжи, джипы и премиальные матрёшки обваливаются на глазах и Америка превращается в Нацию "Гараж Сейлов" (имеется в виду практика распродавать ненужные вещи задешево)

 Сегодня страна в которой мы живём сильно отличается от той, в которй бабушка жила в далёком 1932м. В том, раннем кризисе капитала, немногие люди остались при деньгах, но сама страна всё ещё обладала огромным ресурсным потенциалом. У нас было море всего, что земля могла дать: сокровища минеральных руд, оборудование для их очистки и переплавки в металлы, нефть и газ всё ещё находящиеся в земных недрах, хорошо образованная и дисциплинированная рабочая сила и заводы, готовые завтра же исполнить поступающие заказы. У нас была сеть железных дорог - предмет зависти всего мира и миллионы семейных сельскохозяйственных ферм, владельцами которых были люди знающие своё дело, не испорченные политическими манипуляциями агробизнеса. У нас были хорошо функционирующие большие и маленькие города со своими местными экономиками, культурой и газетами.

Причины кризиса тридцатых обсуждаются до сих пор и единого мнения почему он случился всё ещё нет. Я бы сказал - причиной была комбинация большого числа невозвратных кредитов, которые "высосали" деньги в чёрную финансовую дыру (деньги перестают существовать, когда заёмщики не платят по кредитам). Добавьте сюда затоваривание рынков, где имеется в виду, что каждый Американец жаждавший купить машину или электрический тостер таковые уже купил и других покупателей просто не было. (Первый раунд глобализации 1870-1914 потерпел фиаско в Первой Мировой Войне)

Наши проблемы долгов сегодня столь велики, что даже астронома будет сложно их рассчитать. С какой стороны не взгляни - наше общество есть полный банкрот. Начиная с Федеральной Казны и заканчивая семьёй живущей в безымянном переулке каждый субъект набрал столько долгов, что либо эти долги не будут возвращены, либо субъект на на грани оказаться в этой ситуации. Долг столь велик, что "высосет" всё наше состояние и финансы в параллельную вселенную. В этом сама суть монетарной дефляции - деньги самоуничтожаются долгами и перестают существовать.

Сия суть частично завуалирована как падением валюты США, так и сокращением предложения нефти и продуктов питания, но вуаль не спасёт от истины. Последствия сегодняшней ситуации будут как минимум вдвое хуже Великой Депресии в 30х годах прошлого века: Люди без денег найдут себя на Земле без ресурсов (и рабочей силой не имеющей дисциплины), без семейных ферм, с городами представляющими из себя ничего не производящими потребителями, с коматозными маленькими городками, которые лишились всего своего богатства и социального капитала, с авиационной промышленностью на грани гибели и железнодорожной системой, над которой смеётся весь мир. Ах да, забыл упомянуть умопомрачительные обязательства лежащие на пригородах и автоинфраструктурой обслуживающих их.

Банки танцуют свой танец смерти вот уже го, притворяясь, что их проблемы есть лишь проблемы "ликвидности" (деньги на руках) а не проблемы неплатёжеспособности (нет ни денег на руках, ни в сейфах, кроме того, никаких авуаров, которые можно продать, лишь "креативные" залоговые ценные бумаги, которые никто не хочет покупать)

Но разрушение института денег, как таковых (происходящее по причине невозврата взятых долговых обязательств) сегодня столь интенсивно, что игра с притворством достигла своего финального момента. Вопрос лишь в том, кто же именно окажется под обломками, когда банковская система рухнет и прекратит существование.

Осложняет описанную выше ситуацию нефтяные проблемы, которые, собственно не так трудно и понять, но официальные средства массовой информации отказываются донести их до растерянной публики. Назовём её "Пик Ойл" Вам нужно знать лишь некоторые элементы проблемы. Вот они

1. Потребность в нефтепродуктах обгоняет поставки
2. Вводимые мощности не успевают за ростом потребления
3. Это ведёт к обрушению ежедневной жизни, зависящей от поставок энергоносителей.

Я называю такую ситуацию "Непрекращающися Стресс"

Наши шансы нормализовать ситуацию и вернуться к "жизни как всегда" равны... примерно нулю. Ранее я пытался продвигать идеи о том, что вместо того, чтобы "дожигать" оставшие ресурсы в нелепой попытке поддерживать нежизнеспособную систему (т.е "выковыривать из носа" способы содержать структурную систему пригородных посёлков - "субурбию") мы должны немедленно начать изменять то как мы живём. Эти идеи крайне непопулярны.

Так где же мы сейчас находимся, какое найти описание сегодняшней финансовой ситуации? Я бы сказал, что мы выглядим как люди стоящие наберегу моря и смотрим на нависающую над нами тридцатиметровую волну готовую обрушиться на наши головы. Поскольку у меня нет всей информации, я не могу сказать как сложится ситуация в предстоящие месяцы, особенно если мы учтём фактор приближающихся президентских выборов, и вспомним, что дата выборов приходится на тот момент, когда избирателям нужно включать свои обогреватели в домах.

Я посмел бы сказать, что пока что наше общество как таковое работало очень скверно в вопросе осознания складывающейся ситуации. Но всё ещё есть шанс, что в оставшиеся до выборов 4 месяца суть нашего скверного положения будет озвучено таким образом, что большинство людей поймёт его.

Перевод

Виктор Урусов

Такома

Июль 2008


Рецензии