Бобина и конденсатор - что это?

Памяти нашего комэски Николая Бабич, посвящается...


Наш "тандем" с Николаем, в этом сезоне в поле заработал как часики: мы корректно и точно сменяем друг друга, прилетая вовремя. Мы собираемся вместе, перед отъездом на отдых одного из нас, совещаясь и обмениваясь общей информацией. Расставшись планируем рабочий график на завтра, с Заказчиком, по эффективному совместному применению вертолета. Намечаем людей, которых возьмем на борт вместе с нами, корректируем маршруты их следования до точки сбора после выброски на обследуемой площади. А наш авиатехник - Сережа З., вовремя и честно присматривает за винтокрылой ласточкой обслуживая после полета и подготавливая перед.

Чётко спланированная операция приносит свои плоды, и мы идем значительно впереди графика работ, что очень радует Заказчика.
Радует от того, что здорово экономим им и так небольшие «постперестроечные» деньги.
А это - даёт и нам моральное удовлетворение, к тому же подкрепленное хоть небольшой но премией, от заказчика, в конце месяца, и как оказалось, всё вместе удачно поддерживает семейную «потребительскую корзину».

Немного смазал правда, идиллическую картину, позавчерашний стресс, но без него - ржавеет реакция и притупляется внимание - что называется.
Хоть это уже и в прошлом, а напряжные мгновения пережитые в нем, ещё вызывают озноб в мышцах, и услужливая память вместе с буйной фантазией моментально восстанавливают, напоминая, картину практически падения.

И страшно было тогда не столько от того, что падаем среди валунов прижатые ветровым нисходящим слоем, а тем, что в пассажирском салоне, сзади, восемь пар глаз непонимающе и испуганно расширились, видя, как несется на нас земля-матушка, понимая их страх и осязая их же ощущения:.. как будто тянет кто-то за шиворот и почему-то толчками-импульсами - не то притяжением от близкой тверди, не то от уже настойчиво призывающей к себе "длани Всевышнего".
Но, всё обошлось - слава Ему, и мы относительно мягко шмякнулись, пробежав несколько метров по небольшой спасительной полянке, между валунов - как-будто так и надо было.

Затормозив и открыв заднюю дверь, освободили очередную пару «заложников» с прибором-"гравиметром", махнули дважды рукой: Вперед, мол! - показав куда.
И, прощаясь: До встречи в точке сбора!

Потому то "Руководство по лётной эксплуатации вертолета" и ограничивает скорость ветра, при выполнении "съемочных полетов", что «он», паскуда-ветер, (извиняюсь), обтекая рельеф местности может вызвать непредсказуемые завихрения, мгновенно внося диссонанс и в траекторию полета и в технику пилотирования.
Конечно, когда внизу более-менее ровная поверхность, то есть шансы выкрутиться при сохранении хладнокровия, но если под тобой скалы или мелкие ущельица - дело значительно осложняется.

Работая в пересеченной или гористой местности с сильными ветрами, надо быть очень осторожными по вышеупомянутым причинам.
В прошлую командировку нам просто чудом удалось «проскочить» подветренную сторону длинной гряды невысоких горушек, стоящих преградой на пути "здешних хозяев" – сильных степных ветров.
Приходится с этим мириться, так как замучаешься «ждать и улавливать», когда же "он" спадет, наконец, и нам "подойдет".
И я на всю жизнь запомню, бешеные и неуправляемые броски - вниз-вниз, к земле, едва мы неудачно попали в «завихряющийся» слой нисходящих потоков, обтекавших гряду как им вздумается, и делясь на суматошные воздушные струи.
Учитывая мизерную высоту, которую используем для этого вида работ, можно считать, что ещё раз вытянули счастливый билет в котором было написано «живите пока, ещё»…

Точку в этой лощине, ребята отсняли таки пройдя метров двести, когда мы присели в сторонке от представляемой мысленно, границы, потоков бесившегося ветра.

