Дневник моей телесности Продолжение 2

       Глава 8
САМООЦЕНКА. ПУТЬ ПОТЕРЬ. МОЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ ЖИЗНИ
Очень многое в жизни человека все-таки зависит от самооценки. Завышенная-заниженная – две стороны одной медали, называемой неадекватная самооценка. Она как замкнутый круг. Внутренние процессы неуверенности и непринятия себя таким, как есть, внутренний конфликт разных частей своего «Я» постоянно подкрепляются ситуациями во внешнем мире. Мир всегда был и будет таков, какой есть – непредсказуемым, постоянно изменяющимся, как погода, но вместе с этим, в нем есть нечто неизменное, что дает нам почву под ногами, является фундаментом жизни, а, следовательно, и основой, точкой отсчета для адекватной, естественной, оправданной самооценки. Но об этом позже. Хочется остановиться именно на неадекватном отношении к себе, «к себе в мире», «к себе и другим». Уж очень этот вопрос актуален в моей жизни, на его «разруливание» ушло более 30 лет жизни, и по-прежнему это явление меня затрагивает в виде жизненной позиции близких мне людей. Убедилась в том, что именно в самооценке кроется причина всех загвоздок, надуманных конфликтов, несуществующих проблем. Любую ситуацию, любую трудность можно решить, это не есть проблема, это есть жизнь. Проблемы у нас в голове. Недооценка, или, наоборот, переоценка себя нарушает взаимодействие с окружающим миром – что-то мерещится, что-то не замечается, человек уходит в себя, или, наоборот, любым способом стучит в те двери, которые ему не собираются открывать.
Вот еще типичные «позиции», которые вытекают из неадекватной самооценки и отравляют жизнь:
-- «Неприятно скромная», ведомая, безынициативная позиция, заведомо проигрышная – «моя хата с краю, я человек маленький», «я как все», или извиняющаяся за собственное присутствие в этом мире;
-- страх оказаться не в форме, предчувствие поражения;
-- ощущения себя жертвой жестокого мира или «нехороших людей».
-- ощущение себя лучше или хуже других людей
-- позиция угнетенного с последующей компенсацией в виде перехода в позицию угнетателя.
Окружающий мир для человека с нарушенной самооценкой всегда, чаще на подсознательном уровне, воспринимается как угроза. Ведь он так изменчив, и поэтому одна ситуация может помочь «оказаться на высоте», а другая, наоборот, «уничтожить». Так же и в отношениях с людьми, одни становятся врагам, другие – вроде бы друзьями, если подходят по определенным критериям. Но это не может быть настоящей дружбой, ибо поведение других людей постоянно «сканируется». В принципе, любое воздействие окружающего мира воспринимается с предубеждением. Безобидные вещи могут вызвать раздражение, обиду. Отсюда страх перед искренностью, открытостью, доверием. Человек в таком положении как бы выставляет условия миру, жизни, или самостоятельно создает условия, в которых мог бы защититься от жизни. И тогда речь идет уже о выборе жизненного пути и тут можно стать заложником выдуманной реальности. Это как жизнь кинозвезд, когда пиаром, искусственным созданием ажиотажа, интриг, различных нагнетаний обстановки пытаются заменить естественные жизненные процессы. Человек может быть очень успешен внешне и это его бесспорная заслуга, но в душе при этом может быть большая черная дыра, непонимание того, что происходит вокруг (отсутствие обратной связи с миром), ущербность. Сознание будет выдавать желаемое за действительное, а любовь к себе заменена на болезненное самолюбие, которое постоянно должно чем-то подпитываться, удовлетворяться.
Через все это мне пришлось пройти, испытать на себе, идти по этому пути долго и болезненно. И все упиралось на «такое маленькое и незначительное понятие на первый взгляд», как самооценка. В зависимости от ситуации я превозносила или, наоборот, что случалось чаще, сильно недооценивала себя, занималась самоуничижением. И тогда становилась злой и раздражительной. В обратной ситуации – заносчивой. Все это проявлялось в виде напряженности и настороженности в теле. Отсюда – замедленная реакция, настрой на нападение, очень сильная скованность, или, наоборот, развязность. И теперь, придя в точку, где не надо никому ничего доказывать – ни себе, ни другим, я чувствую себя спокойной, расслабленной, свободной. Я могу просто жить, и передо мною открывается новый путь. Путь потерь. Начинается новая, моя собственная жизнь, параллельная всему остальному миру. И я знаю, что этот путь есть в жизни каждого, я его гнала от себя.
