Бумажный памятник бумажным документам!

Чем больше я читаю официальную прессу Узбекистана, тем сильнее захожу в ступор. Порой кажется, что некоторые материалы пишутся для дебилов. И при этом пишут люди не совсем умные или сами не верящие в то, что пишут, или делающие это для того, чтобы власть отвязалась от них и больше не тормошило. Речь идет не только о том, что эти статьи нужно приклеивать к медицинской карточке какой-нибудь психиатрической клиники в качестве доказательства не совсем дееспособности личности, а о том, что такими материалами пытаются внушить всем, что все они, читатели, – идиоты, если не олигофрены.

Вот недавно информационное агентство «УзА», который в среде независимых журналистов именую не иначе как «унитаз Каримова», выдал с гордостью информацию, мол, президент подписал Закон «О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 года)». Вообще-то долго думали над этим законом, ведь о секс- и трудовом траффике стали говорить с середины 1990-х годов, и долгое время узбекские власти не хотели верить, что это явление существует, и не желали заниматься этим, мол, на носу есть иные важные дела – религиозный фундаментализм, терроризм. А почему? А потому, что иначе бы косвенно подтверждался факт полного торможения реформ, и т.н. успехи национальной модели – это мыльный пузырь, и не больше. Разве от крепкой экономики, стабильной социальной жизни люди бегут в другие страны в поисках благополучия и заработков?

И только национальные ННО и международные гуманитарные организации, часть из которых позже закрыли за содействие пловно-дынной революции в Узбекистане, вынуждены были настаивать на том, что проблема существует и следует уделять внимание этому. И только спустя десять лет очухались чиновники, оторвались от денег, что им носили в качестве взяток в кабинеты, проветрили мозги и вспохватились: ах, ах, ах, какой ужас. Конечно, мы сейчас же отреагирует, примем меры... И приняли закон. Только... есть оговорка: «Республика Узбекистан не считает себя связанной положениями пункта 2 статьи 15 настоящего Протокола». Никто не знает, что этот за пункт и почему Узбекистан не желает связываться с ним. «УзА» не дает никаких пояснений. Просто не хотим – и точка! – так можно понять позицию И.Каримова.

Из своей дипломатической практики замечу, что любое отклонение от соглашения или договора через «особое мнение» или «оговорки», или «исключения», означает 100%-е торпедирование документа. Потому что какое-то одно положение хоронит смысл всех достигнутых договоренностей. Учитывая факт того, что от подписания до реализации оч-чень и оч-чень большое расстояние, то не стоит особо тешить себя надеждами о реальных действиях правительства в борьбе с траффиком. Скорее всего, этот закон тихо-тихо доползет до кладбища, где схоронены десятки таких же документов, и там на него спокойно положат могильную плиту. Это говорю на опыте анализа документальной базы СНГ, что я делал до 1998 года: практически на реализацию было отправлено не более 5% всего подписанного в рамках Содружества. Остальные остались пылиться в архивах МИДа Узбекистана, и об их существовании знают только узкий слой историков и правоведов...

А теперь о другой статье «УзА», которая логически продолжает тему, связанную с правами человека. Речь идет о данных соцопроса Центра «Ижтимоий фикр» о том, насколько люди знакомы с документами, направленными на укрепление их прав и свобод. Вообще, хорошо было бы провести другое исследование и выяснить, насколько сотрудники карательно-репрессивных органов ознакомлены с ними, хотя бы с Конституцией. Обычно, когда речь идет об Основном законе и о правах граждан при встрече, к примеру, с сержантом милиции, того аж столбняк схватывает. Стоит он, хлопает ушами и не понимает, о чем ему талдычат. Вот есть Уголовный кодекс – так это же и есть конституция страны. И милиционер обязан проверять не только документ у бабушки, но и что несет она в сумке, посчитать, сколько денег в ее кошельке и как часто она ходит в церковь. Ведь об этом часто говорит президент министру МВД, а тот – средним начальникам, которые спускают нижестоящим эти слова в более доступной, однако нелексически приемлемой форме.

