Дрозды

Леонид Трофимович часто попадал в необычные ситуации. Да иначе и быть не могло! Был он художником. Любимый жанр – пейзаж. А это сразу предполагало любовь к путешествиям, всем необычным явлениям природы и самым обыкновенным сменам времён года.
Путешествовал он всегда с этюдником. Дома творчества не любил, а вот житьё в палатках, перемещение на байдарках или пешим ходом с тяжеленным рюкзаком, считал праздничной стороной своей профессии. Иногда - присоединялся к какой-нибудь экспедиции, и тогда шёл к своей цели вместе со всеми и на грузовиках, и на лошадях, и на катерах. Иногда – изменял «палаточной» жизни и поселялся у кого-нибудь из местных жителей или в охотничьей избушке.
Творческая судьба прокатила Лёню по нашей огромной стране от Прибалтики и Карелии до Владивостока с Приморьем, и от побережья Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, Казахстана и Тувы. Практически, он побывал на всех параллелях и меридианах всего бывшего Советского Союза.
Почти всегда он отправлялся в свои любимые дикие места с верным другом Васей, Василием Семёновичем. Они вместе учились ещё в Горьковском художественном училище, но жизнь разбросала их в разные города. Ежелетно они разрабатывали маршрут и отправлялись на совместные этюды куда-нибудь в северные края. Осень наступала там уже в начале августа. А за ней и ранняя зима. Но оба любили именно этот сезон больше всего.
Вот в одну из таких поездок в конце шестидесятых годов и случилась эта история. В ту пору обоим друзьям было около сорока лет.


Добирались Леонид и Василий до намеченного на карте места почти три дня. Располагалась эта деревня на севере Урала, а недалеко слева, всего в трёхстах километрах – город Воркута, ссыльный край. Было в той деревне домов около сотни. Жили в ней, в основном, отсидевшие свой срок заключённые и оставленные на «временное поселение». У кого-то в прошлом были «тяжёлые» статьи и большие сроки. Кто-то - ошибся по молодости. Кого-то дома никто не ждал, ехать было некуда… Люди обзавелись хозяйством, семьями, да так и приросли к этому месту навсегда. Оставались и старики, для которых эта деревня была самой, что ни на есть, Родиной.

Прибыв туда, художники пошли представляться местному главе – Председателю колхоза.
 
-День добрый, Иван Палыч! Мы к Вам из Союза Художников прибыли, на этюды. Места ваши сказочные рисовать. Вот и письмо привезли с просьбой о содействии.
- Очень, очень рад! Места наши красоты неописуемой. Вот, и в Столице показать эту красоту пора. А поселиться можете в избе у бабы Маши. Она в том году овдовела, дети и внуки уж в город вернулись, а места много. Да и корова у неё. Молочка попьёте!
 
Пару-тройку дней ходили Лёня и Вася по окрестностям, осматривались. «Мотивы» для этюдов подбирали. Куда ни глянь - можно работать! А это ж труднее всего! Выбрать из бесконечности! В одну сторону, с горушки – дали золотые лесистые, лиственничные, тёмно-еловые и пихтовые. Чуть повернись - небольшое озеро, дальше – речушка горная, звенящая. Ещё в сторону - холмы, поляны со своим цветом и тоном. И везде, вокруг - рыжие рябины с рубиновыми ягодами, побуревшая трава на лесных опушках и на ней малахитовые островки сплющенных можжевеловых кустов, распластанных тяжёлыми зимними снегами.
А на четвёртый день к ним в избу вечером пришёл участковый милиционер. Представился. Попросил документики предъявить.

Всё тщательно проверил, прочитал, попросил этюдники раскрыть, оружие охотничье показать. И на оружие было законное разрешение, и на личности Василия и Леонида были паспорта в порядке, и вообще – подозрения художники совсем не вызывали.