В народной мудрости сказано – «человеку нечего терять кроме своих цепей». Так и есть. Цепей иллюзий, миражей, заблуждений, обмана, самообмана, наивности, навязанных извне стереотипов. Весь мир движется по пути потерь, время постоянно уходит, ускользает как песок сквозь пальцы, одновременно исчезает и то, что было с ним связано. Поэтому нужно учиться отпускать время. Текучесть времени мирит с ощущением потерь. Терять – естественное состояние. Ведь в природе все, что не жизнеспособно – отмирает. Все наши идеи, мечты, надежды, ожидания -- пусты, если не являются (или не становятся) частью жизни, если они не жизнеспособны. А таких, на самом деле, очень много, почти все. Реальным становится только наш жизненный опыт, если мы не боимся совершать поступки. Всегда можно начать что-то заново.
Опыт потерь учит нас самоотдачи. Это самое естественное, вкладывать в каждое действие часть себя. Это честно, такое действие имеет смысл, потому что имеет продолжение. Это еще один принцип жизни – уметь отдавать и брать. Не специально, а когда все происходит естественно, в процессе общения, создания, сотворения чего-либо. Иногда просто ощущаешь, как твоя энергия смешивается с энергией другого человека. И это обогащает. Простой суп, сваренный с любовью, с желанием приготовить что-то вкусное, действительно вкусный. Каждая минута-день-неделя и т.д. прожитые «с чувством-мыслями-самоотдачей» составляют полноценную насыщенную человеческую жизнь со смыслом. За потерей всегда идет приобретение чего-то нового, обновление. Отдавая-теряя, мы обретаем способность что-то взять. «У нас освобождаются руки!» А ведь сама Жизнь нам всегда, в каждый момент, дает именно то, в чем мы больше всего нуждаемся сейчас. И важно его использовать по назначению. (что посеешь, то и пожнешь). Рядом с нами оказываются именно те люди, которые необходимы в данный момент. У каждого своя роль, своя миссия в нашей жизни. В запланированные дела всегда вмешивается момент неожиданности, и его можно назвать «знаком». И нужно уметь (учиться) читать и понимать эти знаки. Так же, как учиться чувствовать и понимать свое тело, свое сердце, свою душу. Все вместе это и есть гармония с собой и окружающим миром.
Очень важно еще уметь ценить собственную жизнь. В экстремальных ситуациях цена человеческой жизни становится очень не высока. Я пережила это в послеродовой период. Тогда моя жизнь в собственных глазах, подпитываемая отношением извне, полностью обесценилась. Из–за этого взгляд постепенно стал направлен во внешний мир, на жизнь других людей. Именно от этого и рождается понятие «кумир» -- чья-то жизнь становится эталоном, другой человек становится воплощением наших «мечт», нереализованных желаний, воплощением успеха. И стремясь походить на кумира, стремясь к его успехам, мы теряем свой собственный успех, да и самих себя. Единственный выход – сделать шаг к себе, к своей неповторимой уникальной жизни. Нужно посмотреть на себя. Безоценочно, без критики.(Именно «к себе» и «на себя», не «в себя»). Когда появляется понятие «моя жизнь», автоматически появляется «мое небо», «моя земля», «мое море» и т.д. Это не материальные понятия. Именно сейчас получаю наслаждение от общения с другом. Оно происходит по принципу 1+1 = 4. Мы не делим жизни по полам, мы их объединяем. И у каждого становится вдвое больше. 2 неба, 2 земли. Именно в этом тайный смысл общения. Здорово, когда у тебя есть что отдать и при этом ты умеешь брать, принимать другого человека, видеть его неповторимость и индивидуальность. Взгляд на жизнь других людей у меня существенно поменялся. Я не ассоциирую их с собой и поэтому мне легко. Другие люди как пейзажи, все разные, все интересные. Разные погодные условия, состояния природы меняют картину пейзажа, открывая новые неожиданные места – что-то освещая, что-то затемняя. У природы нет плохой погоды. Так же и с людьми. Разные настроения, эмоции и переживания открывают нам людей по-новому. И поэтому любое открытие «надо благодарно принимать». Так же и по отношению к себе. Себя, свой возраст, положение, настроение и т.д. надо благодарно принимать.
