Некашерный Министр

Все подчиненные входили к нему, не зная, какая судьба их ждет в дальнейшем. Василий Прокофьевич Сало. Такая вот, некашерная фамилия...
Он прошел путь от прораба до Министра. Высокий, красивый мужчина с умными, хитрыми глазами, розовым гладким лицом и упругим седым ёжиком.
"Вот, этими руками я забил в опалубку не одну тонну гвоздей", - с этими словами он открывал огромные ладони с растопыренными пальцами.
От прораба, пройдя по всем ступенькам, он стал Начальником знаменитого в те времена Домостроительного комбината в Харькове. Пол Харькова - это он построил.
А потом его забрали в Киев заместителем Министра. По кадрам.
Однажды он приехал к нам в Объединение на разбор жалобы ондого мерзавца, который написал в Райком письмо о высокой зажидовленности кадров...
Это было время интенсивного выезда евреев.
Сало собрал всех в актовом зале, и сказал речь.
Главное содерждание речи сводилось к тому, что евреи такие же люди, как все, и что он, лично, ничего плохого в них не видит...
"А что, я вот, служил в армии, и у нас в части был один еврей. Ничего. Хороший был парень. Да, вы все знаете его - теперь он Начальник Управления по снабжению"...
И действительно, это был единственный еврей в аппарате Министерства.
Потом, после собрания, он отвел в сторону моего директора, и сказал:
- Ты, Сережа, порешай вопрос с евреями, потому что тебя будут бить, а ты не будешь знать, за что.
- Но среди них очень много ученых в нашей области, математиков, инженеров, - робко оправдывался Директор.
- Ну, так выгони эту курву - писателя! А то тебя называют "Кузницей кадров"... для Америки.
Так состоялся очередной сионистский заговор...
Но однажды я зашел к Сало подписать премию. Он был углублен в чтение каких-то бумаг, и на меня не смотрел. Так же, не глядя, он сказал:
- Что у тебя там? Давай.
Я подошел к нему сбоку и положил перед ним ведомость...
Он глянул, и опять же не глядя на меня, проговорил:
- Что это за список! Прицкер - 200 рублей, Ямпольский - 280 рублей, Фридман 260 рублей... А вот, Ткач - 63 рубля, Симоненко - 72 рубля... Бондареко - 45 рублей. Как это вы там премии начисляете?
- А мы не по фамилиям, а по Положению, которое Вы утвердили, - нахально сказал я.
Он поднял глаза, увидел мою "славянскую" морду, стушевался, и продолжил:
- Ну, ты понимаешь, у меня вопрос, откуда такая разница... Ты не подумай, что я... Не! Ты меня не так понял. Вон, у нас Главснаб возглавляет Гринберг... Я с ним служил...
- Я и не подумал. Просто Вы спросили, я рассказал.
Он подписал, и я ушел.
После этого "гнусные" фамилии никогда не появлялись на первой странице списка - только в серединке. "Не высовывайся".
Через несколько лет он стал Министром, а в 1986 г. 26 апреля, утром прибыл к разрушенному реактору, и провел там всё время, пока строился саркофаг...
В 2000 году я встретил его, уже давно отставного. Он стал никому не нужным, больным стариком. Бывший грозный самодержец.
- Говорят, у вас там, в Израиле, есть хороший заменитель сахара. Может посмотришь?
Я, конечо, привез ему сукразит всех израильских видов... Он был очень рад.
Потом пожаловался, что не может лечь в больницу для чернобыльцев, потому что исчерпал свой лимит, а платно это очень дорого - 600 гривен. Я, конечно, оплатил.
И очень был этому рад. Потому что мог приезжать к нему в санаторий, и слушать байки про то, как было в Чернобыле на самом деле. Мы подружились.
А однажды я позвонил ему,  чтобы поздравить с Днем рождения, а его жена сообщила мне, что Василия Прокофьевича больше нет...
От него я много правды услышал о том, как была устроена советская власть "в натуре".


Рецензии
Пусть был ты в жизни дворником,
Родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,
Но если туп, как дерево - родишься баобабом,
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Реб Володя, служебная карьера Вашего героя взята прямо из песни
Высоцкого "Переселение душ".

В далекой юности я работал летом, после 9-го класса, в строительной организации. Слесарем 2-го разряда. Она страдала темже самым засильем безродных космополитов. Но деваться-то некуда, в тех местах даже Бондаренок-Сидоренок не было. Местные кадры, восновном, имели церковно-приходское, и либо торговали на базаре,либо сидели в креслах райкомов и министерств.

Тем не менее, начальнику ПСМК (передвижная строительно-монтажная колонна) "спустили" точно такое же распоряжение, конечно, телефонное, без бумажки.

Начальник, Володя (? - кажется, таки Володя) Паршиков, нормальный
русский мужик и толковый строитель, долго тянул, увиливал, не хотел увольнять людей.

И дождался партийного "строгача", с формулировкой"за неправильный подбор кадров" (формулировку я сам видел)

Коль тув

Мамонт С   16.07.2008 14:53     Заявить о нарушении
изв., опечатки
тем же
в основном

Мамонт С   16.07.2008 14:56   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мамонт!
У нас это называлось по-украински "зажидівленність кадрів".
При этом сам кадровик мог и не быть антисемитом!
Но он обязан был соблюдать "пропорции".
И Министр не был. Ему было не до того.
Но... "Будут бить, и не будешь знать, за что".
Счастья Вам.

Владимир Либман   03.08.2008 11:25   Заявить о нарушении