Милиционер козырнул.
- Ребят, вы уж извиняйте. Место у нас спокойное. Люди, здесь живущие, сами-то закон уж не нарушат, зареклись. Но, по внутренним правилам, над которыми закон не властен – ежели кто побег из лагеря совершит – тому и стол, и кров будет обеспечен у любого, к кому бы не постучался.
- И часто из лагерей бегут? Да и куда? На сотни вёрст тайга, ни еды, ни одежды?
- Бегут редко. Куда бегут – про то только они сами знают. Одеждой и едой их поселенцы по своим правилам обеспечивают. На какое-то время хватает. А потом – разные варианты… Ловим, почти всегда. Иногда, только…
Что-то в тоне ответа было очень тревожным. И недоговаривал он многозначительно.
- Давай-ка, лейтенант, чайку городского с нами! Да и из фляжечки за знакомство плеснём! – Вася потянулся к рюкзаку.
Участковый оживился.
- Что ж, рабочий день кончился. Можно и за знакомство! Меня Николаем Петровичем зовут. Коля - для вас!
Посидели они хорошо. Не то, чтобы допьяна – а понятно, милиционер поговорить соскучился.
- Я вот, ребята, чё пришёл? Тут у нас неделю назад из ближайшего лагеря как раз трое сбежали… А гляжу – у бабы Мани поселился кто-то. Председатель говорит, письмо ему показывали, а паспортА - нет. И, вроде бы вы – не прячетесь, днём открыто ходите. Только всё что-то высматриваете… Ну, думаю, проверю-ка. Может – «ходокам» этим помощь готовите, а может и впрямь – художники! Сегодня, как раз, днём сюда военных привезли. Много. Повышенное внимание на наш посёлок. Говорят, очень опасные сбежали. Двоим – вышка была впереди, а третий мальчонка, так, «консервы».

Коля уже вполне доверял гостям. И искренне их просил быть внимательнее и осторожнее.
- Лёнь, ты только не забудь, что военные, охранники и мы милиционеры, можем на задании быть в камуфляже – под них одеваемся. И телогрейки, и шапки. Так что от местных не отличить! Вась, понимаешь, когда по улице идёшь – тебя не шарахаются, и узнать можно больше!
- Коль, а почему третий – «консервы»?
- Ребят, да если они маршрут далёкий разработали, если по тайге больше месяца идти планируют, чтоб без населённых пунктов…Здесь снег-то рано ложится, через месяц уже и зима может заморозить совсем. Да и блудануть легко в тайге-то, оголодать…Вот такой неопытный спутник - всегда еда с собой! Они ж звери! Пяток убийств за плечами, что им еще одного мальчишку!

По ту сторону ночи, подружившись окончательно, Николай отправился восвояси. А художники, растревоженные сообщением, заснули на рассвете.

Погода менялась по нескольку раз за день. Утренний дождь пробивал луч дневного солнца. К вечеру моросило опять, ночью можно было увидеть мелькнувшие звезды, а к утру заволакивало и снова лил дождь. Если дул ветер, то это обещало, что он «раздует» облака и опять мелькнёт голубое небо. А если ветер стихал, то вокруг начиналась «морось», или эдакая водяная взвесь в воздухе. Но всё это не мешало друзьям увлечённо заниматься любимым творческим процессом и вдыхать романтику существования полной грудью. При этом – рыбачить в озерке и речке, собирать последние грибы, охотится.

Вася больше в душе рыбак был, поэтому к этюднику с собой всегда спиннинг брал и садок. А Лёня – охотник. А осенью вся дичь к зиме нагулянная, жирная. Мяса-то в продаже в тех местах почти не видели. Все ж местные со своего натурального хозяйства жили. А художники – на подножном корму. С собой в рюкзаках много не привезёшь, груз велик – одни краски в свинцовых тюбиках неподъёмно весят. А, холсты, картоны грунтованные? МаслА, растворители, просто бумага… А уж всё это важнее с собой притащить, без этого не порисуешь – а ведь за этим едут-то! Еду крупяную в местном сельмаге купят, а остальное – добудут сами.

 Пошло уже больше недели с того дружеского милицейского визита. Вася и Лёня вполне втянулись в ежедневность своих маршрутов и быта. Утром расходились «по мотивам», а в сумерках, или если ливень начинался – встречались в избушке, кашеварили, обменивались наблюдениями, обсуждали этюды.

Одним обычным утром всё и началось.
Лёня с ружьём и этюдником пошёл на облюбованную сопочку. Постоял, подмалёвок сделал, начал, было, планы разрабатывать… да тут освещение поменялось, тучка набежала. Стоял он на пригорке, с него хорошо было окрест видно. Только от дождика спрятаться негде. Лёня и решил – оставил под ближайшем можжевеловым кустом этюдник, благо куст был такой плоский и густой, что еле под него всё подлезло. Перед тем, как спрятать, он внимательно огляделся вокруг.
 
