Как я подрабатывала переводчиком...

Телефонный звонок прервал мои размышления о том, где подзаработать немного денег.
-Татьяна! Я хочу предложить тебе побыть переводчиком. Приезжает группа орнитологов на восемь дней, они нуждаются в переводчике.
Сообразить сходу о выгодности или невыгодности предложения, поступившего от давнего знакомого, можно сказать друга семьи Рашита Габдуловича Яхина, мне не удалось. Но один вопрос я все же задала:
-А сколько платить будете?
-2 тысячи рублей за день работы.
Много это или мало, я не знала. Но деньги были нужны позарез, раздумывать долго времени не дали, и, посовещавшись с мужем, и поставив лишь одно условие, что, если я не выдержу нагрузку физически, Рашит найдет другого переводчика, так как после болезни и операции я ни разу не нагружала себя под завязку.
Дело было сделано, соглашение подтверждено дружеским чаем в квартире Яхиных в присутствии его жены Равили Ахметовны.
Иностранцы прибыли 6 июня самолетом из Иркутска. Мы встречали их вместе с Рашитом в аэропорту Нижнеангарска. Не узнать группу было невозможно, и я приступила к работе.
-Где Ник? - уверенно и бесцеремонно, после широчайшей улыбки и банального "welcome!", обратилась к первому встречному гостю, так как инструкция была проведена лишь про одного. Все дружно показали на молодого высокого мужчину, который шел позади всех. Усаживая гостей в автобус, я старательно вспоминала забытые за пять лет избитые фразы приветствий, пока ко мне не подошел один англичанин и с ним один русский. Англичанин жестикулировал о чем-то, русский с ходу потребовал у меня назначения встречи с иностранцем, с которым он хотел бы выпить в непринужденной обстановке и пообщаться. Вначале я попросила у русского его номер телефона, но он так фыркал и недоумевал, почему это он должен давать телефон, что я вовсе отправила иностранца в автобус, прекратив общение. В частной гостинице Нижнеангарска размещение заняло довольно много времени, так как жить в одной комнате по два человека гости не пожелали. Когда же они заселились, мы подождали, когда они пообедают, и поехали в сторону Северобайкальска на берег Байкала наблюдать за птицами. Отдыхать после полета иностранцы не захотели. Я рассталась с ними около своего дома, так как не была одета для прогулок на природе.
Первым сюрпризом для меня был завтрашний выезд из дома в 4-30 утра. Но назвавшись груздем, полезай в кузов, и я встала в 4-00 и собралась в поездку. Важным для меня было то, что еду на день мне пообещали готовить на кухне, так же, как для гостей, сухим пайком, чтобы я не отвлекалась на приготовление пищи. Автобус подошел, мы с водителем поехали в Нижнеангарск. Водитель спрашивал, как я буду платить, сразу после поездки, и не изменилась ли цена. я этого абсолютно не знала, и сказала, что спрошу Ника. Ник объяснил, что за все будет платить Рашит каждый день после рабочего дня. Потом он перешел сразу на свои нерешенные вопросы, и спросил меня, есть ли у повара варенье. Я была так увлечена финансовыми вопросами водителя, что не сразу сообразила, что Ник просто-напросто спрашивает о джеме, а не о каком-то финансовом документе или банке, через который переведены деньги на группу, что оболванено смотрела на него какое-то время. Видимо, он решил, что я вообще английского языка не знаю, и молча отошел. Только тогда я поняла, о чем же он спрашивает, и выяснила это у повара. Варенья в наличии не оказалось, но вопрос был закрыт. Наверное, эта моя промашка дала свои результаты, иностранцы очень редко ко мне обращались по частным вопросам, а я не навязывалась, так что особого контакта не получилось. На Дзелинду приехали около восьми утра. Зарядил дождь. Орнитологам хватило пяти минут, чтобы промокнуть насквозь, потом они четыре-пять часов спали в автобусе, дожидаясь погоду. Посетить горячий источник и искупаться они не пожелали, даже сделать экскурсию к источнику не захотели. Разговаривать со мной или водителем они тоже не захотели, мило улыбались и полуспали. Даже приготовленный мною тест о животных, растениях и птицах Северного Байкала на английском языке не привлек особенно их внимания и не побудил к какой-нибудь беседе. На мой вопрос, хотят ли они экскурсию по Северобайкальску, они ответили отрицательно. И добавили, что их не интересует ни культура, ни история края, ни природа, ни население. Тратить свое время на что-либо, кроме наблюдения за птицами, они не намерены. Их целеустремленности можно было позавидовать. Но для меня это показалось скучным. Но я с удовольствием порадовалась за Ника, когда он, явно довольный, показал мне фото какой-то очень редкой птицы, увиденной ими около источника. А вот водитель оказался уж очень разговорчивым и эрудированным во всех вопросах, даже в теме о декабристах привел мне множество фактов, что я его зауважала, но очень уж устала от его назойливого общения. Дождь прошел, орнитологи нашли какую-то особенную птичку, за которой бегали по дороге, а потом часами стояли, рассматривая в