Конечно, для того мы и сидим в кабине, «чтобы осознавать и предугадывать, прогнозировать и избегать». Когда же не успеваем избежать или предугадать, то и переживаем раз за разом, эти мгновения, снова и снова намертво впечатывая в память и лепя из них прочную базу опыта - "сына ошибок трудных" - как говорил великий Александр Сергеевич.

Видя же благодарные лица Заказчиков в конце командировки, а их - целая команда, ощущая драгоценность отлётанных часов в виде «Актов на выполненные работы» в моём портфеле, и чувствуя значимую тяжесть в кармане, на душе становится веселей и приятней жить, однако.
Значит, не падай духом пилот!
Ведь ты - делаешь нужное дело.
Мудрей, расти и работай над собой!:)

Явно вижу, как настроение моего напарника и коллеги, а в недавнем прошлом - командира эскадрильи - значительно улучшается, хоть и омрачаемое иногда, судя по морщинкам на лбу, воспоминаниями о моей невольной «помощи» в снятии его с должности.
И, как мне думается, расставаясь на пятнадцать дней, мы смотрим в глаза друг другу открыто. Да и характер у Николая, не из тех кто промолчит, если есть что сказать в глаза. Видно так уж сложена наша жизнь авиационная, что, сегодня ты начальник, а он… кхм, ученик - мягко говоря, а завтра - очень даже наоборот.
Вот и проводил я недавно, товарища, на отдых домой, а сам с новыми силами, принялся за оставшуюся работу. Ведь погодка может внести свои коррективы в наши планы, а посему - надо бы пошевеливаться.
Это я так, для проформы, конечно. «Усё будет нормально и все уедем»… Мда.

Но, ...в один из дней «в отлаженный ритм» - так сказать, «вмешались обстоятельства» - как говорится. У моей ласточки заклинил один движок. Заклинил намертво, на последней за сегодняшний день точке. Благодаря случаю, это произошло на земле, и спасибо машинке, возившей нас целыми днями вдоль горушек и над ними, на сверхмалой высоте - дабы не проскочить крохотный искомый колышек.

До базы оставалось около десяти километров, и прождав все мыслимые сроки, Серёжка - мой авиатехник, с двумя геологами поехал «против шерсти» нашего предполагавшегося маршрута, сжавшись внутри от дурных предчувствий, на поиски.

Укрываясь от пронизывающего ветерка и сидя в кабине вертушки, мы увидели километрах в трех северней нас, завивающуюся пыль от «Бобика» и ахнули в их сторону, в небо, ракету. Потом, ещё одну.
Пылевое облако осело и через пару мгновений понеслось к нам.

Из подлетевшей машины выскочил, отмякая на ходу, Сережка с распахнутыми настежь глазами. Да и у геологов глаза были тоже "ещё те", так-как пустующая после захода солнца, хоть и временная но уже заметно вытоптанная в траве вертолетная стоянка - плохой предвестник…
Да и ясный перец: "Нет ничего хуже, чем ждать, да догонять!" – гласит народная мудрость.
Увидев, что мы целы и живы-здоровы, все радуются, предлагая обсудить «план действий».

Рассказываю ребятам, что передал через Караганду радиограмму на свою базу, и только что, принял ответ: «Ждать Балхаше Ми-8 двигателем для замены тчк».

Конечно, надо было ещё туда добраться за сто восемьдесят километров по степям-то, но это - уже было вторично.

Кстати, нельзя не сказать несколько добрых слов о службе движения "МДП" Караганды тех лет - дай Бог здоровья всем операторам сидевшим на связи когда-либо в их Аэроузле!
Они всегда были начеку и не помню ни одного случая, чтобы не отозвались на зов в эфире. Даже в период сильных гроз, сквозь трески и шорохи, разряды и скрежет доносился их ободряющий голос: ...«Отвечаю Еловый. Какой борт звал, я - Еловый, отвечаю...».

Так вОт, исходя из текста радиограммы план был простой: жить Серёже на этой вынужденной точке в степи, в вертолёте надобно, пока не привезем двигатель для замены.
Он, улыбаясь, согласно кивает быстро перекидывая в вертолет нехитрое барахлишко, прихваченное на всякий случай с собой.

Вот за что я люблю Серьгу, так это за его готовность к действию. И за готовность помочь, причем - немедленно.

