Подсадная утка
Джем, попавший в дупло, успел раствориться, боль унялась, разум Кукушкина просветлел. Остаток дня и вечер он переживал, корил себя за измену своим принципам, за опрометчивое участие в телевизионной лотерее, за беспечный звонок на студию. Его мучили сомнения, страх перед публичностью, но желание пойти на шоу, на которое вряд ли он выбрался бы когда-нибудь, тем более за бесплатно, было сильнее всех сомнений. Поздним вечером пришла его законная жена Антонина, работавшая шеф-поваром в две смены. Кукушкин, подавая Антонине чай с джемом, рассказал ей о своем участии в телевизионной лотерее, выигранных билетах и сомнениях. Антонина посмотрела на мужа, покрутила пальцем у виска, что означало констатацию факта его неприспособленности к суровой действительности, и поинтересовалась, нельзя ли взять выигрыш деньгами. Уточнив, что нельзя, Антонина приняла окончательное решение:
- Давно не была в театре. Схожу. Нет, точно схожу, и нечего тут сомневаться.
На представление Кукушкины оделись весьма солидно. Он – в новый черный костюм, белоснежную сорочку с высоким неудобным воротником, в котором шеей не покрутить, зато нарядно, синий галстук с блестками и выглядел, как жених, разве что не хватало белого цветка в петлице. Антонина надела новый строгий темно-серый костюм, белую блузку с рюшками на рукавах и воротнике.
У входа в театр они подивились обилию снеговиков, сооруженных перед парадным подъездом, создающих иллюзию толпы, занесенной снегом, ожидающей открытия дверей в театр и поняли, что шоу здесь начинается не с вешалки, а уже с улицы.
- На морковку и ведра денег не пожалели. Наверное, билеты не дешевы, - сделала выводы Антонина, разглядывая толпу снеговиков с крупными, хорошо отмытыми морковными носами и сияющими цилиндрами эмалированных ведер.
В вестибюле было душно и людно. У окошка администратора, куда следовало обратиться Кукушкину за бесплатными билетами, стояла плотная и невозмутимая очередь. Кукушкины, как и положено в таких случаях, пристроились в хвост очереди и стали покорно стоять и ждать. Но очередь была неподвижной, в отличие от стрелок часов, которые безостановочно и необыкновенно быстро двигались в сторону цифры 19. Когда до начала представления оставалось 10 минут, и был подан первый звонок, Кукушкины заволновались. Антонина, будучи человеком предприимчивым и энергичным, сказала Кукушкину: «Вечно я всё решаю сама» и стала со словами: «Да тут очередь со вчерашнего за вчерашним» проталкиваться к окошку администратора, иногда брызгая слюной в недовольные лица стоящих: «Мы с телевидения и ждать не можем». Фраза действовала, как заклинание, администраторша долго изучала Антонину через окошко, будто перед ней лежала фотография Антонины, и она сличала фото с натурой, но потом покопалась в бумагах, извлекла конверт с надписью и спросила:
- Почему так поздно, я чуть было не продала ваши места. Птичкины?
- Да!!! – без тени сомнений выпалила Антонина, понимая своим сметливым шеф-поварским умом неуместность любых уточнений в данной ситуации.
Билеты оказались с местами в разным концах зала. Антонина было возмутилась: «Безобразие! Позвольте!», но билетерша, рассаживающая зрителей, объяснила ей причину разделения партнеров:
- Место в партере положено только одному vip-лицу, а не хотите так, посажу обоих на балконе.
Антонина решила, что vip-лицо имеется только у неё, а вовсе не у Кукушкина, устроилась на пятом ряду партера, а Кукушкина отправила на балкон, где его усадили почти в самую середину, на первый ряд у барьера. Он остался доволен, ему хорошо была видна сцена и часть зала и сидящая на пятом ряду Антонина. Он осмотрелся вокруг, всмотрелся в зал, в сидящую там Антонину, заметил, что у Антонины появилась крохотная лысина на затылке. Обратил внимание, что одежда публики, пришедшей на шоу, разительно отличалась от его солидного одеяния. Публика была одета, как на стадионе или пикнике. Мужчины - в джинсах, спортивной обуви, свитерах, даже в куртках-ветровках, женщины были без юбок. То есть не совсем без юбок, а тоже, как и мужчины, в брюках, джинсах и в свободной обуви. Он рассмотрел, что на полу, в проходах и между креслами были насыпаны кучи мелко нарезанной кальки и белой бумаги. «Всё понятно – ледовое шоу, сугробы из мелко нарезанной бумаги – антураж, декорация создающие настроение и ощущение зимы», - решил для себя Кукушкин.