По мере того, как кристаллизуется понятие «моя жизнь», наступает ощущение параллельности ее к жизни всего мира – и близких, и далеких людей. Просто на физическом уровне отторгается потребность с кем-то сливаться, «залипать» на кого-то, «смешивать» свою жизнь с жизнью других людей. (Опять же можно сравнить с пейзажами: я – это один пейзаж, другие люди – другие пейзажи, хотя все мы часть природы и во многом похожи).
Так же появляется потребность во внутренней независимости, устойчивости собственных жизненных позициях. Потребность жить по собственным правилам, исходя из личных потребностей и задач. Не хочется никому ничего навязывать-доказывать-разъяснять, но при этом также нет никакого желания попадать под чье-то влияние, идти у кого-то на поводу.
И тут, действительно, важна устойчивая жизненная позиция. Это фундамент нашей жизни. В нее входят и адекватная самооценка, и любовь к себе, и способность ценить свою жизнь, и готовность отдавать-терять, а так же брать-принимать, и умение отделять базовое, неизменное, «вечные ценности» от быстро меняющегося, текучего, сиюминутного. Пейзаж от погоды. Первоэлементы жизни от всего остального.
Первоэлементы жизни – это вода, огонь, воздух, земля. И еще «5 элемент» -- это любовь. Человек по легенде сделан из глины, в него вдохнули дыхание жизни, наделили способностью любить. Если посмотреть на окружающий мир природы, то сразу чувствуешь, что все в нем наполнено любовью, излучает тепло и свет, каждая травинка, каждый муравей. Но с человеком все по-другому, ему необходимо открыть ее в себе. В человеке постоянно борются страх, неверие, недоверие, сомнения, «некий критический разум» с любовью. В отличие от других первоэлементов ее нельзя «пощупать» или вдохнуть. Только совершая определенные поступки, подвиги во имя любви, бескорыстно и честно мы можем к ней прийти. Нужно захотеть наполнить каждое мгновение своей жизни любовью, к себе, к миру, к людям – близким и далеким, тогда она поселится и утвердится в нашей жизни.

Написала собственный Гимн Любви
Любовь – это правда свобода
Она окрыляет без снов
В ней скрыта счастья природа
И зов джунглей и детский смешок
Любовь побеждает сомненья
И страхи, и горечь-тоску
Она в сердце вселяет надежду
Она дает веру в мечту
Любовь без конца и без края
Преграды ей не страшны
Она не знает измены
И я иду туда, где без нее не пройти
Любовь в моем сердце хранится
Любовь в моем сердце живет
Она освещает дорогу
И дарит живительный сок!
Так все в жизни и происходит. Мы всегда проходим трудный и не гладкий путь от простого увлечения, интереса к глубоким чувствам. Ничего нельзя получить сразу. Но любой путь покорится идущему. Если идти, не пытаясь свернуть на более легкую с виду дорогу. И мы поддаваясь искушению, иногда сворачиваем туда, но всегда есть шанс вернуться на нее снова.
Так и в работе, профессиональной деятельности – мне придется пройти путь от любителя к профессионалу. Профессионализм – это глубокое, детальное понимание всех процессов любимого дела, способность управлять ими, не прерывая при этом процесса обучения. Только время, преодоление трудных моментов, постоянное заинтересованное, с самоотдачей приложение усилий могут дать фактический результат.
