Искусство умрёт только через труп искусствоведа

(размышления об оболочках)

Основная проблема информационного обмена заключается в совместимости системы кодировки и декодера. Любому человеку, а в особенности, создателю произведения искусства, чтобы донести сообщение, необходимо учитывать возможные механизмы его интерпретации. Фильм, рассчитанный на массового зрителя, обязан следовать канонам ширпотреба. Фильм, рассчитанный на узкую аудиторию интеллектуалов, тоже должен подчиняться определённым законам, общепринятым для данного типа фильмов. Искусство, которое не подчиняется никаким законам, может нести сообщение, но кто захочет его получать?

Выходит, что искусство, как пирожок, должно иметь привлекательный вид, чтобы потребитель захотел его съесть. Невидимая начинка, функциональная часть, ради которой, собственно, и создаётся пирожок, содержит в себе смысл сообщения. Весь пирожок в целом должен быть (в идеале) сконструирован таким образом, чтобы заставить организм потребителя усвоить его определённым образом. Значит, автор, помимо всего прочего, должен быть отличным знатоком "анатомии" и "физиологии". Более того, одно из серьёзнейших требований, предъявляемых к творческому продукту, - его универсальность. Чем универсальнее произведение, тем большее количество потребителей воспримет заключённое в нём сообщение так, как было задумано автором. Иногда форма и содержание образуют многослойный пирог, и тогда получаются неоднозначные, "культовые" произведения. Но лишь единичные гении могут слить то и другое воедино. Чтобы и красиво, и вкусно, да ещё и полезно! Вопрос, стоит ли оно того, ведь написать танец для расстроенного пианино несоизмеримо легче, чем 9-ю Симфонию.

Для сверхчеловека из будущего (при условии, что человечество доживёт до своего духовного расцвета), такого вопроса стоять не будет. Совершенство станет единственной опцией. Очевидно, что к тому времени само понятие совершенства примет совсем иные формы, непостижимые для жителя 21-го века. Тогда, возможно, возникнут другие вопросы, как то: нужно ли вообще искусство и т.д.. Возможно, лучшие умы придут к выводу, что искусство должно быть воплощением красоты в чистом виде, где не требуется смысловой нагрузки. Тогда произойдёт возврат к античности.

Но мне всё-таки видится другой сценарий: я думаю, искусство если и будет меняться, то не так быстро, как окружающий мир. Ведь в мире меняются только оболочки, а механизмы взаимодействия оболочек по сути остаются теми же. Искусство же - как раз удел грубоматериальных уровней, оно создаёт иллюзию возвышения, оно наполняет те сосуды, которые по какой-то причине остались пустыми. Так например, на материальном плане всегда будет существовать конфликт морали и долга, да и спорных моментов по мере проникновения в глубины мироустройства будет возникать всё больше и больше. К тому же, на каком бы уровне не находилось человечество, всегда останется главный вопрос: для чего вообще существует материальный мир. Нераспаханное поле.

Нет, искусство никогда не изживёт себя. Особенно если есть кому о нём говорить.

Но, впрочем, поживём - увидим.


Рецензии
Чем меньше в искусстве информации, чем больше оно заставляет думать, тем больше оно даёт конечному пользователю. Для создания этого эффекта лучшие фотографы специально убирают подробности или отвлекают от них внимание. И в этом плане "Чёрный квадрат" Малевича - тот самы идеал совершенства. Квадрат заставляет думать о том, что находится за ним. Представляется, что та же Венера с полным комплектом рук была бы менее востребована, чем текущий вариант.
Перспективы искусства не зависят от искусствоведов, которые на том же фонде артефактов в разные времена проповедовали весьма различные теории. Икусствоведческая статья или мнение - это не передовица в Правде или даже в Таймс. Тем более в настоящее время истинных искуствоведов практически нет, они вымерли или пошли в услужение рекламным агенствам. Спасибо за внимание.

Александр Макеев   10.07.2008 16:41     Заявить о нарушении
Прочитал Вашу рецензию и задумался. Получается, что когда зритель смотрит на "Чёрный квадрат", он всё додумывает сам. Малевич не задаёт направление мысли. Так ли необходима сама картина для такого мыслительного процесса? Ведь можно закрыть глаза и думать сколько влезет, эффект тот же. Я вот, например, вижу за квадратом всё тот же светлый фон, ничего конструктивного в голове не выстраивается. Возможно, я ещё не готов к такому искусству.

В любом случае, спасибо за Ваше мнение.

Пайк Звёздочкин   10.07.2008 17:39   Заявить о нарушении
Как нибудь августовским вечером, например, в деревне включите в комнате яркий свет и взгляните в окно. Тот же квадрат Малевича за которым не белое полотно, а весь мир.

Александр Макеев   28.10.2008 09:13   Заявить о нарушении