Послышался шум колес, гудки паровозов, сила звука нарастала, свет в зале медленно погас, поднялся занавес, открывая сцену, не имеющую декораций. В этот самый момент Кукушкин вспомнил, что когда-то очень давно, когда он был мальчиком и учился в школе, к ним приезжали профессиональные артисты из областного драматического театра и на сцене школьного актового зала играли Шекспировскую пьесу «Много шума из ничего». Тогда, как и сейчас, декораций тоже не было, а был только один занавес из тонкой материи розового цвета на заднике сцены. Тогда некоторое артисты были одеты в костюмы шекспировского времени, а некоторые почему-то в современные одежды, и казалось, что костюмов всем не хватило, из-за чего пьеса не воспринималась и не запоминалась, а артистов, оставшихся без костюмов, было жаль. Тем и запомнилась тогдашняя его первая встреча с профессиональным театром.
А на шоу собственно само шоу и началось. На сцену вылезли клоуны, много клоунов, разного роста и комплекции, с нарисованными на лицах грустными гримасами, в рваной робе, напоминающей восточные халаты мышиного цвета, во всклокоченных париках или рваных шапках-ушанках с горизонтально торчащими ушами-завязками, а некоторые и вовсе были с наклеенными лысинами. Ступни ног у клоунов были непомерно велики, чем причиняли страдания и неудобства при передвижении. Началась тихая, глухонемая клоунская жизнь. Клоуны бродили по сцене, пытались раздобыть горящие фонарики, убегающие от них, поймать улетающие шарики. Они переносили разные тяжести, при этом падая и спотыкаясь, попадая в нелепые ситуации, но всегда безропотно, без сопротивления, бесконечно страдая от собственного идиотизма. Некоторые самые решительные клоуны полезли зачем-то по зрительским рядам, ступая по спинкам кресел, с трудом переступая длинными ступнями через головы зрителей, чем вызывали крики публики, уклоняющейся от этих самых ступней, и гомерический хохот других зрителей, сидящих в стороне от передвигающихся клоунов.
Один из клоунов, одетый в оранжевый халат, имеющий лысину и в то же время пышные остатки волос, запутался в огромной паутине, оказавшейся на сцене, и, как бы срывая её с себя, набросил паутину на зрителей, сидящих в первых рядах. Сидящие в первых рядах, срывая с себя паутину, стали набрасывать эту паутину на зрителей, сидящих в других рядах. Вскоре весь партер покрылся этой паутиной, зрители барахтались в ней, как мухи-цокотухи, многие хохотали, а некоторые истошно кричали вроде того: «Помогите!». Кукушкин со своего балконного места увидел, как забарахталась в паутине его Антонина в новом костюме и понял, почему зрители были одеты в простые одежды. Медленно пошел бумажный снег, падая откуда-то с потолка, засыпая зрителей в партере и не давая им успокоиться. Свет в зале загорелся, начался антракт. Балконы побежали в буфеты, а публика в партере, окончательно запутавшись в липкой паутине, продолжала барахтаться в ней, ещё больше путаясь и увязая в странном материале. Кукушкин решил было бежать и спасать Антонину, но представил, что сам запутается в паутине и подпортит свой новый костюм. Он не стал спешить, пошел медленно, пропуская вперед балконных зрителей, спешащих в буфеты и радующихся своим балконным местам, позволившим им посмеяться над партером, запутавшимся в паутине, и попить кофе в театральном буфете. Вскоре он оказался в вестибюле у дверей партера, откуда по одному выходили зрители, сумевшие выбраться из паутинных пут. Дети хохотали и веселились, рассовывая по карманам доставшиеся им бесплатные сувениры - остатки паутины. Зрители постарше выходили из зала с гордыми выражениями лиц, давая понять, будто благодаря собственной смекалке, смогли выбраться из сложного паутинного лабиринта. Вскоре Кукушкин увидел и Антонину с выбившейся из-под заколок прядью крашеных волос, в обрывках паутины, приклеившейся к её новой костюмной ткани, и вспомнил меткое выражение сатирика: «вся в паутине и бычках». Антонина набросилась на Кукушкина, будто не клоуны, а сам Кукушкин заточил её в паутинные сети:
- Я как чувствовала и как знала, что добром это безобразие не закончится. Не билеты разыграли, а тебя дурака-идиота вокруг пальца обвели.
- Пойдем домой, Тоша? – виновато спросил Антонину Кукушкин, отрывая от её костюма прилипшие кусочки паутины.