Оставили мы ему попить-поесть, а для «поспать» - места валом. Ружьишко на всякий случай положили на борт.

- Почитай, как в гостинице, посреди степи, жить будешь – шутим улыбаясь.
Не унывает и он, жизнерадостно мотая лохматой башкой.

- Ну, не грусти, я - скоро вернусь... - только и сказал ему, хлопнув дверкой.

Поехали мы в Балхаш, встречать двигатель, на топливозаправщике который нам керосин возит. «Зил-130» называется. Бодрая такая, мощная машинка, и водитель вроде бывалый. Поехали втроём. Геолог с нами «увязался». В Балхаше – говорит, у него - дела.

Я с шестнадцати лет начал мотаться по степям, и дорога вьющаяся перед капотом нашего «Зилка», сейчас, напомнила замечательные годы экспедиций. Это - отдельная история, кстати довольно смешная. Расскажу как-нибудь позже.

Мои воспоминания, вдруг прерывает звук нестройно работающего двигателя, и машину начинает дёргать.
- Что такое?! – смотрю на шефа за баранкой.
Встали.... А «шеф» "крутит и крутит" стартером, отказывающийся подчиняться движок.
Я почувствовал что-то неладное и когда мои предположения окрепли, осторожно так и негромко говорю, вроде про себя:
- может искру посмотрим, а то аккумулятор «посадим». Ручкой-то движок, не шибко потом покрутишь.

Водитель послушно открыл капот и долго смотрел на двигатель, словно удивляясь, что там "что-то ещё" есть, оказывается, а до меня - стало "доходить":… "водила" хоть и в возрасте, но похоже в чём-то сомневается…
"Кошу глазом" на часы - часа полтора, в пути!
Прикидываю по времени и средней скорости: где-то 80-90 километров отмахали от лагеря.

Гляжу - наш шофер достал из «загашника» кучу всякого «железа» и начал его «примерять», осторожно, под капотом.
И так повернет, и этак... Видно, что-то его крепко смущает, потому, что дальше «примерки» дело не идёт.

Уже вечер, и надо бы «шевелить шортами» - в начале мая с мёртвым двигателем в центральной части Казахстана, в ночной степи, нам очень даже прохладно будет. Ведь из верхней тёплой одежды - по легкой курточке.

- М-да....дело швах! Надо выходить из кабинки, пока не поздно – поджимаю губы. Может быть помогу, чем-нибудь? Всё-таки "жизненная школа" владельца....«Запорожцев, Побед, Волг и др. советских автомобилей», освоенных мной к тому времени, даёт основание так думать.

Вышел и стал рядом. Потом, попросил «глянуть».
Разрешили.

Делаю всё, чтобы убедиться в наличии «искры», и говорю - зачем, и что, делаю.
Знаю точно - бензобак полон.
- Если есть топливо и есть искра, а стартер бодро крутит только что урчавший движок, то "должон работать"! – говорят «наука» и опыт.

- Нет искры..на «центральном проводе» – отмечаю громко, после снятия «оного» с крышки распределителя и попыток крутануть стартером.

А «ближе к теме» от «центрального провода», только «бобина».
- Будем искать причину – говорю, - хоть их, может быть и немало.

Рассматриваю бобину. Она - «под тиристорное», называемое в шоферском обиходе, как «электронное зажигание».
Большое у меня сомнение, что работоспособна. Ведь невозможно притронуться рукой, так раскалена... Из под её металлической обшивки идут мелкие пузырьки светло-коричневой массы.
Спрашиваю водителя: запасная есть?
- Есть – говорит, и вытаскивает совершенно другую бобину, или по другому - «высоковольтную катушку-трансформатор» вырабатывающую искру.
Пробую подключить вместо прежней, и вижу, что «это граната не той системы» - как в одном фильме говорят...

Ребята смотрят на меня как на волшебника.
- А что я могу не имея даже лампочки-контрольки? – пожимаю плечами. 
Впрочем, посмотрим дальше.

