Соблазн Федора Михайловича

Анализ статьи: УБИЙСТВО АЛЕКСАНДРА ВТОРОГО
И ПЕРВЫЙ ГРЕХ ДОСТОЕВСКОГО ПЕРЕД РОССИЕЙ, Борис Романов http://www.proza.ru/2007/11/22/526

«…Все узлы, завязавшиеся в романе, были реально завязаны в инфрафизических слоях (прошу не придираться к терминологии; можно назвать эти области потусторонним, тонким, астральным, ментальным и т.п. миром). И процесс там пошел. Если бы Федор Михайлович написал роман, как было задумано, то, может быть, в тонких мирах все и разрешилось бы. А так напряжение зашкалило и через месяц после смерти Достоевского энергия выплеснулась бомбой народовольцев, разорвав Царя-освободителя...».
«…На повестку дня была поставлена следующая проблема. Сформулируем ее столь же примитивно. Можно ли убивать православного царя, чтобы тем самым осчастливить человечество? Решить задачу можно было в том же инфрафизическом пространстве идей. Достоевский с задачей не справился. Пришлось Желябову и Перовской ставить этот “эксперимент” в физическом пространстве < ... > А в том столь же реальном, но инфрафизическом мире, Дмитрий до сих пор расплачивается за отцеубийство, а Алеша – за цареубийство, завязавшее такой кармический узел, который многострадальная Россия не распутала до сих пор...».

Соблазн решать проблемы, возникающие в Социуме, с помощью силы – присуще волевому, а не рефлексирующему сознанию. Здесь можно упомянуть Михаила Бакунина, оказавшего мощное влияние на всю общественную и литературную жизнь своих современников и задавшим вопросы, на которые они пытались по-своему ответить.
Писатель Достоевский не ставил целью своего творчества исправлять Социум, скорее - творчество было попыткой уйти от собственных проблем рефлексирующего сознания. Вспомните исповедь Достоевского «Записки из подполья». В ней присутствуют позывы к неуемной власти и обогащению, асоциальная ненависть героя исповеди и одновременно заигрывание его с официальной идеологией власти, стремление избавиться от христианской совести и выворачивание до эксбиционизма ее постулатов. Мистика, возникающая при анализе реальных страхов перед реальными волевыми решениями в Социуме, говорит, скорее всего, о немощности, неспособности преодолеть ложь рефлексирующего сознания писателя.
Достоевский ввинчивает в свое сознание штопор христианской совести, чтобы вырвать пробку дурной окружающей реальности и выйти на простор нравственного наслаждения своим Сверх-Эго – это вызывает брезгливость читателя и одновременно держит интерес публики, как гениальное отображение интриги в Социуме. В этом парадокс Достоевского – поднять противоречия в Социуме до их перегорания без доступа воздуха.

       


Рецензии
Здравствуйте!
Вкусы у всех разные. Кому-то нравятся произведения русских писателей-классиков - Льва Толстого, Фёдора Достоевского и др., а кому-то не нравятся.
Произведения, включая "Дневники", Ф.М.Достоевского написаны ярким литературным языком. Ценность его произведений и в том, что они написаны на русском языке, а значит - читатели получают всю гамму его чувств и ему они понятны; при переводе подобное нередко теряется.
Я совершенно не принимаю "Преступление и наказание". Считаю этот роман вредным, антигуманным, способным ранить души людей и сеять панику.
Писатели не имею право так подробно описывать подготовку к убийству, само убийство, ёрничанье убийцы. В романе выведен больной человек. Зачем писатель сделал его героем? Сам Ф.Д. на этот вопрос не ответил.
Когда читаешь подобное, одна мысль: "Неужели людям не надоело убивать? Сколько уже было войн, сколько погубленных душ! И всё мало".
Литература не должна служить средством подстрекательства к криминальным действиям.
Удач!

Лариса Прошина-Бутенко   06.08.2016 12:29     Заявить о нарушении
самое интересное у Достоевского - он настолько вписался в своего Героя, что даже ступеньки на лестнице подсчитаны в реальном доме, где было совершено преступление. Такая литература мистическим образом влияет на Реальность.

Каринберг Всеволод Карлович   07.08.2016 10:19   Заявить о нарушении
........сама жизнь Ф.М Достоевского беспорно великого писателя, полна сложностей и противоречий, не берусь судить, но уверен, что князь Мышкин не принятый в социуме Христос, черты которого были и у самого писателя, как и Роскольникова, извлеченного из Ада. Однажды на эту тему говорил с одним знакомым врачом, который уверял об особой приобщенности человека к миру трансцендентных ценностей, то есть к реальности, лежащей по ту сторону нашего обыденного мира при эпилепсии...

Валерий Старовойтов   02.11.2016 12:40   Заявить о нарушении
да и в нашем мире достаточно Ада, взять хотя бы наши больнички,т.н. ЦРБ...

Каринберг Всеволод Карлович   02.11.2016 17:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.