- Нет! Я это так не оставлю, я досмотрю это безобразие до конца и покажу им, как издеваться над простыми трудящимися. Я до самого Швыдкова дойду и найду на них управу!
Вокруг негодующей Антонины и жалкого Кукушкина, одетых отлично от публики, выделяющихся своими костюмами на фоне джинсово-свитерного однообразия, стали собираться зрители, возвращающиеся из буфетов, полагая, что шоу переместилось из зала и продолжается в вестибюле. Тем временем зазвонили звонки, давая понять, что антракт завершается, а настоящее шоу продолжится.
- Ну что? – робко спросил Кукушкин.
- Что, что? – вопросом на вопрос ответила раскрасневшаяся Антонина.
- Может мне пойти в партер, а тебе на балкон?
- Ещё что? – сказала Антонина и решительно направилась в зал на свое прежнее место.
Кукушкин поднялся на балкон. И опять, как это было перед началом спектакля, из невидимых динамиков послышался шум колес, гудки паровозов. Сила звука нарастала, свет в зале постепенно погас, поднялся занавес. Но Кукушкин уже не воспринимал действие, происходящее на сцене, он думал об Антонине, о предстоящем скандале, который могла закатить его жена, умеющая и любящая делать это с большим успехом. Его привел в чувство дождь, который вдруг закапал откуда-то с потолка, поливая зрителей, сидящих в партере, в том числе и его Антонину и её новый костюм. По барьерам балконов, с трудом удерживая равновесие, балансируя на длинных поролоновых ступнях, медленно пошли клоуны, раскрыв над своими головами дырявые зонтики. Клоуны с зонтиками благополучно ушли, удержавшись на барьерах, не свалившись в зал, но заставившие публику изрядно поволноваться. Кукушкин посмотрел вниз с балкона, екнувшим сердцем отметил впечатляющее расстояние от балкона до кресел партера и немного успокоился, рассмотрев натянутую на металлических кронштейнах сетку на уровне пола балкона. Он вспомнил, что в точности такие страховочные сетки или очень похожие установлены между вторым и третьим этажами на фасадах старых сталинских зданий, облицованных розовыми керамическими фасадными плитками, имеющими последнее время тенденцию отваливаться и падать на головы прохожим.
Вдруг на барьер балкона взобрался ещё один клоун, одетый в бледно-зелёный, не по размеру большой, комбинезон. На клоуна направили луч света и Кукушкин смог разглядеть его грустное лицо, вселившее в душу Кукушкина сострадание. Клоун своим видом напоминал официанта. На вытянутой руке над головой он держал исполинский поднос с множеством дребезжащих и звенящих стаканов и рюмочек, наполненных светлой жидкостью. Вторая рука клоуна была согнута в локте и прижата к груди, на ней висело белое полотенце. «Несут шампанское», - подумал Кукушкин, - «будут бесплатно поить публику». Но не тут-то было. Клоун и не думал спаивать публику. Он с трудом удерживал равновесие и поднос над головой. Звеня скользящими по поверхности подноса стаканами, клоун медленно передвигался, ступая по барьеру в сторону Кукушкина. Публика, затаив дыхание, следила за этим странным и опасным перемещением. Иногда в воцарившейся тишине визгливо вскрикивала слабонервная дама, сидящая в партере, не выдерживая наступившего напряжения, вызывая холодок страха в груди Кукушкина. Кукушкин наблюдал за длинными, приближающимися к нему поролоновыми ступнями, слышал надвигающийся на него звон посуды, втягивал в себя шею и глубже вдавливал своё тело в кресло, будто кресло было не театральным, а стоматологическим, а поднос не подносом со звенящими стаканами, а зудящей бормашиной. В какой-то момент он зажмурил глаза, представляя, как клоун, добравшись до его кресла, вдруг потеряет равновесие, качнет свой поднос, и все стаканы, стаканчики и рюмочки враз посыплются на несчастного Кукушкина, разбиваясь о его лысину, заливая его новый костюм липким, пенистым шампанским. Он представил себе, как холодные липкие струйки затекают за высокий, неудобный воротник сорочки, смачивая его спину и приклеивая сорочку к безволосому кукушкинскому телу. Представил, как вдруг все прожекторы зала осветят его мокрого и несчастного, похожего на загнанную, взъерошенную курицу, а вся публика взорвется от смеха, аплодируя клоуну и нисколько не жалея опростоволосившегося Кукушкина, принимая его