Ладно, уж не стану затрагивать то, с чего начинается преамбула статьи – там сплошной мед плюс сахар в адрес «человека, определившего эпоху», и тут журналист постарался на пряник. Хорошо бы читать такую статью тем, кто в данный момент сидит в СИЗО, тюрьме и подвергается истязаниям и пыткам, с кого выбивают деньги и признания. Хотя, наверняка, следователи в перерывах от физического труда, когда арестованный еще дышит, читают с вдохновением ему газету «Правда Востока» с заметкой «УзА», и при этом кланяются портрету И.Каримова на стене.

Так вот, как пишет это агентство со ссылкой на Центр, «абсолютное большинство граждан (97,2 процента) хорошо информированы об этом важном документе» (речь идет об указе президента «О Программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека» - прим. А.Т.). Я не уверен, что 50% граждан знают хорошо Конституцию, ибо никогда ее в серьез не воспринимали, а чтобы знать об этой декларации, да к тому же об указе... бр-р-р, не верится что-то. Хоть убей, но не поверю в это. Ибо мало кто читает эти нормативные акты и к тому же исполняет их... Да, еще нужно сказать об избирательност и документов. Вот не любит правительство И.Каримова, да и он сам тоже, то, что публикует «Хьюманс Райтс Вотч» о правах человека в республике. За их хранение в ноутбуке поплатилась Умида Ноязова, журналистка и правозащитница. За борьбу этих прав посадили Мутабар Таджибаеву, подбросили наркоту Солиджону Абдурахманову, да разве все перечислишь, кто пострадал от того, что не видит президент под носом...

Однако, у «Ижтимоий фикр» другое мнение: «О своевременности и актуальности их проведения говорят данные опроса: на сегодняшний день с содержанием декларации знакомы 51,6 процента граждан». Остановите гражданина посреди улицы и спросите, знает ли он о законе «О банковской тайне» или «Средствах массовой информации» (да, бог мой! – назовите любой другой правовой акт – это не играет роли, - прим. А.Т.), и вряд ли вы наберете цифру, близкой к той, что утверждают социологи данного Центра. Ведь всерьез документ не воспринимают ни население, ни сама власть.

Вот, к примеру, послал Основной закон И.Каримов в одно место, которое хорошо известно проктологам, и стал в нарушение его в третий раз главой государства. И что? Да ничего? Прокатило это, словно все вазилином смазано. Народ протерся бумажкой на выборах, международное сообщество проглотило горькую пилюлю, а некоторые государи даже поздравления прислали, мол, молодец, г-н Каримов, здорово вы спустили свою Конституцию в канализацию вместе с демократизацией, мы признаем вас законным первым господином страны, гип-гип-ура.

А, ладно, о чем это я. Главное – выпустить бумажку, а там хоть трава не расти. Хотя нет, не зарастет травою тропа к памятнику, что И.Каримов воздвиг себе нерукотворный. Особенно указами о том, чего нет в Узбекистане. Может, пора ставить памятник документам? Тоже из бумаги...

Да, кстати, пытался выйти на Центр «Ижтимоий фикр» по адресу www.ijtimoiy-fikr.org, однако высветился совершенно другой портал...

P.S. Ниже прилагаются две статьи с «УзА»:

----------------------------------------

«О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 года)»
09.07.2008 12:54 http://uza.uz/ru/documents/3354/

Закон Республики Узбекистан. Принят Законодательной палатой 23 июня 2008 года. Одобрен Сенатом 27 июня 2008 года.
Ратифицировать Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 года), со следующим заявлением:
«Республика Узбекистан не считает себя связанной положениями пункта 2 статьи 15 настоящего Протокола».
Президент Республики Узбекистан И.Каримов
Город Ташкент, 8 июля 2008 года


Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел очередной опрос
УзА, Анна Иванова, 10.07.2008
http://uza.uz/ru/society/3382/

2008 год ознаменован для Узбекистана значительными шагами в области дальнейшей демократизации всех сфер жизни и обеспечения прав человека. С начала года вступили в силу два исторических решения, принятых главой государства, – об отмене смертной казни в Республике Узбекистан и о передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу. Еще одним очень важным свидетельством того, что все проводимые в Узбекистане масштабные реформы осуществляются в интересах человека, стал Указ Президента от 1 мая 2008 года «О Программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека».