свою навороченную аппаратуру. Как объяснил мне потом сын, эта аппаратура стоит десятки тысяч евро. Я потихоньку снимала их на свой фотоаппарат, мне было забавно наблюдать за ними в работе. Приехали домой мы поздно вечером, так мой второй рабочий день составил 14,5 часов. Особых сбоев, как в первый день, у меня не случилось, я в точности перевела, где остановиться, сколько ждать, куда ехать. Совместными усилиями мы даже предотвратили пожар у дороги, где дождевая вода попала в прожектор, он задымился, иностранцы это заметили, сообщили мне, а я передала работникам источника. Лес был спасен. Интересным был еще один момент. Когда Ник раздал пищу, разложенную по пакетикам, каждому орнитологу, они, дружно снимая обертку, стали бросать ее на дорогу. Я принесла мешок для мусора, подняла с дороги их обертки и положила в мешок. Я была очень зла на них. Мало нам своего мусора, еще и приезжие будут бросать. Больше мусора в лесу они не оставляли.
Сжалившись надо мной, Ник назначил выезд на следующий день из Нижнеангарска на 7 часов утра, так что вставать мне пришлось в половине седьмого. На этот раз поехали мы в сторону села Байкальского. Долгое время Ник мне объяснял, где же он хочет свернуть. Я сразу поняла его и указала водителю отворот. Но Ник так категорично отказался от этого направления, что мы поехали дальше по шоссе. Свернув с дороги по указанию Ника, мы долго блуждали, пока он понял, что ошибся. Потом мы вновь выехали на шоссе и вернулись назад на несколько километров. Поняв по описанию Ника местность, которую он хотел посетить, я направила водителя по лесной дороге. Ник отчаянно сопротивлялся, но я была настойчива. И только тогда, когда мы выехали на нужную Нику поляну, он сказал, что я была права, но не извинился за свою настойчивость. Они наблюдали за птицами, я наслаждалась прогулкой по берегу Байкала и фотографировала окрестности. Байкал выбросил для меня на берег деревянную изящную птичку для моей коллекции поделок. Орнитологи были недовольны, птиц было мало, было много мошки и комаров. Выехав на дорогу, мы направились в сторону села Байкальского. На 13 километре Ник попросил остановиться для отдыха и фотографий. Вид озера в этом месте ошеломляет всякого наблюдающего. Широкая панорама местности привлекает внимание и открывает Северный Байкал во всей его красоте. Я попросила Ника сделать мою фотографию, он щелкнул. Позже я поместила ее на своей странице в Прозе.ру. Ник в первый раз организовал группу для совместной фотографии. Он с особой настойчивостью обратился ко всем встать на фоне Байкала, они без особого энтузиазма собрались в группу. Я сделала несколько фотографий с разных фотоаппаратов. Пригласить меня в общую группу для фотографии им не пришло в голову. Чувство коллективизма и взаимоуважения у них напрочь отсутствует. Существуют лишь они и, отдельно, обслуживающий персонал.
Вторым неприятным сюрпризом для меня стало то, что сухой паек для меня повар не положила. А я, со своей непосредственностью, обратилась к Нику о нем. А его не оказалось! Ник разделил со мной свою пищу, но при этом довольным не выглядел. Глядя на Ника, многие иностранцы стали предлагать мне свои булочки и бутерброды. Ни Яхин, ни Ник не представили меня группе, и не представили мне членов группы поименно. Это очень затрудняло общение, но навязываться мне не хотелось.
На болоте, не доезжая до Байкальского, сделали остановку. Живописное болото напомнило мне мое детство, а растения по обочинам оказались столь необычными, что я долгое время с удовольствием занималась фотографиями. Попутно сфотографировала орнитологов. Возвращаясь из поездки, Ник попросил остановиться возле магазина. Вся группа высыпала на обочину и направилась к магазину. Магазину они в тот вечер принесли немалую прибыль, скупив шоколад, печенье, воду, соки, сигареты и пиво. При чем пива было взято такое огромное количество и в двухлитровой упаковке, что я пошутила, что назавтра у многих будет головная боль.
В Нижнеангарск я не поехала, так как водитель попросил автобус из Нижнего в Душкачан, забрать горожан с дач. Ник согласился, и я не поехала. Поэтому мой рабочий день немного укоротился, на пару часов. Приехав в гостиницу, орнитологи, которым чужды все развлечения земные, кроме наблюдения за птицами, так обрадовались купленному пиву, что один из них, седой дедок, забыл бинокль в автобусе. Володя, водитель автобуса, попросил Ника проверить за всеми вещи, так как он едет за дачниками, и оставлять ничего нельзя. Ник проверил, но не заметил оставленного бинокля. Володя за несколько метров до дач почему-то решил еще раз проверить, и тогда нашел бинокль. На дачах в автобус село много дачников, и, если бы Володя не нашел бинокля, его судьба была бы неизвестна.