за подсадную утку. Он открыл глаза, увидел перед собой клоуна, балансирующего на одной ноге, опасно опирающейся поролоновой пяткой на край барьера, а второй ногой размахивающего по воздуху в поисках ускользнувшей опоры. Кукушкин инстинктивно вскочил с места, потянул руки к подносу, собираясь поймать и удержать накренившуюся на него посудину, как вдруг почувствовал, как чья-то сильная рука нажала на его плечо и усадила его в кресло, а чьи-то мокрые губы шепнули ему в самое ухо, касаясь мочки: «Сидеть, блин! Не мешать работать!». Кукушкин почувствовал прилив энергии, его силы, подстегнутые жуткими видениями и спонтанно возникшим стрессом, возросли многократно. Он оттолкнул человека, усадившего его в кресло, бросился, ослепленный светом прожектора, к опасно накренившемуся подносу, ухватился за тонкие железные края, чувствуя немалое сопротивление со стороны клоуна и его намерения во чтобы-то ни стало опрокинуть поднос на голову Кукушкина. Он стал бороться с артистом, поймав дикий взгляд его черных глаз, храпя в его раскрашенное черно-белое лицо: «Что ж ты делаешь, дура?». Затем с легкостью акробата Кукушкин вскочил на бортик балкона, продолжая вырывать поднос из рук клоуна, наступая на его поролоновые ступни, лягая его своими коленками прямо в клоунский пах, и под крики зала повалился с балкона вместе с клоуном и подносом прямо в партер...
Cтраховочная сетка не дала им долететь до партера. Сетка прервала их начавшийся полет, задержала сцепившуюся в борьбе пару (клоуна и Кукушкина), спружинила как батут, два раза подбросила упавших на неё, подняла при этом столб театральной пыли, поскрипела и успокоилась. Прошло несколько мгновений, показавшихся Кукушкину вечностью. Зал застонал от восторга и утонул в аплодисментах, а прожекторы осветили несчастного, ползающего по сетке Кукушкина, рассматривающего в облаке пыли поднос с приклеенными к нему пластмассовыми бутафорскими стаканами с запаянной в них жидкостью. Потом со всех сторон набежали клоуны и стали поднимать и затаскивать на балкон несчастного, внезапно обессилевшего Кукушкина. Делали это они небрежно. Клоуны хватали Кукушкина за части его новой одежды: за рукава костюма, c треском отрывая их от костюма, за костюмные брюки, стягивая их с кукушкинского безволосого торса с впавшим черным пупком, тащили за сорочку, снимая её с тела, отрывая от сорочки мелкие белые пуговицы, которые разлетались по сторонам, как редкие снежинки. Когда Кукушкина наконец-то вытащили на балкон и поставили на пол, он оказался в одних трусах, но с галстуком на шее, перевернутым на спину. Публика неистовствовала от удовольствия, некоторые аплодировали стоя, принимая произошедшее с Кукушкиным за главный номер шоу, а Кукушкина за театральную звезду. Затем Кукушкина взяли под руки и под неутихающие аплодисменты повели за кулисы. Его сопровождали два клоуна, надевшие белые халаты, что со стороны воспринималось, будто два санитара выводят несчастного зрителя, сошедшего с ума от нахлынувших впечатлений. Кукушкин покорился санитарам, он не сопротивлялся, а только уронил голову на грудь, и шел, запинаясь о ступеньки, находясь в лучах немыслимой славы, превосходящей успех и славу самого Славы Полунина.
Тем временем на сцену выкатили шары разного размера и цвета. Клоуны покатили шары в зал, а зрители, радуясь полученным впечатлениям и легким шарам, летящим на них со сцены, стали толкать и ударять по шарам, отчего шары стали летать по залу, подлетая выше балконов, а некоторые долетали до люстры. Вскоре весь зал наполнился такими шарами. Публика, позабыв всё и вся, погрузилась в детство, неистово играла этими шарами, будто баскетбольными мячами, посыпавшимися с неба. Кто-то отправлял шары дальше, кто-то выше, а кто ударял по шарам сильнее и громче других, при этом все радовались и смеялись неизвестно чему и зачем. Но вскоре в зале запахло потом. Запах этот несколько отрезвил публику, которая медленно начала понимать, что это и есть окончание шоу, и что пора уже идти в гардероб, или, на худой конец, в туалет. Уходить никому не хотелось, а хотелось играть в чудные шары, но запах пота усиливался и делал свое дело, отрезвляя публику, вынуждая её медленно покидать зрительный зал.