Отношение граждан Узбекистана к реализации этих основополагающих документов, подтверждающих приверженность страны выбранному пути демократии и строительства сильного гражданского общества, является темой социологического исследования, проводимого в режиме мониторинга Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр». В очередном опросе приняли участие горожане и сельчане, мужчины и женщины разных возрастов и уровня образования, проживающие во всех регионах республики.

Результаты опроса свидетельствуют о полном одобрении и абсолютной поддержке гражданами Узбекистана, независимо от места их проживания, гендерной и национальной принадлежности, Указа Президента от 1 августа 2005 года «Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан» (92,8 процента опрошенных). Это говорит о том, что социально ориентированная, высокогуманная политика руководителя страны, в том числе в области либерализации судебно-правовой системы, пользуется безусловной поддержкой всех слоев населения. Одновременно опросы общественного мнения показывают, что в сознании граждан укрепляется понимание необходимости последовательной гуманизации системы уголовного наказания как важнейшего условия укрепления демократического развития Узбекистана. Так, на вопрос «Будет ли отмена смертной казни как высшей меры наказания способствовать сдерживанию роста преступности в стране?» каждый второй респондент ответил утвердительно (в предыдущие годы этот показатель составлял менее трети).

Широкий и однозначно позитивный отклик населения вызвал и Указ главы государства от 8 августа 2005 года «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу». По мнению участников опроса, введение в уголовно-исполнительную практику международно признанного института hаbеаs corpus, когда право выдачи санкции на заключение под стражу принадлежит судам, а не органам прокуратуры, как это было ранее, позволило значительно укрепить правовую базу защиты основных прав личности – на личную неприкосновенность и свободу, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан.

По результатам опросов, абсолютное большинство населения страны (90,3 процента) поддерживает эту законодательную инициативу главы государства. Общественное мнение констатирует, что вступление в силу данной правовой нормы всесторонне обеспечивает и гарантирует права человека, а также способствует установлению эффективного судебного контроля за действиями правоохранительных органов и повышению надежности судебной защиты прав граждан.
Символично, что первым международным правовым документом, к которому присоединился Узбекистан после обретения независимости, стала Всеобщая декларация прав человека. Указ Президента «О Программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека» нацелен на дальнейшее совершенствование системы организационно-правовых и законодательных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод личности. Тем самым Узбекистан еще раз продемонстрировал всему миру, что обеспечение прав человека лежит в основе всей проводимой им государственной политики.

Как показал опрос, абсолютное большинство граждан (97,2 процента) хорошо информированы об этом важном документе. В утвержденной им программе запланировано много просветительских и образовательных мероприятий по повышению осведомленности населения страны о содержании Всеобщей декларации прав человека. О своевременности и актуальности их проведения говорят данные опроса: на сегодняшний день с содержанием декларации знакомы 51,6 процента граждан.
Таким образом, как показали опросы общественного мнения, граждане Узбекистана в абсолютном большинстве поддерживают и одобряют меры по либерализации судебно-правовой системы, которые, по их оценке, направлены на повышение эффективности защиты конституционных прав на жизнь и личную неприкосновенность и являются органичной составляющей проводимых в стране демократических реформ. В целом результаты социологического исследования свидетельствуют о неизменно высоком уровне поддержки населением осуществляемых в стране по инициативе Президента Ислама Каримова преобразований в области демократизации и либерализации всех сфер жизни общества.

По материалам Центра «Ижтимоий фикр»


Рецензии