Открываю крышку трамблёра или проще - вращающегося от специального привода двигателя, - устройства "распределяющего искру" по цилиндрам.
- Та-аак!... вижу контакты прерывателя.
Уже хорошо, что это обычное а не "бесконтактное электронное зажигание" - т.е. намного проще на случай ремонта. А вот "конденсатора" - нет.
Это «хужей», однако.
Внимательно рассматриваю проводку: что и откуда идет.
Но, "провода" вьются исчезая в толстенной оплетке и куда «идут», потом, знают только конструкторы...

За вознёй не замечаем, что солнышко совсем склонилось к заходу.
Поломав голову, взвесив всё «за и против» ставлю «диагноз»:
- Ну что, мужики!? - надо идти в ближайший населённый пункт за этим самым «трансформатором-блин-бобиной», с любого «Газика», «Москвича», «Запорожца», «Волги», «Победы» - говорю своим попутчикам.

- Нужна «обычная бобина» - без этих "электронных примочек", и обязательно конденсатор – добавляю.
Без «него», искра будет вырабатываться, но - слишком слабой, чтобы двигатель работал.
А конденсатор подключенный параллельно контактам прерывателя, служит для увеличения "скорости сворачивания электродвижущей силы" - сокращенно ЭДС в катушке, когда она (ЭДС) разряжается на конденсатор в момент размыкания контактов, что значительно увеличивает «силу» искры.

Так, стоп! Вижу, что у них, да и у вас читатель наверное от этих слов глаза начали закрываться. Короче говоря - надо эту самую «катушку» и конденсатор. - Точка! - смотрю вопросительно на моих товарищей по кабинке.

Посудили мы - порядили значит, и, решили: В ночь идти нежелательно, да и страшновато - волчишки здесь есть. Вряд ли конечно они на нас-«тощаков» покусятся, «но лучше перебдеть, чем недоспать» - как говаривал мой пилот-инструктор.

Ночка выдалась прохладная. Чувствую - озноб меня бьёт. Да приличный, хоть и горят грудь и лицо.
- Никак температура поднялась?! С чего бы это? – недоумеваю.
Ребята почуяв "мои вибрации и дребезжание" посадили между собой, в кабинке, и я стал понемногу согреваться - дай Бог им здоровья !
Кое-как мы конечно подремали, и едва рассвело, водитель и геолог, посовещавшись и наметив ориентир, ушли. Ушли вдвоём искать посёлок и «бобину с конденсатором», в степь «ни конца ни края».

- Да-аа, молодцы ребята! - в который раз убеждаюсь и качаю головой, что для геолога и сто километров, не расстояние...

Солнышко поднимаясь всё выше нагрело кабину, и я уснул, наконец, в тепле, скрючившись буквой «зю» на широком сидении бензовоза.

Проспал полдня, то проваливаясь в дремоту, то просыпаясь.

Разбудили какие-то звуки снаружи.
Выглядываю: Вдалеке, в сторону машины идут мои ребята. О чём-то громко разговаривают и смеются.
Что значит тишина в степи!
Радуюсь и я - ребятам, утру, хорошему деньку, невзирая на температуру начинающую уже "шкалить", по ощущениям...

Подходят. Один протягивает ко мне раскрытую ладонь.
– Ура-а! Бобинка! Старенькая, пыльная, потертая но такая дорогая!
И,...ма-ахонький конденсатор лежит на ладошке.
Вот ведь поди ты - ..крохотулька, а без неё эта «громада на колесах» просто «молчаливый кусок металла».

Улыбаются мужики.
- Еле нашли – говорят. "Катушку" сняли с "останков" Газ-66, конденсатор выпросили у водителя на МТС (Моторно-тракторная станция).

- Да братцы вы мои дорогие! - в городе-то, хрен так просто найдёшь, нужную железку, а вы в степи нашли. 
Нет слов - какие молодцы! – восхищаюсь ими и радуюсь.

Смущаются ребята, словно их к Герою представили.

- Ну, не подкачай Витька - говорю себе.

Прошу у водителя пару кусков провода, чтобы всё соединить как надо.
Разводит руками шеф.  - Нету - говорит, пряча глаза.

