Встреча с Мастером. Тв. портрет Д. Баниониса, ч. 3

Так что же представляет собой актёр Донатас Банионис? Банионис в момент работы - это как бы "отключка" от внешнего мира, внутренняя сосредоточенность, напряжённость, углубление в роль, поиск, создание образа, внутреннего духовного мира человека, огромнейшая работа, продумывание абсолютно всех (даже самых мелких) деталей, а затем - воплощение всего вышесказанного на сцене или экране.
Так создавалась роль Ладейникова. Как было сказано, получился образ, непривычный для советского приключенческого фильма. Ладейников в исполнении Д. Баниониса является человеком думающим, почти всегда сосредоточенным внутри себя, внешне очень спокойным. Тактика его действий тоже вполне размеренная. Ладейников чем-то напоминает Штирлица, великолепно исполненного Вячеславом Тихоновым в "Семнадцати мгновениях весны". Кстати, именно кандидатуры Тихонова и Владлена Давыдова худсовет "Ленфильма" выдвигал на главную роль в "Мертвом сезоне". Банионис тогда там никак не фигурировал. Его перед комиссией сперва отстоял Савва Кулиш, а затем - Конон Молодый, послуживший прообразом Ладейникова, действительно работавший в советской разведке за рубежом.
Савва Кулиш впоследствии рассказывал:
- Я считал, что другого исполнителя просто не должно быть. Не только потому, что Банионис талантлив. По многим причинам. Он из тех актеров, в которых присутствует некая тайна, замкнутость. Он таков по своей натуре. А в "Мертвом сезоне" ему предстояло играть человека, обязанного хранить и свою тайну, и свою замкнутость. Кроме того, Банионис личность, а не просто инструмент, из которого можно извлечь любые звуки.
Фильм вышел на экраны страны в начале 1969 года. Его посмотрело тогда 34, 5 млн. зрителей. На кинофестивалях в Софии (Болгария, 1969 г.) и Минске (1970 г.) эта картина была удостоена почётных призов.
А вот совсем другая роль Донатаса Баниониса, противоположная разведчику - Председатель клуба самоубийц из кинокомедии "Приключения принца Флоризеля". Здесь актёр выступает эдаким диктатором, повелителем судеб тех, кто, попадая в его клуб, решил свести счёты с жизнью. Несмотря на то, что председатель хладнокровен (одна игра за столом в клубе чего стоит!), выглядит он несколько суетливо, а также ему присуща доля осторожности, ведь недаром за каждым прибывшим в клуб новичком он сперва наблюдает из-за шторы. Всё это актёр выполняет смешно, лихо, мастерски, с "огоньком" в глазах, что вызывает у зрителя положительные эмоции.
Отлично исполненная Д. Банионисом роль герцога Олбени в шекспировском "Короле Лире" лишний раз доказывает превосходное мастерство артиста. У Олбени, на мой взгляд, есть некоторое сходство с Ладейниковым. В чём именно оно проявляется? Это сходство характеров. По своей натуре эти два персонажа - философы, оба стремятся к высоким идеалам, оба достаточно замкнуты, немногословны - их сущность выявляется в действиях. Но актёр сделал этих героев, несмотря на вышеупомянутое сходство, разными. Как ему это удалось? Наверное, это его секрет. Та самая тайна, о которой говорил Савва Кулиш, и о которой никто посторонний не должен знать.
Просмотрев ряд фильмов разных лет с участием Донатаса Баниониса можно смело сказать, что это думающий актёр, актёр-философ, актёр, для которого всегда являются главными два вопроса: "Чего я хочу в данной роли?" и "Как достичь положительного результата?".
Положительного результата он добивается, чего бы это не стоило. Даже в тупиковой, казалось бы, ситуации, когда, например, режиссёр требует от него неизвестно что, как это было во время съёмок фильма "Солярис", где Банионис временами просто не понимал, чего от него добивается постановщик фильма Андрей Тарковский.
- Я не понимал, что делаю, - признаётся актёр. - То режиссёр зачем-то просил меня повернуться, то присесть на корточки, то просто водички зачерпнуть. В результате чего я иной раз выбивался из колеи. То же самое говорила мне и Наталья Бондарчук.
А в результате - шедевр! И какой!
...Банионис как-то сказал, что в "Солярисе" он работал с благословения Мильтиниса. Вот как это было.
Тарковский к тому времени снял фильм "Андрей Рублёв". Ещё во время работы эта картина была куплена французами, а у нас её по окончании съёмок сразу положили на полку. Банионис, желая увидеть этот фильм, попросил разрешения посмотреть его. И посмотрел. Тайком. После чего ему захотелось, чтобы "Рублёва" посмотрел и Мильтинис. Фильм (опять-таки, тайно!) отвезли в Паневежис. Мильтинис смотрел сосредоточенно, после показа ушёл, не сказав ни единого слова, и лишь на следующее утро обратился к Банионису:
- Поезжай и работай с Тарковским. Я подписываю разрешение.


Рецензии
Верно:
"Он из тех актеров, в которых присутствует некая тайна, замкнутость."

И в этом есть своя изюминка.

С теплом, Вера

Веруня   09.08.2008 20:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.