Далеко, внизу, на расстоянии нескольких полян с перелесочками, человек какой-то стоял и тоже оглядывался. Человек-то, может, и Вася был… далековато разглядеть…хотя Вася в другой стороне быть собирался…
Лёня подумал, что не мог никто увидеть, куда он свой бесценный этюдник положил. Тем более что тот человек ушёл сразу куда-то. Из тучи дождик моросить начал, и пошёл Леонид в ближайший перелесок с неизменным ружьецом. Вот его то он бы никогда не оставил ни в каких кустах. Ружье было на дичь заряжено – ну, как рябчика встретит, или хоть дроздов к ежедневной каше добыть удастся…

Дрозды и впрямь были везде. Стайка их вспорхнула с опушки и перелетела через узкую полосу леса на следующую поляну. Лёня с ружьём на изготовке тихонько стал подкрадываться поближе. И только он вышел на свет из-под деревьев – как снова жирные, но бдительные птицы вспорхнули и, перемахнув следующую лесополосу, приземлились на очередной опушке.

Дождь всё моросил, давно брюки были мокрыми по колено, спину и голову защищали плащ с капюшоном, а руки, державшие ружьё, уже озябли. А к дроздам всё не удавалось подойти на точный выстрел – они будто дразнили охотника, лениво перелетая на короткие расстояния. После четвёртой попытки подобраться, Лёня решил дать им самим подойти к себе поближе. Не далеко от края поляны с кормящимися дроздами стояла старая могучая ель. Рядом был не очень густой подлесок, а у ели лапы свисали почти до самой земли, и там было сухо. Вот туда, прислонившись спиной к стволу, художник-охотник и сел передохнуть. Лёня рассчитал, что, спокойно гуляя и кормясь на поляне, дрозды сами постепенно перейдут поближе к этой опушке. А он пока передохнёт от «погони».
Птицы действительно, поклёвывая и посвистывая, тихонько приближались. Дождик почти перестал, Лёня пригрелся, прислонил ружьё к стволу и достал патронташ, посмотреть, «чем богат» на сегодня.

Вдруг все птицы, которые уже были не на противоположной опушке, а посередине полянки, почти напротив старой ели, вихрем вспорхнули и опять ушли через лесок… Лёня недоумённо проводил их взглядом, не понимая, что их потревожило. Осторожно повертел головой, осматривая, что можно было увидеть из-под елки…В нескольких шагах от него, чуть пригнувшись и держа в руках винтовку, крадучись, шёл человек.

Человек вышел на опушку, и в это время, из прорыва в тучах, полоснул луч заходящего солнца. Незнакомец остановился, нервозно завертел головой, ослеплённый светом, заморгал, сощурился. Из сумерек под лапами, Лёня хорошо видел человека в телогрейке, сапогах и ушанке. Глубоко посаженные глаза, тёмные, чёткие брови, сжатый рот. Короткое оружие, похожее на винтовку, тот держал наперевес. Выглядел он очень обескуражено. И Леня под елью, и второй «охотник», не издали ни звука. Было слышно, как за деревьями перекликаются и дразнят людей дрозды.

Но оба человека никак не понимали, что происходит.
Один внимательно рассматривал из своего случайного укрытия второго, а второй озирался, не понимая, куда подевался охотник. Он же должен был его настичь уже на этой поляне! Решив, что художник успел перебежать за дроздами в следующий перелесок, незнакомец, пригнувшись, перешёл на другую сторону и скрылся в кустах…

Лёня ещё сидел. Мысли вихрем носились в голове:
- Если это беглец, то откуда винтовка? Эх, был бы в двустволке хоть один заряд с пулей на медведя, я бы его задержал! А то и ружье-то прислонил к дереву, пока потянулся бы, да перезаряжал – сам бы стал мишенью. Хотя, зачем ему «охотиться» на меня?
Лёня стал по-немногу шевелиться, разминая затёкшие ноги.
- А может – просто охотник за дроздами? Местные тоже «уважают» эту доступную дичь… Скорее всего – это кто-то из приехавшей дополнительно милиции; одели камуфляж, выпустили на задержание всех подозрительных – опять мы и попали в их поле зрения…

Он спокойно встал, надел патронташ, взял ружьё, и, размышляя, пошёл в сторону дома. Завтра вернётся дописывать этюд, когда будет заветное освещение…

