Ч. 3. Дополнение

Fin de siecle. Ч.3. Дополнение
       
       " ...Многолюдье, одиночество - слова эти для поэта непоседливого и плодовитого равны и легко заменяют друг друга. Кто не научился заселять своё одиночество людьми, тот не умеет быть одиноким в хлопотливой толпе."
 Шарль Бодлер
 
       
       Ну что, продолжаем?
       Продолжаем.
       
       И вновь возвращаемся назад, к началу нашего повествования, к картине Эдгара Дега "Абсент".
       Итак, какой у нас год? Или года?
       Спасибо, совершенно верно!
       Да, 1876 -1877.
       
       К сожалению, нам недоступны подготовительные эскизы к этой картине (в отличие от эскизов Мане к "Бару в Фоли-Бержер").
       Однако есть возможность убедиться в том, что тема "Кафе" Дега интересовала. И не исключено, вместе с другом, Эдуардом Мане он делал наброски, сидя где-то за дальним столиком в многолюдном кафе на бульваре Мон-Мартр или в маленьком кафе "Новые Афины" на площади Пигаль, где два столика в правом углу за невысокой перегородкой резервировались обычно для Мане, Дега и их друзей.
       
       Посмотрим эскизы 1877 года:
       
• Дега. Женщины в кафе на бульваре Мон-Мартр.
• Дега. В кафе.
• Дега. Женщина в кафе.
       
       Знакомый сюжет, не правда ли? - Женщины за столиком. Весьма простенько, без особых затей. Сразу видно, что этюды не постановочные, позы персонажей непринуждённы, художника интересует положение рук, поворот головы, что-то характерное в позе.
       Да и внимание художника обращено к внешнему, взгляд скользит по заполненному залу кафе, выхватывая отдельные фигуры, чем-то выделяющиеся из толпы.
       
       Мимоходом заметим, что Дега как бы примеряет найденный композиционный приём "заслоняющей плоскости", Вы, конечно, помните, что это такое.
       
       Кстати, раньше мы уже говорили о том, что художники достаточно много общаются, о том, как они перенимают друг у друга различные приёмы живописи, рисунка или композиции.
       
       Так и Дега, увлечённый на какое-то время мотивом кафе, делает наброски, изучая позы и выражение лиц, соотношение деталей, пытаясь воссоздать атмосферу непринуждённого общения.
       
       Да, да, это нужно запомнить: НЕПРИНУЖДЁННОЕ ОБЩЕНИЕ, которое изображали художники, уступит место КРАЙНЕМУ ВЫРАЖЕНИЮ ОДИНОЧЕСТВА. Именно об этом мы будем говорить в дальнейшем.
       
       Следует отметить, что по мере того, как всё больше художников обращается к теме Кафе, а это именно так, - Дега, отходит от неё, стремясь сохранить индивидуальность. "Вам нужна естественная жизнь, - объяснял он своим коллегам, - мне - жизнь искусственная".
       
       Продолжая исследовать новые области, он сохраняет интерес к человеку и психологическим проблемам. Посещает мюзик-холлы, кафе-концерты и цирки, привлеченный позами артистов, создаёт блистательную серию "В ванной",увлечённый изображением обнажённого женского тела.
       
       Но не только. Его привлекла передача сложных ракурсов, нервного напряжения и эмоций во время скачек.
       
       
       И во всех своих работах он верен своему непреложному принципу: "...Нет искусства менее непосредственного, чем моё. Вдохновение, спонтанность, темперамент мне не знакомы, я должен повторить один и тот же мотив десять, иногда сто раз. Ничто в искусстве не должно выглядеть случайным, даже движение".
       
       
       Не следует забывать, что "импрессионизм" - термин условный, и все художники, которых принято относить к этому направлению, имеют в прошлом академическую школу, которая требовала точной проработки деталей и гладкой, блестящей живописной поверхности.
       Однако по мере профессионального становления многие художники, отказываясь от идеализированных тем и сюжетов (диктуемых Салоном), обращаются к реалистической манере, к повседневности, подлинной жизни.
       В течение некоторого времени каждый из них какое-то время - кто дольше, кто меньше - работают в русле импрессионизма, придерживаясь декларируемых правил, стремясь ОБЪЕКТИВНО ЗАПЕЧЕТЛЕВАТЬ на своих полотнах ЭФФЕКТЫ меняющегося ОСВЕЩЕНИЯ и, пройдя свой импрессионистический этап, большинство обращается к индивидуальным экспериментам, получившим собирательное название "постимпрессионизм".
       
       Здесь следует заметить, что и Эдуард Мане и Эдгар Дега к импрессионистам относятся в определённой мере условно.
       
       О Мане мы уже говорили, отмечая его характерное отличие от импрессионистической манеры - использование чёрного света во всём его оттеночном многообразии на фоне сияющих красок.
       
       Условность же причисления Дега к импрессионистам объясняется его равнодушием к основной идее импрессионизма - передаче световых эффектов. Это равнодушие явно проявилось в картине "Абсент" 1976, где общий настрой картины отрицает идею импрессионистов о возможности одновременного сосуществования болезненной мании и радостной жизни.
       И если Дега применяет или использует некоторые приёмы импрессионизма, он неизменно остаётся верен реалистическому изображению, добиваясь чёткости рисунка и выразительности линии, фактурности и конкретности.
       
       
       ***
       Итак, после "Абсента" Эдгар Дега ещё год-другой проявляет интерес к специфической атмосфере кафе, о чём свидетельствуют несколько незатейливых набросков женщин за столиками в кафе, которые мы уже посмотрели. Позже он больше не возвращается к этой теме. Она для него закрыта.
       
       
       А теперь время поэзии, не так ли?
       
       Эту главу мы начали цитатой из стихотворения Шарля Бодлера ТОЛПЫ (пер. М.Ваксмахера).
       
       Закончим его же стихотворением
       в переводе С.Андриевского.
       
       ЗАДУМЧИВОСТЬ
 
 Остынь, моя Печаль, сдержи больной порыв.
       Ты Вечера ждала. Он сходит понемногу.
       И, тенью тихою столицу осенив,
       Одним дарует мир, другим несёт тревогу.
       
       В тот миг, когда толпа развратная идёт
       Вкушать раскаянье под плетью наслажденья,
       Пускай, моя Печаль, рука твоя ведёт
       Меня в задумчивый приют уединенья,
       
       Подальше от людей. С померкших облаков
       Я вижу образы утраченных годов,
       Всплывает над рекой богиня Сожаленья,
       
       Отравленный Закат под аркою горит,
       И тёмным саваном с Востока уж летит
       Безгорестная Ночь, предвестница Забвенья.
       
       ***
       
       Впереди нас ждёт разговор о главном,
       о том,
       к чему мы так медленно приближались.

 P.S. все иллюстрации к этой главе можно посмотреть на странице:
 http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle3-1.shtml


Рецензии