И в заключение этой главы. Ее написание далось мне не легко, очень много противоречивых мыслей было в голове, постоянно сбивалась, переписывала. Но все же дописала. Я всегда раньше среди людей ощущала себя как бы прокаженной. Это ощущение очень глубоко сидело во мне, наверное на генетическом уровне. Но теперь я поняла – наша генетика (внешность в том числе) это не приговор, а руководство к действию. Первую половину жизни мы являемся заложниками нашей генетики и той среды в которой пришлось взрослеть, на нас сильно влияет родительское воспитание. Вторая половина жизни (верю, что большая) – зависит от нас. От нашей душевной, сердечной работы, нашего характера, который просто необходимо самостоятельно воспитывать и закалять, от способности быть (стать) честным, смелым, открытым, искренним. Можно растерять те дары, с которыми мы пришли в мир, а можно их преумножить. Можно на всю жизнь стать заложником детских обид. А можно преодолеть их и пойти дальше. Можно быть грузным и уставшим, а можно стать спортивным, подтянутым, жизнерадостным. За высокой стройной «душой скрипача» подтянется и тело. Можно смотреть по сторонам, концентрируясь на чужих достоинствах или недостатках, а можно исповедовать принцип – не судите, не судимы будете. Все мы разные, все в пути, у каждого свой собственный Эверест, Успехи других могут вдохновлять стремится к собственным успехам – я хочу извлекать лучшее из того, что у меня есть, стремясь к гармонии с миром и с собой уже здесь и сейчас, идя вперед и вверх по спирали собственной жизни, идя путем потерь и приобретений. Мне не хочется быть актером-марионеткой в ком-то срежиссированном спектакле. Но можно ведь быть сотворцом в предлагаемых обстоятельствах, используя имеющиеся под руками возможности, в этом мире, где нет ничего невозможного.

       Глава 9
       ПРОБУЖДЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Теперь я уверена. Началась новая, вторая половина моей жизни, о которой я говорила в предыдущей главе. В ней все будет зависеть от меня и от Бога (Вселенной, пространства – кому как больше нравится).
Пытаюсь воплощать принцип «Жизни с любовью» в режиме «здесь и сейчас. Трудно, тяжело, слабо получается. Суп пока не очень вкусный. Но буду стараться, потому что очень хочется, чтобы получилось. Пытаюсь заменять вспышки гнева и раздражения на излучение энергии любви. В этом обращаюсь каждый раз за помощью к Богу, чтобы дал силы пройти испытание. Работает. Пока в мало заметном режиме, но уже чувствуется, что момент закипания накала страстей можно «погасить», не развивая конфликтную ситуацию дальше в том же духе. Просто выбираешь новый, другой маршрут течения.
 Я еще во многом пребываю в мире фантазий. Это моя особенность, я всегда в реальной жизни очень слабо и не ярко самовыражалась. Временами, и не редко, случались вспышки активности, но они были не продолжительные, скорость постепенно убавлялась и я опять уходила «в себя». В принципе, мне свойственны обе позиции – и интроверта, и экстраверта. Хочется научиться ими удачно руководствоваться, в зависимости от целей и задач.
Постепенно утверждаюсь «на земле». С помощью дневника, фотографирования, написания статей. Собираюсь еще больше писать – рассказы, статьи. Есть много задумок. Хотелось бы, чтобы они стали жизнеспособные. Читаю сейчас «Алхимика» Коельо. Когда все читали – не хотелось. Теперь же она сама «прыгнула» мне в руки. Как раз оказалось в тему – про путь, осознанный, путь своей собственной жизни, об умении «читать» знаки, посылаемые свыше. «Если человек действительно что-то хочет, вся Вселенная будет способствовать исполнению его желания».
Но с желаниями не так-то просто жить. Без них жить легче. Они запутывают и часто заводят нас совсем не туда, где нам хотелось бы быть. Есть все-таки «желания-ловушки». Поняла недавно, что вышла замуж потому, что хотела иметь «что-то свое и только свое». Неважно какое. Но когда получила желаемое, оказалось, очень важно именно «какое». Действительно необходимо разобраться со своими желаниями. Я все-таки немного боюсь своих желаний, а потому у меня в шкафах спрятано достаточно много подавленных желаний, особенно из сферы ощущений, и чувство вины за них в придачу. Я как бы наказывала саму себя за что-то плохое. Но я понимаю, пока только умом, что иметь желания «в теле» это нормально. Их необходимо выпускать в жизнь. Осторожно, постепенно, по чуть-чуть. Привыкая постепенно к их присутствию в своей жизни. Из области ощущений тоже совсем недавно появилось «ощущение неспособности проявлять чувства на физическом уровне». Это и есть то, что называют живой энергией любви. Надо позволить себе пустить ее в свою жизнь, потому что я этого достойна. Осознание неспособности ведь первый шаг к ее преодолению. Значит скоро именно это проявление любви появится в моей жизни.