Наутро Володя заехал за мной в половине седьмого и сообщил о находке. Он смеялся и просил меня не говорить иностранцам о находке. Не успели мы подъехать к гостинице, дедок уже стоял у дверей с потерянным видом. Я отдала ему бинокль на его вопрос о пропаже, он заулыбался, но ничего не спросил и спасибо не сказал. Я рассказала Нику историю находки и возможность потери, если бы не заслуга водителя, но Ник тоже не поблагодарил Володю за находку и возврат аппаратуры. Я так настойчиво пыталась намекнуть, что водителя надо поблагодарить, но ответа не получила. Только вежливые улыбки и ничего не выражающее: "да, да..."
После выпитого пива орнитологи превратились в обыкновенных отдыхающих, больных с похмелья. Мы поехали в село Верхняя Заимка на реку Верхняя Ангара. Пронзительный байкальский ветер, проникающий в открытые окна автобуса, заставлял меня укутываться потеплее. Вначале я пыталась объяснить, что надо закрыть окна с одной стороны, чтобы не было сквозняка, потом закрывала их сама. Но ученые орнитологи настойчиво, несмотря на мои просьбы, открывали окна со всех сторон, я сидела посередине, продуваемая всеми ветрами.
Природа Верхней Ангары изумительна. Я сделала множество снимков, для чего ушла далеко по лесной дороге по направлению гор. Орнитологи от автобуса далеко не отходили, а птицы, заслышав шум пятнадцати человек, разлетелись по тайге подальше от ученых. Я, когда шла одна по дороге, видела ястреба, сокола и слышала песни малиновок. На дороге сфотографировала необычного, на мой взгляд, жука-навозника. Он был как обычный жук, только цвета золота. Навозники же черного цвета, насколько мне известно. Многочисленные муравейники на обочине дороги говорили мне о ненарушенности окружающей среды. Прогулка мне понравилась. Возвратившись к автобусу, я нашла, что пришло время ланча. Дома я приготовила себе сухой паек, но к моему величайшему удивлению его в моем рюкзачке не оказалось. Я его просто элементарно забыла на столе! Ник демонстративно забрал у моих ног термос с чаем, сумку с сухим пайком и ушел со всей своей компанией на берег реки. Из одиннадцати настоящих английских джентльменов и четырех леди никто не вспомнил о моем присутствии, и не подумал, что я могу остаться голодной. Володя расположился у автобуса, но увидев мое печальное лицо сквозь окно, поднялся и позвал меня к себе, разделил со мной свой обед, усиленно подкладывая кусочки и наливая чай, веселил и говорил, что и у него бывает, что он забывает паек дома. Хорошо, что за ним следит жена и тщательно проверяет, не забыл ли он еду. Голодной я не осталась, но чувствовала себя отвратительно.
Англичане понемногу стали обращаться ко мне за какой-то интересующей их информацией о нашем крае, а я понемногу вспоминала английский. В тот день водитель был моим спасителем, опекая меня. Только приехав домой и смерив температуру, я поняла, что простудилась. Температура оказалась слишком высокой. Такой она продержалась больше недели, и с иностранцами встретиться мне больше не удалось, я даже не смогла приехать попрощаться с ними. Передав с мужем мои сувениры для иностранцев: открытки, карты, книжки и диски с фотографиями группы, я получила оплату за сорок проработанных часов с группой за четыре дня. Сумма оказалась вдвое меньше обещанной, по тысяче за десятичасовой рабочий день. Элементарный обман или дутый бизнес. Умные люди мне пояснили, что в нашем городе стоимость одного часа репетиторства стоит 300 рублей. Сколько стоит один час переводчика в экстремальных условиях в маленьком городе, где днем с огнем не найдешь англо говорящих людей? Я порадовалась тому, что мне не пришлось работать все восемь дней, а только половину, и вычеркнула Яхина за его жадность не только из списка своих друзей, но и знакомых. Но поездки были столь незабываемые, в моем багаже появилось много снимков удивительной природы Северного Байкала, что я не жалею, что пошла на этот эксперимент.
Вот только восстанавливаться пришлось около месяца.
09.07.2008
Северобайкальск


Рецензии
С интересом прочитал, так как это мне близко.
Странные орнитологи Вам попались.
Сколько мне приходилось работать с иностранцами – они вели себя подчёркнуто приветливо и обыкновенно дарили какой-нибудь сувенир на прощание.
А с оплатой они Вас порядком надули.
А всё-таки названия птиц, да ещё редких, неужели Вы помнили на английском языке?

Дай Бог Вам сил и здоровья в благородном деле!

Владимир Дьяченко   17.10.2012 10:10     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!
Просто я несколько лет вела курс в межшкольном учебном комбинате для учеников старших классов "Экология на английском". Там пришлось перелопатить массу специальной литературы. Были некоторые игровые наработки и по птицам, поскольку я специально занималась темами экологии, включая животный мир.
Мой учебник представлен в "Прозе ру":
http://www.proza.ru/2009/03/04/246

Сейчас я, конечно, мало что помню из этого курса, так как не занимаюсь этими вопросами и не имею практики на английском.

Что касается орнитологов, то я сама была крайне удивлена их поведением, до этого события немало повидала иностранцев в разных ситуациях.

Татьяна

Сибирячка Татьяна Муратова   17.10.2012 12:47   Заявить о нарушении