Дома его ждал взбудораженный Вася. С округлившимися глазами он стал рассказывать:
- Ты представь, я только разложился, только краски выдавил на палитру – выскакивает детИна военный - лейтенант. Становится прямо перед этюдником и говорит строго: «Садись!» Я ему: – «Спасибо, я не устал ещё, только пришёл». А он на меня дуло: – «Садись, говорю!» «Да что Вы, - говорю,- в самом деле, мешаете! Я на Вас Николаю Петровичу пожалуюсь!» Ну, он как услышал про участкового, помягче стал, извинился. Ушёл.
Вася возбуждённо продолжил:
- Я на обратном пути Колю-то встретил, он смеётся! Говорит, что все зэки эту команду «садись» хорошо знают, мгновенно выполняют. Их в лагере этому, как условному рефлексу, учат. Садятся, им пуговицы с брюк срезают - а со спадающими штанами не побежишь… Так, раз я сразу-то не понял, что от меня требуется, этот лейтенант и подумал, что я не того, не лагерный беглец…А когда уж я о Коле сказал – он и вовсе вспомнил про нас, про художников! Их опергруппу сюда уже несколько дней назад привезли. Контролировать ситуацию. Нас вечером к себе командир пригласил, для знакомства. Собирайся!

Лёня свою историю Васе поведал, и они успокоено хихикнули, что в один день обоих чуть не повязали! Да и пошли в гости – темно уже стало, осень, рано смеркается.

Встретил их сам командир, старший лейтенант Капустин Алексей Алексеевич. Подтянутый, высокий, кобура на ремне.
- Здравствуйте, товарищи художники! Давайте знакомиться! А то мы сегодня чуть было дров не наломали!
- Здравствуйте! Да, уж, обоим нам сегодня досталось! Хорошо адреналинчику «плеснули»!
- Ну, мне Степанов доложил, что чуть одного художника не «усадил» на берегу озера! – засмеялся Алексей Алексеевич, - А Вас - то где и кто поймал? Что-то не докладывали?

Лёня с улыбкой рассказал, как и где сегодня его «пасли». К середине повествования Алексей Алексеевич помрачнел. Попросил описать незнакомца в деталях, по подробнее.
- Да я ж художник, я и нарисовать могу по памяти!- и Лёня быстро набросал несколько зарисовок лица, фигуры, одежды…
- Эх, в рубашке родились Вы, Леонид Трофимович!.. У нас с этого месяца вышел приказ, на задержании никаких переодеваний и камуфляжа. Только форма соответствующего образца. Так что, шёл за Вами как раз один из беглых…А судя по рисункам – это бывший работник клуба, тоже, можно сказать, художник… Он в зоне на особом положении был. Плакаты всякие писал, лозунги. Вот он и был зачинщиком побега… с ним ещё один, тот при кухне работал, и мальчишечку прихватили, в библиотеке помогал…
- А винтовка, патроны?
- Да не винтовка это, а обрез…Это народные умельцы смастерили…Он потому за Вами и крался поближе, что дальность боя у него крошечная. Кабы винтовка – он бы стрелял метров за двести спокойно. А то, что Вы здесь оказались – просто подарок для него. Документы можно добыть, себя за художника спокойно выдать, да и ружьишко Ваше им не помешало бы! Видимо, он Вас несколько дней подстерегал… Утром проводите нас к тем перелескам? Понятно, что там он не задержался, но нам надо прочесать это место, может какой след, или улика какая…
-Эх, - огорчился Лёня, - если б знал, кто это, да что он «почти безоружный», то со своим ружьём я его бы в посёлок привёл!

Когда рассвело, все двадцать человек: милиция, оперативники, председатель колхоза зачем-то, четверо дружинников и двое художников прибыли к началу истории – к кусту, под которым прятался этюдник с недописанным пейзажем. Сориентировавшись на местности, растянулись цепью и медленно пошли через ближайший лесок к первой полянке. Выходя на неё, люди вспугнули стаю тех же жирных дроздов, которые недовольно перелетели на следующую опушку, показывая, как они это делали вчера…

Никаких улик, оброненных вещей и даже окурков найдено не было. Под тем деревом, под которым накануне сидел Лёня, лежал фантик от леденца, который он там и бросил.
Дрозды обреченно перелетали с места на место, пока люди не ушли совсем.

Этюд Лёня дописал через день.

