Встреча с Мастером. Тв. портрет Д. Баниониса, ч. 4

Кстати, автору романа "Солярис", польскому писателю Станиславу Лему версия Тарковского не понравилась. В частности, он говорил, что режиссёр лишил его возможности увидеть планету Солярис, что незачем было вводить в фильм родителей главного героя Криса Кельвина, что, по выражению Тарковского космос неприятен, а Земля прекрасна, хотя в книге всё говорилось наоборот.
Но, на мой взгляд, А. Тарковский, внеся в произведение свои коррективы, не только не испортил, а, наоборот, обогатил его. Чего только стоит финал фильма, когда герой Баниониса - Кельвин, - вернувшись на Землю, стоит возле дома на коленях перед своим отцом, великолепно сыгранным Николаем Гринько! Сколько в этом эпизоде доброты, нежности, любви ко всему окружающему! А океан, который зритель видит на протяжении всего фильма! Чудо, сказка! Когда в конце фильма операторская камера поднимается вверх, и мы видим домик, становящийся всё меньше и меньше, и бушующий вокруг океан, возникает мысль: как прекрасно, что в этом огромном, не имеющем конца и края, мироздании, всё-таки есть места, где тебе рады, где ты любишь и любим...
Вот такой подарок - главную роль в своём фильме - преподнёс в 1971 году Донатасу Банионису Андрей Тарковский.
Банионису на талантливых людей очень повезло. Помимо Мильтиниса, Тарковского и Кулиша судьба подарила ему встречи с такими выдающимися деятелями театрального и киноискусства, как режиссёры Михаил Калатозов и Эльдар Рязанов, Григорий Козинцев и Витаутас Жалакявичус, Вадим Дербенёв и немецкий режиссёр Конрад Вольф, актёры Вия Артмане и Владимир Высоцкий, Эльза Радзинь и Иннокентий Смоктуновский, Шон Коннери и Юозас Будрайтис... Это лишь неполный перечень имён тех, с кем ему довелось работать (правда, не в театре, а в кино).
Режиссёр Григорий Козинцев, снимавший его в "Короле Лире", говорил так:
- Актёра узнаёшь тогда, когда он слушает автора. Духовное устройство Баниониса - мембрана поразительно тонкой вибрации. Он индивидуален в восприятии. Его общение с Шекспиром имеет личный резонанс. Поэтому вопрос о его участии в фильме был решён сразу же. Есть немало актёров, способных точно воссоздать образ пьесы. Они превосходны, но они лишь мастера. Банионис же выделяется не только высоким актёрским мастерством, но тем, что е м у присуще и бросает с в о й отцвет на пьесу.
К этому мнению можно добавить слова, сказанные Вией Артмане, партнершей Баниониса по фильму "Никто не хотел умирать", благодаря которому их стали снимать в русском кино:
- Партнёрство с Банионисом не забывается. Такой работой редко одаряет нас жизнь.


Рецензии
Тарковский и Лем видели мир по-разному, но равно глубоко - в этом и ценность "прочтения" - Тарковским Лема, а затем - Стругацких. Конечно,, было бы интереснее, если бы Лем мог написать сценарий "под Тарковского", как Стругацкие - но "Солярис" остается одним из шедевром кинематографа, а Банионис - одним из "киносимволов".

Игорь Желнов   01.08.2008 14:15     Заявить о нарушении
Игорь, абсолютно с Вами согласен! Спасибо Вам за хороший отзыв!
Буду рад дальнейшему общению!
С уважением,

Денис Гринцевич   01.08.2008 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.