Зависть богов. Глава 1 Арест

Моей второй маме посвящается.

       Холодная весенняя ночь была очень неспокойной для всего дома: отец метался из комнаты в комнату, собирая какие-то бумаги; не просматривая, рвал их на мелкие клочки. Мамочка ходила за ним бесплотной тенью, непрерывно покашливая, прикладывая к маленьким изящным губам кружевной платочек. Внезапно Роза вспомнила, как бабушка сказала как-то ей: «Не целуй маму, она сильно болеет, можешь заразиться». А девочка не могла понять, как это можно не обнимать маму, такую нежную, спокойную, мягкую. От нее пахло чем-то таким родным, что напоминало ей раннее детство. А теперь противная бабка не подпускает ее к мамуле. Девочка вскочила из своей кроватки и подбежала к матери, но, взглянув в родное лицо, отшатнулась : столько горя и печали было в нем. Безжизненные глаза были влажны от слез, она только прошептала еле слышным голосом : «Балам, постарайся уснуть, мы завтра с тобой поговорим»
       Запах жженой бумаги, страх, предчувствие какого-то несчастья погнали девочку в свою комнату, она укрылась одеялом с головой, спрятала голову под подушку, как наивный страус, полагающий, что так избежит любой напасти.
       Разбушевавшийся ветер пригибал деревья к земле, мокрые ветки хлестали по окнам, по стеклам стучали капли дождя: невольно и у Розы покатились слезы, словно в унисон плачущей природе. Она слышала приглушенные рыдания мамы, мягкий успокаивающий голос отца, что-то бесконечно повторявший на татарском языке, сердитый шепот бабушки и под эти звуки незаметно уснула.
       Во сне она видела во всех подробностях тот незабываемый вечер, последний вечер, когда не было этого потом навсегда поселившегося в доме страха и беспокойства: девочка играла на рояле, она как всегда аккомпанировала маме. У мамы был удивительный голос, красивого тембра, мама пела песню о любви. Пела и смотрела на отца. Внезапно Роза ощутила, как какая-то тревога липкой лапкой сжало ее маленькое сердечко: почему-то тогда ей показалось, что она слышит поющую счастливую маму в последний раз. Бабушка хлопотала, накрывая на стол: бабушка любила красивую посуду, любила готовить, печь, и поэтому самым главным для нее было – красивая сервировка .
       За столом сидели папины друзья, папа, довольный подошел к маме, нежно обнял ее, что-то сказал ей на ухо, мама залилась краской смущения, бабушка сердито цыкнула на него: нельзя принародно показывать свои чувства, Аллах рассердится, нет ничего страшнее зависти и недовольства бога.
       Папа захохотал, сосед и близкий друг отца, работавший с ним в Наркомате, тоже рассмеялся - они были атеисты, они не верили ни в кого, только в Советскую власть, Сталина и партию. Бабушка с укоризной и со страхом посмотрела на это веселье, молясь про себя, чтобы все напасти миновали эту дорогую для нее семью. Бабушка верила в приметы: сегодня, с того ни с сего, упало в прихожей тяжеленное зеркало от старинного трюмо, да разбилось на такие мелкие осколки, что еле собрала.
       «Рауза(так ласково, по татарски, называли девочку в семье), сыграй мамину любимую песню, пусть наша Фая, красавица, споет и станцует,» - попросил сосед. Роза вопросительно посмотрела на отца и ,получив разрешение, нашла нужные ноты и начала играть, ее ноги притоптывали в такт музыке.
       Порозовевшая мама вышла в центр столовой. Кокетливо наклонив аккуратно причесанную головку, она запела. Это была известная народная песня о любви, в переходе на припев ее стройные ножки стали чуть слышно отбивать чечетку. Папа не выдержал, подскочил к ней, обнял за необыкновенно тонкую для матери четверых детей талию и закружил в каком-то странном танце. Много лет Роза будет вспоминать этот танец – то был последний счастливый день ее большой и дружной семьи.
       ******************************************