       Глава 10
       ДОЛГАЯ ДОРОГА ДРУГ К ДРУГУ
Имеется в виду, конечно же путь сердец друг к другу. И здесь не имеет значения, путь к сердцам детей, мужей, любимых или родителей, или просто случайно повстречавшихся на пути людей. Каждая, даже самая короткая встреча, когда нас спрашивают, куда пройти – это тест на способность проявить сердечность, дружелюбие.
Но с близкими людьми на много сложнее. Общая сумма впечатлений от близкого, знакомого человека всегда очень объемна и противоречива. Такое впечатление, что к некоторым людям мы как бы «приговорены». И нам от них никуда не деться. И одна из главных моих целей в занятиях психологией как раз и была – научится устанавливать контакт с людьми вообще, а с близкими особенно.
Все мы полны желаний, надежд, ожиданий, страстей, страхов, склонности к зависимости. И все это мы как бы проецируем на предметы, явления окружающего мира и людей. Поэтому склонны идеализировать одних людей (тех, кто является олицетворением наших желаний) или пренебрежительно относиться , недооценивать других (это наши страхи, претензии к самим себе, обиды и т.д.). Но люди такие, какие они есть, к тому же все многогранны, у каждого свой потенциал. А потому каждого можно назвать Загадкой, Незнакомцем, даже самого близкого. Стоит попробовать проложить дорогу к сердцу хотя бы одного человека, значительно легче это будет сделать по отношению к другим людям.
И тогда можно будет назвать других Сердечными Незнакомцами. Все зависит от нашего поведения. Я испытала за 31 год жизни разные способы вести себя, и все модели поведения можно разделить на две группы – инфантильные и зрелые. («Зло человеческое от его незрелости» -- это из Библии). В инфантильной позиции мы видим только себя, свои чувства, переживания, цели, фантазии, а потому обратная связь нарушена. Люди начинают делать друг другу на зло, использовать друг друга, срывать плохое настроение и много еще чего.
По мере взросления я поняла, что у меня есть выбор. Можно сказать, что взросление мое началось по настоящему только с понимания возможности выбора. Я не хочу отношений, которые будут меня разрушать, которые будут меня мучить, которые будут только формальные, в которых нужно что-то придумывать специально, в которых приходится чувствовать себя угнетателем или угнетенным. Я просто отказываюсь от них. Но что бы это действительно сработало, мне необходимо понять-почувствовать-вспомнить, как я вела себя до этого, посмотреть на себя со стороны, беспристрастно, без осуждения. Да вела, да – не была чуткой и внимательной, да – в одних ситуациях была слишком авторитарной, в других – навязчивой, в третьих – жестокой, в четвертых – бесхарактерной и.д. Все это было. Но теперь закончится. Любые отношения, с любыми людьми всегда можно начать с новой точки отсчета. Любое мгновение – это точка для начала новой жизни, новых отношений со знакомыми людьми. Нельзя в одну воду войти дважды. В каждую новую встречу, не важно, сколько длилось расставание мы начинаем знакомство заново, заново открываем для себя человека, ведь он уже не тот, что был прежде. Жизнь меняется постоянно и мы вместе с ней.
Все-таки как важно обрести свою собственную Жизнь и свой собственный Путь. Наши любимые всегда на нашем жизненном пути, а не где-то там, далеко, на параллельных путях. На них – «ложная» любовь. (Иногда правда параллельные прямые пересекаются, но потом снова расходятся). Просто у каждого своя история любви, а вся жизнь – это школа любви. Даже обретя любимого человека, каждый день придется учиться его любить заново. Жизнь полна встреч и расставаний, они нужны, необходимы для того, чтобы мы снова и снова обретали самих себя, обновлялись, а потом снова обретали друг друга.