- Ах ты ёкэлэмэнэ!... ну ладно, не злись - бурчу себе под нос.
Ребята «намотали» пешком столько километров! Найдём чего-нибудь.

Осмотревшись, вырезаю кусок проводки под кузовом машины, идущей к электро-разъёму для лампочек поворотов и тормоза прицепа. Вытаскиваю из отрезанного жгута, несколько проводов, рассказываю водителю - "что делаю и для чего", и соединяю в «схему подключения»:

- Значит так - больше для себя, чем для шефа говорю:
«Конденсатор» - «корпусом" на корпус двигателя, а значит и машины»;
«центральный электрод конденсатора» - на «резьбовый вывод под крохотную гаечку» от контактов прерывателя - слава Б-гу, что он (вывод), есть.
«Бобину» - привязываю верёвкой намертво к «металлизации» идущей к двигателю.

А теперь подсоединяю выводы «бобины»:
…один из них - «минус», к выводу контактов прерывателя, где он соединён с конденсатором, а ко второму - «плюсу», ищу «плюс» под капотом и не могу в спешке найти: кабель, которым подсоединялась бобина заканчивается разъёмом и я не могу в нем найти «плюс». Трудно подлезть, к тоненьким «отверстиям-гнездышкам».

- Да хрен с ним, с «плюсом в разъеме»! – говорю сам себе и ребятам, во все глаза наблюдающим за манипуляциями и беру этот самый «плюс», прямо на аккумуляторе под кабиной «Зилка».
Подключаю «его» другим концом длинного провода к «плюсу» бобины, и вставляю «центральный высоковольтный провод» на место – в здоровенную «крышку трамблёра».

Вздохнув сомнительно, с надеждой  говорю:

- «Ну братцы, запуск!... От винта!»
«Боюсь»! - говорит водитель. Аккумулятор подсажен.

- Не бойся, – отвечаю. Лишь бы провернулся коленвал, тогда двигун схва.....
но, меня прервал звук, взрокотавшего "восьмидырого V-образного чудовища" под капотом «ЗиЛа».
Наверно аборигены съевшие Кука так не радовались, как мы - трое в степи.

                *****************

Я провалялся с температурой почти сутки, в гостинице Балхашского аэропорта, накрытый тремя одеялами.
С заросшей трехдневной щетиной рожей, пришел в аэродромный диспетчерский пункт ставить "в план", на облет после замены двигателя свою вертушку.
А к вечеру - уже вывел шустрого молодого водителя Газ-66, со сменным движком для нас в будке, точно на место.

Наши ребята очень оперативно сменили двигатель с помощью обрезанного куска лопасти несущего винта и лебедки – низкий им поклон за это!
Облетали после замены двигателя вертолёт, доработали нормально "площадь" и без замечаний - спасибо Ласточке!

Через полмесяца, когда менялся на точке с Колей, мы тепло расстались с довольным заказчиком, обещавшим непременную встречу в ближайшем будущем.
Встретил и водителя, «того самого».

Мы обнялись, как близкие родственники, и я спросил:
- «бобину то подключил, как надо? - Верёвки развязал-ли?»

Мотает головой, отрицательно - нет мол! И вытащил из под сиденья, три новёхоньких бобины, обычных, без всякой электроники. В другой руке - держит горстку конденсаторов.

Говорю ему уважительно и одобрительно: Однако хорош, запасец! Тогда, пару-тройку «контактов» сюда бы неплохо, для полного комплекта.

- Ладно! – кивает благодарно. И добавляет улыбаясь... "одно неудобство братишка: чтобы «двигатель остановить», надо «массу» у аккумулятора выключать. Ты же к аккумулятору, подсоединил плюсовой провод-то".

- ?!?!?! Ну вы братцы, блин даёте!

                Вместо послесловия:

Когда вновь читаю эти строки, вспоминаю Колю - Николая, которого уже нет с нами несколько лет, и в судьбе которого невольно принял "участие с понижением в должности" и слаженной работой в "рядовой ипостаси" в последующей жизни.

