Икона божией матери, именуемая троеручица x. 1

       ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ – СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
       12 июля 2008 (7517) г.
       ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ТРОЕРУЧИЦА" Ч.1

       12 июля 2008г. Русская православная церковь празднует чудотворную икону Божией Матери именуемой «Троеручицей».
Для самых продвинутых, из числа своих верующих, в смысле тех, кто уже освоил Интернет, и вследствие этого имеющих возможность легко перепроверить ту или иную подаваемые им сведения из независимых источников, РПЦ, на своем сайте Православие.ру. дает, такую тщательно отфильтрованную, и как бы исчерпывающую, для самых любопытных верующих, информацию об истории появления данной иконы, и причинах для ее прославления православной церковью, в настоящее время.
       «В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром (717 - 740) перед Дамасским калифом в государственной измене.
       Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке.
       К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери.
Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление.
       При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима.
       В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица".
По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону.
       Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+ 1237; память 12 января).
       Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем.
Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме.
       С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания».
       Картина получается интересная и безусловно заслуживающая внимание читателя поскольку более 1300 лет икона «Троеручица» и все ее бесчисленные копии, находится в почитании православной церкви, а сам Иоанн Дамаскин, православной церковью за свои деяния, удостоен чина - преподобного святого.
       К этой категории святых подпадают великие, благочестивые и христолюбивые мужи и жены, пустынники, отшельники, затворники, столпники, и безмолвники, но все исключительно монашеского звания.
       Чтобы разобраться с историей иконы «Троерчицы» и главными героями этой истории, которые в свою очередь оставили о себе много приснопамятных деяний, мы уважаемый читатель, вернемся на 1300 лет назад в Восточную Римскую империи с центром в Константинополе, ее еще именуют Византией, и непредвзято, посмотрим, как же там все начиналось.
       Ибо для нас в таком случае, еще не настал «момент чуда», совершенный одной из икон «Божией Матери», а Иоанн Дамаскин, всего лишь житель далекого от Константинополя, и иные существующего славного города Дамаска и верный подданный дамасского калифа.
       Эту оговорку, автор делает с целью разъяснения своей позиции, для лиц принимающих догматы православной церкви безоговорочно.
       Но вернемся к Иоанну Дамаскину. История нам сохранила следующие ранние биографические сведения о нем.
       Так его отец Сергий, (Ибн-Серджун) служил при дворе Дамасского калифа Сулеймана в г.Дамаске, в звании "великого догофета", т.е.главного сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря).
       К началу 717г. Иоанн Дмаскин ( год. рождения ок. 675) сменил отца на этом посту и тоже стал «великим догофетом» арабского калифа Сулеймана и его приемников. Кстати, у византийцев, аналогичная должность называлась - Логофет геникона.
       Живя среди арабов исповедовавших ислам и находясь у них на службе, Иоанна Дамаскин был среди них известный по наследственному прозвищу Мансура («победительный»).
       Как и почему арабский калиф Сулейман и его наследники , терпел на службе, неверного «Мансура», тем более возглавлявшего налоговую службу, от чего зависело во все века, собственно богатство и благополучие калифа, история умалчивает. Вернее никто из официальных историков как светских, так и церковных не пытался разобраться в этой истории…
       Но, Иоанн Дамаскин, продолжил свою службу и при калифах: Омаре II (717-720)и Язиде II (720-724) и Хишаме 1 (724-743).
       Но, все же хотя Иоанн Дамаскин, и важное лицо в нашем рассказе, но не с него начиналась эта история. И как читатель увидит далее, не на нем и закончится…
       Чтобы, все же, определится с главным героем, надо ответить на вопрос:
       Кто же был византийским императором в 717г., и какие исторически важные события там происходили?
       История нам сообщает, что в 717г. византийский престол занял Лев III Исавр , продержавшийся на троне до 741г..
       Род его, вероятно происходил, из малоазиатской области Исаврии, а сам он родился в Германикии (город в Малой Азии).
       Император Анастасий II (713—716) дал ему титул патриция и назначил его правителем области в Малой Азии.
       Когда войсками был провозглашен императором Феодосий III, Лев Исавр отказался признать его и поднял восстание.
       Император Феодосий отрекся от престола, получив обещание, что останется невредим.
       В марте 717 г. престол стал бесспорным достоянием Льва Исавра, энергически принявшегося за оборону государства от арабов, которые уже давно захватили Сирию и наводняли Малую Азию.
       Брат дамасского халифа Сулеймана, Маслама, которому Лев обещал, по воцарении, платить дань, переправился через Геллеспонт и двинулся к Константинополю с сухопутным войском, чтобы наказать Льва за неисполнение обещания.
