Встреча с Мастером. Тв. портрет Д. Баниониса, ч. 2

Пообщавшись с Донатасом Банионисом после этой встречи ещё несколько раз, я начал открывать для себя человека, которого раньше не знал. То есть, как "не знал"? Конечно, я много раз видел его по телевидению: "Солярис", "Принц Флоризель" (кстати, один из моих самых любимых фильмов с участием Баниониса), "Никто не хотел умирать", многочисленные телепередачи, от которых получал массу удовольствия. Но даже этих положительных эмоций оказалось недостаточно, чтобы составить портрет человека, во время общения с которым неоднократно думал о том, что всё гениальное просто.
...Мне вспоминается интересный эпизод, случившийся со мной в январе 1998 года, который, возможно, не имеет прямого отношения к данной публикации.
Я тогда играл в Литературном театре известного калининградского режиссёра Альберта Михайлова. В один из вечеров, когда я ехал на репетицию, ко мне подошёл мужчина средних лет. Он был заметно выпивший, и ему хотелось поговорить. А поскольку кроме нас двоих на остановке больше никого не было, то в собеседники для разговора он, естественно, выбрал меня. Честно признаться, мне не хотелось в тот вечер с кем-либо общаться (настроение было плохое!), но в данном случае деваться было некуда. И тут, после моего ответа на его вопрос "Кем ты работаешь?" выяснилось, что он тоже не равнодушен к театру (хотя и не актёр) и даже несколько раз бывал на спектаклях Паневежисского (!) драматического театра, назвав при этом фамилию Баниониса. Пока мы ждали автобус, мой собеседник произнёс эту фамилию и название города Паневежиса, наверное, раз тридцать. Теперь я этого человека даже в лицо не помню, но тогдашний разговор, который можно озаглавить "Банионис - Паневежис", почему-то запомнил (правда, на ненадолго - потом забыл и о разговоре).
Кстати, спустя некоторое время после этого забавного случая я несколько раз был в Паневежисе как на гастролях с театром кукол, так и самостоятельно. А однажды даже побывал в том самом драматическом театре, где на протяжении многих лет играл Донатас Банионис. Мне даже удалось посидеть в гримёрке за столиком, за которым он гримировался перед выходом на сцену. Посмотрев на себя в установленное на этом столике зеркало, я шутя произнёс:
- Чувствую себя Банионисом!..
Но всё это было чуть позже, а тогда, во время разговора на автобусной остановке с моим необычным собеседником, мне никак не могло придти в голову, что через некоторое время я буду в Паневежисе (кстати, это очень красивый, аккуратный, небольшой городок, где прекрасно отдыхается после шума калининградских улиц). И совершенно не было для меня очевидным то, что спустя ещё некоторое время я встречусь с Донатасом Банионисом. Встречусь с человеком, в котором очень много тепла, необыкновенной душевной доброты;
у которого нет пафоса, манерности. Кстати, Банионис, что очень важно не только для актёра, но и для человека вообще, не разучился удивляться, радоваться, восхищаться Прекрасным. Как критик он может быть чрезвычайно строгим (что далеко не всем нравится, но это уже их дело), но в данном случае его можно назвать "взрослым ребёнком" в хорошем смысле этого слова.
Нужно сказать, что он совсем не похож на "звезду". Став суперпопулярным актёром, он как ч е л о в е к остаётся очень простым, т.к. ещё в юности хорошо усвоил для себя факт, что успех - вещь приходящая, и нет гарантии в том, что последующая роль получится так же хорошо, как предыдущая. Эту важную философскую истину он пронёс через всю жизнь.
Драматические роли Баниониса тоже можно назвать философскими. В них актёр не ограничивается тем, что создаёт яркие образы персонажей. Он старается отождествлять их с самим собой, отыскивая внутри себя схожие черты характера. Все герои Баниониса - люди размышляющие, радующиеся, страдающие. Иначе говоря, работая над той или иной ролью, актёр создаёт образ ж и в о г о человека, как это было, например, в фильме "Мертвый сезон" режиссёра Саввы Кулиша, где Банионис замечательно сыграл роль советского разведчика Ладейникова.
- У меня была возможность встретиться с прототипами Ладейникова, - рассказывает актёр. - Меня поразило абсолютное несовпадение "киношных" представлений о разведчиках с чертами этих реальных людей, у которых, на самом деле, нет ни стальной мускулатуры, ни демонического блеска в глазах, а вместо этого есть культура, интеллигентность, умение разбираться в проблемах психологии, философии, литературы...
На фото - Донатас Банионис и Денис Гринцевич.


Рецензии
Случайно забрела на Вашу страничку.
И рада этому. Внимательно прочитаю все миниатюры.
Мне тоже очень нравится фильм о принце Флоризеле. Там все артисты на высоте... Замечательный фильм, настоящее произведение искусств...

Увидела своё имя на Вашей страничке. Спасибо...

С теплом, Вера

Веруня   09.08.2008 20:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.