Ионный двигатель

       Я заранее прошу прощения у людей, далёких от техники, за некоторые технические детали. Без них не обойтись.
       Ионный электрореактивный двигатель отличается от ракет с химическим топливом своей фантастической экономичностью. Его расход топлива в секунду на каждый грамм тяги почти на два порядка ниже, чем у лучших реактивных двигателей с химическим горючим. К сожалению, у ионного двигателя есть два недостатка: во-первых, он может работать только в космическом вакууме; во-вторых, в силу принципа действия двигателя его тяга действительно измеряется единицами, в лучшем случае десятками грамм. Однако в космосе эти недостатки превращаются в достоинства. При дальних полётах в космос такой двигатель позволит космическому аппарату развить скорость, с которой например можно в обозримое время облететь нашу галактику, как Землю на самолёте. Такие проекты уже вышли из области научной фантастики и серьёзно разрабатываются.
       Я могу похвастать тем, что ещё 30 с лишним лет назад был причастен к работе над одним из перспективных вариантов ионного двигателя. Он был разработан в Институте атомной энергии (ИАЭ) им.И.В.Курчатова в лаборатории А.Г.Зимелёва. Наш Сухумский физико-технический институт получил техническое задание на разработку и изготовление системы питания и управления (СПУ) двигателя, и эта работа была поручена конкретно мне.
       Нужно сказать, что А.Г.Зимелёв (к сожалению, ныне покойный) относился к тому типу физиков-экспериментаторов, которые хорошо разбирались в радиоэлектронике и знали её возможности. Поэтому у нас с ним было полное взаимопонимание по работе, очень скоро перешедшее в личную дружбу. Так что я здесь буду в дальнейшем называть его так, как называл в жизни - Лёшей.
       Тогда мы работали очень быстро. Месяца через три после получения задания я уже привёз в ИАЭ готовый опытный образец СПУ. Двигатель стоял в большой вакуумной камере, установленной в углу огромного зала "Огра", и работал от экспериментального стенда с ручным управлением. Моя СПУ должна была выполнить те же функции, что и стенд, только автоматически: по команде "Пуск" запустить двигатель в соответствии с заданной программой, вывести его на заданный режим тяги и поддерживать тягу с высокой точностью, а затем по команде "Останов" провести обратные операции и выключить питание. Я по своей инициативе сделал к СПУ информационное табло с мнемосхемой двигателя, на которой зажиганием сигнальных лампочек наглядно отражались все процессы.
       Мы с Лёшей тщательно проверили соответствие всех параметров сначала при работе двигателя от его стенда, потом при автономной работе СПУ на электронную модель двигателя (она тоже входила в задание), и только после этого занялись перестыковкой двигателя со стенда на СПУ.
       В это время Лёшу вызвали по телефону, и спустя минут десять он пришёл с группой ну очень солидных мужиков, которых представил мне как руководителей хорошо известной ракетной "фирмы". Он рассказал им про свой двигатель, и что в Сухуми к нему сделали систему управления, которая только что прошла автономные испытания и подключена к двигателю. Осталось нажать кнопку "Пуск". Я спросил Лёшу, могу ли я нажать. Он сделал большие глаза, но я уже нажал. Всё прошло как по маслу! Пуск занимал несколько минут, так что по его ходу я вполне успевал давать все пояснения. Показывал на загорающиеся лампочки на табло, читал и комментировал показания приборов. Когда двигатель вошёл в режим стабильной тяги, Лёша посоветовал посмотреть в иллюминатор вакуумной камеры. Толкаясь как мальчишки, солидные дяди стали протискиваться к стеклу. За ним ровно сиял красивый сине-фиолетовый факел примерно метровой длины. Лучшего зрелища для ракетчиков нельзя было придумать!
       Проводив довольных гостей, Лёша вернулся и сказал: "Ну, Юрка, ты даёшь! А если бы не сработало как надо? Ведь первый раз!" Ну что я мог сказать? А почему не должно было сработать? Мы же всё сверили, не осталось ни одной неучтённой мелочи. Всё должно было пройти как задумано. "Ладно, - сказал Лёша, - выключай всё, пойдём ко мне домой. Отметим приятное событие!" И мы отметили...


Рецензии
Рад за тебя, морячок! Всё же своими руками ДВИНУЛ ВПЕРЁД космические программы. Я правда иронически отношусь к теме - ОБЛЕТИМ ВСЮ ГАЛАКТИКУ.
Зачем? Зачем грохать бабки в тему интереса определённой группы учёных?
То же про этот КОЛАЙЗЕР! На хрена искать эту частицу. Академики радуются, а в мире людям жрать нечего. Ну нашли эту частицу! Ну и что - какое практическое на Земле применение. Двинуть вперёд производство - так экология и так на грани.
Но ИОННЫЙ двигатель это вещь! Особенно голубое пламя из задницы!!!!!!
МОЛОДЕЦ!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЕГО РАЗРАБОТЧИК ЮРА БАСИН!
УРРРРААААААААААААААААААААА!
(идут выстрелы из главного калибра - у матросиков слетают бескозырки)

Юрий Елистратов   05.07.2012 13:45     Заявить о нарушении
сам двигатель я не разрабатывал, только электронику к нему

Юрий Басин   06.07.2012 00:20   Заявить о нарушении
Не скромничай без ЭЛЕКТРОННЫХ МОЗГОВ - ни хрена бы не работало!

Юрий Елистратов   06.07.2012 18:11   Заявить о нарушении