Папин друг, сосед, куда-то исчез темной осенней ночью со всей своей семьей. Когда Роза начинала приставать к маме со своими вопросами , куда делись ее мальчишки - друзья и близкая подружка, дети папиного друга, бабушка раздраженно отмахивалась от девочки, а
мама испуганно сжималась в какой-то комок нервов и начинала кашлять. Кашляла она теперь все чаще и чаще, приступы длились все дольше и дольше. В доме частыми гостями стали врачи, раздражительные медсестры носились из маминой комнаты на кухню, где постоянно кипятились шприцы, пахло больницей, а в ведре кучей лежали окровавленные бинты. Именно тогда бабушка запретила Розе и братьям целовать маму, а потом запретила даже заходить в комнату.
       Отец все больше времени стал проводить на работе, по ночам он не спал, все курил у себя в кабинете. Однажды Роза увидела, как он плакал. Это было плохо, значит, мама совсем больна.
 Знать бы ей заранее, что мамина болезнь была не самым большим горем в ее жизни…
       *******************************************
       Как будто кто-то ее толкнул! Роза вскрикнула, просыпаясь. «Что, что? Кто это? Зачем вы меня толкаете?», и громко заплакала. «Тише, тише, помолчи, дочка», умоляюще прошептала бабушка, крепко прижимая к себе внучку. Избалованная девочка, какой и была Роза, единственная и долгожданная дочка, стала вырываться. «Мама, что случилось с мамой? Я хочу к маме! Пусти меня к ней». В голове у ребенка застучала кровь, да так громко, как будто мамин любимчик, старший брат стучал барабанными палочками по барабану.
       Кто это ходит по дому, откуда столько людей в военной форме. Роза побежала в папин кабинет и увидела страшную картину. По комнате разлетались листы исписанной бумаги, папины книги были свалены на пол, все было перевернуто, а ее папа, ее большой красивый папа сидел со связанными за спиной руками на стуле. Роза видела , что ему было очень неудобно сидеть, голова была наклонена к правому плечу. Что это капает с папиного подбородка, какие-то капли рыжего цвета. Она рванулась к отцу, чьи-то грубые руки перехватили ее и резко отшвырнули в сторону. «Уберите ребенка», рявкнул похожий на бочонок человек в гимнастерке. Роза поползла по полу, дотянулась до стула, на котором сидел не обративший н нее внимание отец. Сразу поняла, что выпачкала чем-то жирным руки.
       Откуда у нас жирные стулья, бабушка, татарка, была чистюля: целыми днями она ходила по комнатам большого особняка, вытирала ручки дверей, спинки и ножки стульев и кресел, припевая вечную песню. Девочка посмотрела на свою руку и вдруг отчетливо поняла, что это была кровь отца. Перед ее глазами все закружилось, замелькало, она почувствовала, что летит куда-то , вот и дно пропасти.. Сейчас она разобьется насмерть или проснется наконец-то!
       *******************************************
       Очнувшись, Роза обнаружила себя в маминой разгромленной комнате, увидела братьев, испуганно сбившихся в кучку, а бабушка хлопотала возле мамы. У мамы из рта текла струйка крови, нужно было остановить кровь , а врачи, как потом рассказывала бабушка, отказались ехать к жене врага народа: город-то маленький, плохие вести быстро разлетаются. Во дворе послышался шум, брат – погодок потащил ее за руку: «Бежим во двор, попрощаемся с отцом»
       Они выбежали на улицу и в последний раз в жизни увидели своего отца. Он стоял, окруженный людьми в форме. Он был очень высоким, это, наверное, раздражало его конвоиров, они шпыняли его со всех сторон, пытаясь заставить его пригнуться. Но, даже пригибаясь, он был выше всех этих пигмеев.
       Дети заплакали в голос, отец попытался вырваться из рук охранников, потом стал умолять их разрешить попрощаться с детьми, но напрасно. Тогда он закричал: «Дети, берегите маму и Розу»
       Подъехал черный автомобиль, папу стали заталкивать в машину, а он, несмотря на удары со всех сторон, все кричал и кричал, он уже знал, что больше не вернется и не увидит своих родных: любимую жену, сыновей – опору, любимицу – дочку. Машина долго не заводилась, наконец-то тронулась с места, мальчишки побежали за ней, Роза отстала, она была младшей, намного слабее своих братьев-подростков. Громко плача, она побежала к маме. Мама сейчас все объяснит, мама все знает! Костлявые руки бабушки перехватили девочку у дверей маминой комнаты. «Рауза, балам, туда нельзя, у мамы приступ, нельзя дочка», плача, старая женщина просить Розу не входить в комнату. И вдруг девочку затрясло от страха – а вдруг мама умрет: папы нет, мамы не станет, что будет с ними?
       «Не плачь , балам, там разберутся, папа скоро вернется домой, посмотришь", успокаивающе прошептала бабушка, поглаживая девочку по смоляным кудрям.
       