Каждому свое, у каждого свои пазлы жизни, а потому свои задачи. Лично мне всегда не хватало в отношениях независимости и характера. Я всегда страдала именно из-за отсутствия собственной целостности. Это доставляло дискомфорт, я не могла вести себя естественно, расковано, свободно, уверенно. Я как бы растворялась в другом человеке, пытаясь стать частью его мира. А ведь по сути, не ценила себя и свой мир. Получается, чувствовала, что он значительнее и важнее меня. А ведь любовь возможна только между равными. И только там, где нет права собственности. Любовь без обладания. Желать обладать кем-то и любить его -- совсем разные вещи. В любви есть только радость близости, радость обладания – из другой оперы. Это детская, инфантильная, эгоистичная любовь, в которой каждый пытается «урвать» себе кусочек. Такая любовь всегда губительна. Это любовь-ненависть, в ней всегда много разочарования, потому что, невозможно обладать другим человеком ни при каких обстоятельствах.
Оглядываясь на свою прошлую жизнь, я понимаю, практически с каждым отношения могли бы сложиться по другому, что все влюбленности могли бы перерасти во что-то большее, ведь каждый был по своему близок, чужих людей ведь по сути не было. Не много горько от того, что могли бы дать друг другу гораздо больше хорошего. Хотелось бы впредь не повторять прошлых ошибок.
Природа ни зря разделила нас на мужчин и женщин. Она и наделила нас определенными качествами, а значит и задачами. Мужская энергия дает способность действовать, женская – активизировать эти действия, вдохновлять, оживлять. От осознания своей женской природы также зависит качество отношений между мужчиной и женщиной. Каждый должен пройти свой путь становления тех качеств, которые присущи своему полу. Только тогда сможет произойти слияние двух начал, тогда появится то, что называется готовностью. Ведь если человек не готов, он не сможет «создать» что-то законченное, оно всегда будет недоделанное, «так-сяк». И мне необходимы смелость, отвага, решительность чтобы идти вперед по совершенно неизведанному пути, а не по кругу -- по знакомым местам. Мой путь – путь Женщины. Это путь Личности, Матери, Вдохновительницы, Любимой. Путь Творца. И все в моей жизни будет появляться по мере моей готовности.
       Глава 11
       ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ЖИЗНЬ
Вот поняла сегодня, что главная мечта моей жизни – сама Жизнь. Со всеми ее проявлениями – большими и маленькими. Я человек страстный, увлекающийся. Многие мои увлечения превращаются практически в манию. Вскоре происходит «износ», я чувствую себя опустошенной, интерес может пропасть начисто. Почувствовала, что увлечение фотографией перерастает именно в такую «манию». Я не хочу этого. Все мании съедают саму жизнь, они превращают меня в одержимую. Я не хочу испытывать такие чувства, кардинальные, зашкаливающие. Они губительны для меня и окружающих. Я хочу пускать свою силу в мирное русло. Мне нужен баланс, чтобы не терять ощущение самой жизни. Пусть все будет лишь ее проявлениями. Фотография научила меня видеть и замечать мир вокруг меня. Делать фотографии и пытаться запечатлеть все мгновения жизни – это разные вещи. Я хочу научиться качественно и профессионально делать фотографии, когда это стоит сделать, когда в этом действительно будет необходимость. А так, мне нравится смотреть, наслаждаться, впитывать в себя мгновения самой жизни. Хотелось бы еще почувствовать, ощутить, как я тоже творю эту жизнь, в которой у каждого своя главная роль. В ней нет ничего незначительного, в ней все важно.
Еще вчера заметила, что определенные мысли и состояния, с ними связанные будто сковывают в панцирь мое тело. Особенно шею и плечи. В такие моменты чувствую себя «неприятно» серьезной. «Облегчаю» мысли, начинаю дурачиться, по-хорошему – и все проходит. Пока еще танцы и движения не прижились в моей жизни. Зарядку делаю каждый день. Все-таки боюсь поправиться. С заботой о собственном теле пока «напряженка». Выискиваю в нем недостатки. Тяжело отвыкнуть от привычек и стереотипов, которые так прочно засели в моем сознании. Надо будет придумать, как от этого избавиться. Хочу любить себя и свое тело! Оно так здорово чувствует жизнь, так «открыто» реагирует на прикосновения. Оно любит прикосновения и это уже прорыв!

       


Рецензии