Вспоминаю и Сережку, чья судьба до сих пор связана с авиацией, хоть ему уже немало годков, и жизнь в прямом смысле перемолола ему кости колесами буксируемой вертушки-"восьмерки". Мы встречались с ним два года назад, на нашем Двоечном сборище.

Помню и мужиков, отмахавших сорок километров за крохотной штучкой, без которой громада из железа сделанная "человеками для человеков не фунциклирует" - грубо говоря.

До сих пор мне греет душу тепло ребят согревавших собой меня, в кабинке «Зил-ка», вдрызг простуженного… Добро сделанное людьми надо помнить. И самим пробовать его делать. А как же?!  На то мы и люди.


П.П.С.
Для особо любознательных, учитывая частое посещение этой странички рассказов:

"Процесс" вырабатывания искры - штука хитрая, и причиной её отсутствия, может быть сбой в работе любого из "участников":

- при отсутствии электропитания,
- при перегоревшем "вариаторе" - "сопротивлении-устройстве", снижающем напряжение на катушке-бобине после запуска двигателя для её долговечной работы и уменьшения протекающего через контакты тока. Как следствие - меньшего их физического износа,
- при неисправности конденсатора - (эту неисправность оч. непросто быстро диагностировать, т.к. искра есть, но оч. слабая),
- из-за не вращающегося валика трамблера-распределителя искры по цилиндрам "размыкающего-замыкающего" своими выступами-углами контакты (оч.редко, но бывает и такое, по "механической причине"),
- при отсутствия целостности и даже наличия "стержня-уголька" в центре крышки трамблера
- при неисправном (пробитом) "бегунке",
- при неисправности - целостности "центрального провода", идущего от бобины к трамблеру-распределителю и т.д.,
- а также, и очень часто, из-за неработающих как надо контактов.

Причину можно попытаться более-менее опытному автовладельцу - найти, проанализировав состояние и работоспособность контактов:

Для этого необходимо снять крышку трамблера(распределителя искры по цилиндрам) и при помощи кратковременных "пусков" стартером, посмотреть:

- вращается ли валик, замыкающий-размыкающий контакты с "надетым" сверху "бегунком",..
- как работают сами контакты ? - приходят ли они в состояние "замкнуты", т.е. их "молоточек и наковальня" сведены вместе, и размыкаются-ли,
- целы ли "уголек", и "бегунок" ?

Примечание:
При исправном конденсаторе !!! работоспособности контактов и наличии питания на бобине-катушке, между контактами, в момент их размыкания, проскакивает мощная искра, сопровождаемая звуком - хорошо слышимым щелчком !

Далее:

1) Если контакты замкнуты и не размыкаются (по разным причинам), то не происходит "прерывистое" подключение-отключение катушки-бобины (значит, нет и процесса =:)
2) Если контакты разомкнуты и не замыкаются (по разным причинам) то - см.выше =:)

Подключив обычную лампочку на 12 вольт, (при включенном "зажигании", вначале коснувшись выводов катушки-бобины, определим - что питание 12в - есть).
Затем, - подключив лампочку "параллельно" контактам, можно определить их "работоспособность", вращая стартером двигатель:
- лампочка должна загораться и гаснуть, синхронно с вращением коленвала (зажигание включено)!

а) Если она горит и не гаснет, значит - контакты не замыкаются !(найти причину и отрегулировать зазор)

б) Если лампочка не горит при вращении двигателя стартером, при условии наличия питания 12в, как говорилось выше, то это значит что контакты не размыкаются !(найти причину и отрегулировать зазор)

Если вы не нашли неисправность, а искра вроде присутствует, попробуйте заменить "центральный провод", кратковременно взяв оный, с любого цилиндра, лишь бы подходил по длине. Бывает, что помогает:)

Ищите причину, она почти всегда "рядом":)


Рецензии
Ох уж эта схема контактно-транзисторная, сколько крови попила)) А ведь простая и надёжная, вроде как. Написано здорово!

Мурад Ахмедов   21.11.2017 16:01     Заявить о нарушении
Спасибо Мурад! Только сегодня увидел Вашу запись. Прошу прощения.

Степаныч Казахский   28.04.2018 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.