       В то же время из Египта и Сирии приплыл громадный арабский флот и началась осада Константинополя, длившаяся целый год (до августа 718 г.) и кончившаяся совершенной неудачей для арабов, благодаря применения византийцами своего тайного оружия так называемого «греческого огня» и военной помощи болгарского хана Тервела, разгромившего сухопутные войска неприятеля.
       Борьба с арабами продолжалась все царствование Льва и нашла себе блестящее завершение в победе, одержанной им в 740 г. при Акраиноне и положившей конец завоеваниям Омайядов в восточной империи.
       Обращаю внимание читателя на эту мысль,. Византия находилась в состоянии перманентных войн с калифом Сулеманом и его наследниками, и естественно император Лев III Исавр воспринимал и Иоанна Дамаскина, как ближаешего и довеенного слугу калифа, в качестве врага, несмотря на то, что последний, и не только считался, православны христианином, но вступил в религиозную полемику с императором Львом, по вопросу почитания икон.
       Лев III Исавр успешно подавил и две попытки внутренних восстаний — правителя Сицилии, Сергия, и экс—императора Анастасия, в 719 г. двинувшегося с болгарским войском к Константинополю.
       Город не принял Анастасия, а болгары выдали его Льву, с которым затем сохраняли миролюбивые отношения в течение всего его царствования.
       При правлении Льва Исавра существенно изменилось устройство империи, при нём развилось византийское право, выросшее из классического римского права.
       Но и при его нем Византийская империя погрузилась в период иконоборчества.
Лев Исавр полагал, что поклонение священным изображениям есть поклонение идолам, именно в эпоху его правления начался период иконоборчества, во времена которого было уничтожено огромное количество фресок и мозаик.
       Катализатором этих действий Лев III Исавра послужили геологические катаклизмы.
       Летом 726 г. морские глубины между островами Фирой и Фирасией в Критском море стали выбрасывать огонь, а вместе с огнем и огромное количество гигантских камней.
       В конце концов, из этих камней образовался остров, присоединившийся к острову Иеры.
       Говорят, что, услышав об этом, император воспринял происходящее как знак Божьего гнева и счел, что его вызвало уклонение христианской церкви в идолопоклонничество (Никифор: 726).
       Толкуя, таким образом, события в свою пользу. Лев, по словам Феофана, «воздвигнул самую бесстыдную войну против святых и достойных икон».
       Иоа;нн Дамаски;н,в то время как Лев III Исавр укреплял свою власть в Византии, если доверять христианскому преданию проживая в Дамаске начал учился основам христианства вместе с Косьмой (впосл. Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма).
       Увлекшись христианством, Иоанн Дамаскин начал распространять среди христиан и церковных общин, свои послания, направленные против как иконоборцев, так и лично против возглавлявшего их императора Льва II Исавра.
       Это не понравилось императору и последний, используя свои дипломатические связи при дворе калифа Сулеймана, сумел создать обстановку, когда калиф обвинил в Иоанна Дамаскина «государственной измене» и в наказание распорядился отрубить ему кисть правой руки. Кто их трех калифов это сделал неизвестно, как и то какое правонарушение по мусульманским законам совершил Иоанн Дамаскин, но по шариату (сборнику законов мусульманского права –автор), правую руку обычно рубили мусульманам за совершение кражи?
       Калиф же, как мы знаем, не только приказал отсечь кисть руки преподобного но и повесить ее на рынке, наверно в назидание всем ворам?. Да еще наверно с публичным оглашением , указа калифа, жителям города собравшимися на рынке.
       Для тех, кто не знаком с мусульманскими обычаями и законами, маленький совет - попытайтесь припомнить прочитаные в детстве сказки из серии «1000 и одна ночь». Между Багдадом и Дамаском особой разницы не было.
       Но Иоанн Дамаскин, как уже убежденный христианин, не растерялся и к вечеру этого же дня, добившись приема у калифа, очевидно, после наказания , калиф не изгнал его из службы, а отсечения кисти руки, было своего рода строгим дисциплинарным наказанием, испросив у калифа отрубленную кисть.
       Вернувшись затем домой Иоанн приложил ее к суставу и пал ниц перед имевшейся у него иконой Божией Матери.
       Иоанн просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление.
       При этом, Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, Иоанн увидел, что рука невредима.
       В благодарность за исцеление Иоанн, изготовил и приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила впоследствии название "Троеручица".
       Как отнесся сам калиф к такому явному «чуду исцеления» своего слуги история нам не сообщает. Но по сохранившимся отзывам арабских историков к подобному наказанию подданных прибегал только калифы: Язид II (720-724) и Хишам 1 (724-743), поэому если данное «чуд» и мело место то произошло оно в промежутке между 720-743г.г.
       Хотя если это имело место в действительности, то безусловно Иоанн стал бы дамасской знаменитостью и уж о таком случае арабские историки составлявшие деяния своих калифов и заносившие туда и не такие мелкие подробности их жизни, обязательно бы зафиксировали данное «чудо»!