Антонина не участвовала в игре, она пыталась выбраться из зала в поисках своего несчастного Кукушкина, опростоволосившегося на глазах театральной публики и чуть было не разбившегося во время злополучного представления. Она пробивалась сквозь толпу зрителей, стоящих в проходах, отталкивала шары, летящие на неё, а публика, не понимая намерений Антонины, втягивала её в игру, подавая ей пасы и вынуждая Антонину отбивать летящие на неё подачи. Если бы публике объявили, что в её рядах находится сама жена того самого артиста, спрыгнувшего с театрального балкона, публика бы устроила овацию Антонине, и, быть может, стала бы качать Антонину и подбрасывать её вместе с шарами, как качали и подбрасывали Юрия Гагарина, вернувшегося на землю из космоса. Но на лбу Антонины ничего подобного не было написано, а сама она не желала быть узнанной.
Антонина не сразу нашла кабинет директора театра. Она толкнула деревянную дверь с позолоченной табличкой и нечитаемой на ней фамилией, ворвалась в приемную. На вопрос преградившей ей путь секретарши «Вам кого?» Антонина ответила: «Я покажу вам Кузькину мать!» и влетела в кабинет директора, где увидела странную картину, которую никак не предполагала увидеть.
За большим письменным столом сидел полный человек, по всей вероятности директор, в крупных очках, многократно увеличивающих его глаза, отчего глаза занимали половину лица.
В кабинете вдоль стен стояли и сидели клоуны ещё в гриме, только что отыгравшие шоу. Они пребывали в разных неподвижных позах, как действующие лица в последнем акте гоголевского «Ревизора». В центре кабинета на стуле восседал голый Кукушкин. Точнее сидел он не совсем так, чтобы голый, как мама родила, а в трусах, носках и даже при галстуке, правда перевернутым задом наперед. Кукушкин внимательно читал какую-то бумагу, и было видно, что все ждали от него какого-то важного ответа.
Антонина напомнила о себе, ткнула в Кукушкина указательным пальцем и с металлом в голосе, не терпящим никаких возражений, сказала, что они здесь вместе по бесплатным билетам, выигранным в честной телевизионной игре. На что полный человек в крупных очках ответил Антонине:
- Мадам, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Тогда Антонина ещё более рассердилась и спросила:
- Что вы с ним сделали и по какому такому праву?
- А вы ему кто будете, мама? – вопросом на вопрос ответил полный.
- Позвольте! Это уже выходит за все возможные рамки приличия, - вскричала в сердцах Антонина.
- Не позволю, мамаша. Ваш сын, или кем он там вам приходится, оказался на редкость талантливым актёром. Он спонтанно сделал законченный номер. И заметьте себе – весьма успешно. Мы приглашаем его подписать контракт и поработать в театре, пока временно, в качестве подсадной утки, а там посмотрим.
Один из неподвижных клоунов в облезшей зимней шапке с торчащими в сторону ушами оживился:
- А фактура, фактура-то какая. Его и гримировать не надо, один пупок чего только стоит!
- Будет тебе изгаляться, - сказал полный, - ещё не известно, как это у него получится на других спектаклях. Быть может, он только сегодня был в ударе, - и полный постучал толстым кулаком по деревянной крышке стола, раздвинув на нем ворох бумаг.
- Сам маэстро обратил на него внимание, а Слава в людях не ошибается, - сказал клоун в шапке.
- И какая у вас тут зарплата?, - приняла деловой тон предприимчивая Антонина.
- Сдельная, мамаша.
- От количества смертоубийственных прыжков с балкона? – сиронизировала Антонина.
- От количества таланта и качества работы, мадам.
Антонина подошла к Кукушкину, через его плечо заглянула в бумагу, которая оказалась контрактом. Она быстро пробежала глазами условия контракта с обозначенными там суммами и сказала:
- Мы согласны.
Кукушкины возвращались домой молча. Антонина размышляла над словом «стажер», которым в тексте контракта именовался её Кукушкин и которое не устраивало её своей неопределенностью и подозрительной временностью. Кукушкин вспоминал давние детские мечты стать актером, «цыкал» зубом, куда снова попал джем, съеденный им в директорском кабинете при распитии чая в знак подписания контракта. Под его пальто вместо сорочки и пиджака был надет клоунский комбинезон, выданный ему взамен пострадавшей одежды, оставленной на ремонт в костюмерном цехе.
Завтра с утра он придет на работу, напишет заявление на отпуск, а днем в строго назначенное время явится в театр на репетицию.
Свидетельство о публикации №208071200034
Элла Рахманова 17.11.2021 07:18 Заявить о нарушении