Алексей Алексеевич получил информацию, что «беглые» двинулись из посёлка…так как история с художниками облетела все дома и они испугались, не будут ли облавы и обыски…

Намеченные планы были выполнены, картоны и холсты кончились, краски и разбавители тоже, патронов не осталось, по утрам вода в ведре покрывалось корочкой льда и для умывания её пробивали кружкой…
После прощального застолья с Колей, Алексеем Алексеевичем и Иван Палычем друзья-художники отправились по своим семьям…
Дома рассказы порассказались, картинки показались, все гостинцы съелись, впечатления стали потихоньку претворяться в следующие работы… Бурная Московская жизнь отодвинула далеко все приключения прошлого лета. А потом и прошлых лет…


Годы спустя, один из московских друзей, пригласил Лёню в гости на просмотр привезённого фильма про Приполярный Урал и Дальний Север, снятого ещё на старенький киноаппарат. Снял его любитель, подполковник Маслов, который был проездом в столице… Во время просмотра «оператор» рассказал компании интересную историю, приключившуюся с ним в его молодые годы. Служил он тогда в Ямало-Ненецком Автономном округе, часть располагалась в посёлке Катровож. Это на 120 километров южнее Салехарда… И пришлось ему закрывать одно дело, связанное с побегом троих каторжников…
Далее Леонид Трофимович услышал историю про художников, охоту на дроздов, беглецов и лейтенанта Капустина Алексея Алексеевича.
- Представьте себе, - сказал Лёня громко слушателям,- что сейчас перед вами сидит один из тех художников! Как раз тот, за которым охотился «клубный работник»!
И подполковник Маслов, и вся компания, просто онемели от такой встречи!


Так, случайно, в Москве, пересеклись начало и конец той давней истории.

Ничего неожиданного в завершении истории не было.
Той осенью беглецов не поймали. Они блуждали по тайге всю зиму. Где и как произошла трагедия – тайга молчит, а двое людоедов и подавно… Они вышли к железнодорожному полотну в марте, и, ожидая, что вскочат в поезд, который притормозит на повороте, заснули…Поезд притормозил. Но в сугробе сидело двое замёрзших. Закрывать дело пришлось на территории, находящейся тогда в ведении старшего лейтенанта Маслова…


Художник Леонид Трофимович Кузнецов прожил до 79 лет, написал множество пейзажей, натюрмортов и композиций. Проиллюстрировал прекрасные книги для детей. Вырастил в Подмосковье необыкновенный виноградник…
Он пережил своего друга Васю, но в своём сердце до конца хранил память о нём. Очень редко Лёня рассказывал жене, дочке, внучке и друзьям ту историю, про дроздов. Но на птиц этих больше никогда не охотился, считая, что они спасли ему жизнь!

 
 

















 


Рецензии
Замечательный рассказ- незаслуженно преданный забвению со стороны практичных читателей. Последний отзыв аж пять лет назад написан.
Дорогая Вера ханум (не знаю Вашего отчества)! Вы не художник, но зато Ваше перо нарисовало неповторимую картину Заполярья, куда мне не маячит поездка, а, если и посчастливится посетить эти места, то не удастся лицезреть удивительную природу сурового Урала.
Через четверть века я будто снова окунулась в мир Пришвина и Паустовского, Пермяка и Мамина-Сибиряка. От отличие от них, Вы держите читателя в напряжении. Признаться, я даже прониклась сочувствием к беглецам. ведь и среди них был человек искусства, которому не повезло в жизни, как Леониду Трофимовичу и Василию. В беглецах я словно увидела Солженицына, пережившего семь кругов холодного ада, хотя роман "В круге первом" называется.

Что же до этюдов в живописи, то в этом вопросе я профан. Могу судить только в сравнении с музыкальными (предназначенными для тренировки пальцев). Фортепианные этюды Черни слишком далеки, чтобы называться полноценными пьесами.
К счастью для художников, дрозды оказали им услугу, как гуси для Рима.
Путешествуя столь далеко от столицы, Леонид и Василий, совершили героизм, заслуживающий запечатлеться в полноценных картинах, а не в этюдах.
Участковый Николай Петрович очень далек от нашего. У нас милиционер (ныне полицейский) явился бы в дом бабы Мани сразу же после прибытия гостей и непременно нашел бы повод для вымогания взятки. И от наших ускользают бандиты, но по негласному приказу правоохранительных органов.
Еще раз спасибо за потрясающий рассказ. я вернусь к Вашему Заполярью, тем более есть что читать у горизонта.
С теплом,

Басира Читающая   18.05.2015 14:22     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Багира ханум! Надеюсь, это правильное обращение... Я просто вся сияю от Вашего внимательного прочтения! Особенно приятно, что моя память о папе оказалась интересной незнакомым людям... Я уже погуляла по Вашей страничке. И приду ещё! Мне понравилось!
С теплом,

Вера Руф   06.08.2015 01:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.