       Дальнейшая жизнь Иоанна Дамаского, при дворе калифа наверно не заладилась, так как уже около 736 года он принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима.
       После принятия монашеского чина, Иоанн, прославился как великий православный публицист, организатор и систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры»).
       В период иконоборчества в Византии Иоанн находясь в Иерусалиме, выступал в защиту почитания икон.
       Он является автором «Трех защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «служение», подобающее только Богу, и «поклонение», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам.
       Такого идеологического соперника ни Лев III и сменивший его сын и преемник его Константин V Копроним (741—775) терпеть не могли и приняли силой государственной власти византийского императора, ряд политико-правовых действий против Иоанна Дамаскина. Так состоявшийся в 754г. Иконоборческий собор четырежды (!) подверг анафеме Иоанна.
       В церковной истории об Иоанне Дамаскине, первое достоверное упоминание, удалось отыскать в труде Патриарх Никифора. «Краткая истоия ч.2»
       «По прошествии же некоторого времени, после того как были видны (754 г.) эти звездные явления, скончался Анастасий, византийский патриарх. Константин же, вообще одержимый ненавистью к церкви и воюя против благочестия, движимый вражеским духом, собрал собор из иереев в количестве трехсот тридцати восьми. [Его председателем был Феодосии, архиепископ города Эфеса.]
       Собор провозгласил архиереем города некоего Константина, облаченного в монашеское одеяние и бывшего епископом города Силлея Собор установил определение веры, под которым подписались все дурно и нечестиво мыслящие, и провозгласил уничтожение святых икон. И, как несмышленые, предали их анафеме с площади. Вместе с тем предали анафеме и Германа, бывшего архиереем Византийским, и Георгия с острова Кипра, и Иоанна из Дамаска в Сирии, по прозванию Мансура».
       И только уже VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
       Для справки: VII Вселенский Собор (II Никейский), был созван в 787 в г. Никее против ереси иконоборчества.
       А в течении 33 лет Иоанн Дамаскин был отлучен от церкви и его труды не принимались официальной церковью, да и реабилитирован он был посмертно поскольку умер в 780г.
       Но разобравшись с исторической обстановкой и судьбами главных героев давайте вернемся к судьбе иконы « названной «Троеручица».
       Как мы знаем Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного, где и поселился и туда же и передал свою чудотворную икону.
       После смерти Иоанна Дамаскина, Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение Савве, архиепископу Сербскому который и привез ее в Сербию и хранил в своей резиденции.
       О дальнейшей судьбы иконы существуют различные версии .
       Согласно одной, в 1198 г. из Сербии эта палестинская икона (или копия, список) попадает на Афон в сербский монастырь Хиландар.
       По другой — это происходит в XIV в., когда во время военного похода король Стефан Урош (1355–1371) везет икону на спине осла, перед войском.
       Неожиданно, осел с иконой, пропадают и появляются чудесным образом перед воротами монастыря Хиландара.
       Третья версия, близка ко второй. После оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла. Отпущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь..
       Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила сама принять настоятельство, и ее святая икона заняла игуменское место в храме.
       С тех пор в Хиландарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания».
       Икона «Троеручица» и Россия
       Первые следы появления копий ( списков) иконы «Троеручицы» отыскиваются только в начале XVII в. Так в описи домовой казны патриарха Никона от 1658 г. упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени»11.
       А 20 июля 1661 г. костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске — копию с чудотворной иконы Хиландарского монастыря «Богоматерь Троеручица», которая 16 октября 1662 г. была перенесена архимандритом в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону.
       Сказание о Хиландарской святыне и принесенной архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках, например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге, в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 г. из Научной библиотеки МГУ в Москве.
       В этих сказаниях акцент делается на появление третьей руки на иконе и пояснение изографам, чтобы они серебрили третью руку, «несоблажняя народ».
       Поздним XVII в. датируется еще одно свидетельство — архимандрита Никанора из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где находилась принесенная в 1661 г. в Россию копия Хиландарской иконы.
       Когда в 1684 г. афонский митрополит Леонтий посетил монастырь, архимандрит Никанор спросил его, почему на иконе изображена третья рука. Леонтий рассказал еще одну легенду: афонский иконописец работал над изображением Богоматери и на нем чудесным образом появилась третья рука.
       Вначале он подумал, что это шутки братии и хотел записать третью руку, но Божественный голос остановил его.
       В следующих частях читатель узнает, чем закончилось иконоборчество и какие тайны скрываются за серебряным окладом иконы «Троеручицы» хранящейся в афонском монастыре Хиландаре.
       ( конец 1 части)


Рецензии