Не заключённый в мысли

       

Жил когда-то на Севере Индии рыбак Минапа. Каждый день он выходил в океан Ита в Камарупе на утлой лодке, а потом продавал свой улов на базаре. Если кто-нибудт спросил его, что такое счастье, ему нечего было бы ответить. Он просто жил, как миллионы людей под небом. Жизнь Минапы протекала в суете и усилиях до тех пор, пока ему не довелось подслушать разговор богов. Вот как это случилось.
Однажды, когда лодка уже была полна рыбы, и Минапа в уме уже подсчитывал выручку за улов, крючок на его удочке дёрнулся так сильно, что рыбаку стало понятно: клюнула огромная рыбина. Не успел он сообразить, что происходит, как рыба метнулась в сторону и утащила его за собой в воду. Как только тело Минапы погрузилось в воду, чудовищная древняя рыба развернулась и проглотила рыбака. Но погибнуть Минапе было не суждено свыше, такая была у него карма... Именно здесь, под водой, на волоске от смерти, крючившись внутри проглотившей его рыбы, Минапа и услышал разговор богов, изменивший всю его жизнь.

В это же время богиня Ума спрашивала Махадэву – Величайшего из Богов, которого ещё называют Шивой – в чём состоит суть Дхармы, Учения, делающего человека свободным и счастливым. „Но это Учение – великая тайна, его нельзя открывать чужим, — отвечал ей Махадэва. – Мы с тобой опустимся на дно океана, и там, в уединении, вдалеке от чужих ушей, ты услышишь то, что так стремишься услышать...”
И боги спустились с небес, уединившись в Подводном Доме. Над этим домом и проплывала рыба, проглотившая Минапу. Тогда-то рыбак и услышал голос Великого Бога, и понял каждое слово, сказанное им, как будто это были знакомые с детства слова колыбельной, которую пела ему мать.
 — Ты понимаешь мои слова? – спросил богиню Махадэва в сумраке Подводного Дома. Но богиня Ума не слышала его – она уснула. Зато Минапа услышал его вопрос и твёрдо ответил изнутри рыбы: „Да, я понимаю...”
И Махадэва продолжил свои объяснения. Минапа же внимал им с жадностью, как будто пил в пустыне родниковую воду. И продолжалось это до тех пор, пока Махадэва не произнёс последнее слово.
Наконец, богиня проснулась, открыла глаза и попросила Махадэву продолжать наставления. „Но я уже всё сказал!” – воскликнул тот. „Я устала и уснула, поэтому слышала лишь половину...” – призналась богиня. „А кто же ответил мне: да, понимаю?” – удивился Шива. „Это не я, ведь я спала...” – ответила богиня.
Махадэва огляделся вокруг, всмотрелся в тёмные воды, окружавшие богов, и увидел рыбака, сидящего внутри огромной чёрной рыбины. „Смертный услышал мои слова, и понял их. Значит, он стал моим учеником... Теперь я должен дать ему посвящение, ибо и боги, и люди не могут быть выше небесных предначертаний...” – вздохнул Махадэва, призвал рыбу к себе и дал необходимые наставления Минапе, сидящему внутри рыбы. С трепетом приняв посвящение от Величайшего из Богов, Минапа медитировал в желудке рыбы двенадцать лет, пока гигантскую рыбу не выловили рыбаки. Она была такой тяжёлой, что подумали, будто внутри у неё находятся драгоценности.
Когда рыбе распороли живот, Минапа выполз на берег и рассказал рыбакам историю, которая потрясла каждого из них. Многие из них пришли в восхищение, когда поняли, что Минапа столько лет совершенствовался в условиях, которые даже вообразить себе было невозможно. Они смотрели на Минапу с благоговением, ибо человек, рождённый дважды – один раз женщиной, второй раз рыбой — не мог более оставаться простым смертным.
Избавившись от своего плена, Минапа ощутил, что избавился и от старой жизни. Его переполняла сила и радость, он обрёл власть над вещами и страстями, жизнь более не досаждала ему ни холодом, ни жаждой, ни страданиями.
Спустя немного времени Минапа стал известным йогином. Он ходил по воде и летал по воздуху, ему ничего не стоило мгновенно, силой одной мысли, переместиться с Севера на Юг, с Запада на Восток. Он летал по всей стране, как птица, и счастье переполняло его.
Как — то раз, когда Минапа ощутил особенную радость, он танцевал на камне, и ноги его проходили сквозь гранит, как будто это была всего лишь жидкая грязь... В этот момент Минапа окончательно уверился в том, что железные когти Судьбы более не властны над ним, отныне он – тёплый ветер и чистый воздух, родниковая вода и неуловимое пламя, ибо наступило время отделения его от людей, и поэтому расслышал он в толще океанской воды негромкий шёпот богов. И тогда он запел:

Я свободен от прошлого,
От сетей кармы,
Радость переполняет меня,
Тело излучает свет,
Я – это Путь,
И разум в меня вдохнул величайший из Богов,
Моя жизнь – драгоценное чудо!

Пятьсот лет жил Минапа, пятьсот лет голос его не умолкал, а ноги пребывали в движении, как будто он всё время видел перед собой танцующего Шиву, которого называют ещё Натараджа. Никто не посмел даже втайне подумать, что он безумен, потому что сам Шива посвятил и благословил его. Минапа в совершенстве овладел тайнами магии, но не попал ни в одну из ловушек, ибо Путь хранил его, и Махадэви оберегал своего ученика от соблазнов.
       Он сохранил имя Минапа, но его называли и Ваджрападой, и ещё одно имя обрёл он за время долгой жизни – Ачинта, что означает „не заключённый в мысли”. А источник, из которого чистым родником била его безграничная радость, не иссякал до тех пор, пока Минапа не покинул землю и не слился с вечным светом.


Рецензии