       ********************************************

       Папа не вернулся, жизнь этой семьи превратилась в ад. Через некоторое время опять такой же поздней ночью, почти под утро, приезжали за мамой, но ее спасло , что у нее опять было горловое кровотечение. Из особняка их выселили в подвал, там мамина болезнь стала прогрессировать: никакой врачебной помощи ей не оказывали: она была женой врага народа. Бабушка с раннего утра ходила по соседям стирать и убирать квартиры, за это ей что-то платили, на эти деньги они и жили.
       Жили в постоянном страхе, что скоро за ними придут. Поэтому всех троих братьев Розы бабушка, продав, часть чудом сохранившихся более-менее ценных вещей, отправила в другой город, Роза увидела братьев только после войны. Родственников, к которым их отправила бабушка, тоже арестовали: время было такое, близкие родственники врага народа. Младший брат отца, у которого была другая фамилия, устроился на работу и забрал мальчишек к себе.
       *******************************************

       Летом маме стало немного лучше. Бабушка уговаривала ее поехать на юг, там тепло, кумыс, там можно излечиться от болезни легких. «Там можно спрятаться от властей, нас могут арестовать в любую минуту», кричала на нее бабушка. Фая , так звали маму, наотрез отказалась, она не могла так уехать, не повидавшись с отцом, не спросив у него, как ей жить дальше- она привыкла жить за его широкой спиной. Как только она смогла встать, она начала ходить в тюрьму, носить передачи. Свиданий с отцом не давали, но принимали передачи, это давало надежду, что он еще жив: бывалые товарки в бесконечных очередях в тюрьме объяснили ей, что значит та или иная фраза в тюрьме, произносимая тюремными надзирателями. Да и судьба не подававших о себе вестей сыновей не давала ей покоя. Образ ее несчастного ни в чем невиновного мужа, оговоренного кем-то неизвестно за что, не оставляли Фаю ни на одно мгновение - ночами она металась по душной комнатке подвала, выходила на улицу и шла в сторону тюрьмы, одна. Надеялась, что муж увидит ее случайно или почувствует, что она здесь. Иногда она брала с собой Розу, и они вместе ходили по этой страшной улице, ждали хоть какой-нибудь весточки.


       ***********************************************
       В этот солнечный сентябрьский воскресный день Фаузия проснулась чуть свет. Кольнуло сердце: «Сегодня, это будет сегодня». Не слушая бабушку, кое-как одевшись, впервые в жизни прикрикнув на замешкавшуюся Розу, она выскочила из дома, чувствуя, что нужно бежать туда, к воротам тюрьмы. «Мама, дайте его одежду, я знаю, его сегодня выпустят». Фая и Роза бежали по улице, лучи солнца расцветили листву деревьев в яркие желтые, красные, багровые цвета. «Роза, посмотри как красиво сегодня. День необыкновенный, волшебный. Сегодня произойдет чудо. Мы увидим папу, увидишь!», щебетала мама как раньше. Роза с удивлением смотрела на нее, как давно она не слышала смех мамы.
       Вот и ворота тюрьмы. Фая долго стучала, сегодня не принимали посылки, у надзирателей тоже был выходной день. Они уже отчаялись дождаться кого-нибудь, но наверное боги решили именно сегодня вставить все правильные значения вместо иксов и игреков в уравнение жизни, поставленное перед Фаей, избавить ее от всех неясностей жизни и бесполезных ожиданий возврата счастливой безмятежной жизни. Заскрипел засов окошка в воротах, выглянуло заспанное незнакомое лицо: Фая столько дней провела в тюремном дворе, столько часов простояла в очередях, чтобы передать жалкий узелок с кое-как собранными продуктами и табаком для мужа, что знала всех тюремщиков в лицо. От неожиданности у нее перехватило дыхание, и она зашлась в кашле, изо рта закапала кровь. Новенький перепугался и не закрыл окошко, как было положено , а нервно закричал: «Фамилия? Что молчишь, я спрашиваю, как фамилия?». Роза подбежала к окошку и назвала фамилию отца. Надзиратель захлопнул окошко. Опять потянулись минуты ожидания. Фая наконец-то откашлялась, вытерла кровь с подбородка:«Осень, Рауза, доченька, не пугайся. Осенью мне всегда становится хуже. Папа сегодня выйдет, и мы сразу уедем на юг, я буду лечиться. Не бойся, дочка».
       Надзиратель выглянул в окошко, не глядя в лицо женщине, опустив глаза, произнес: «Больше сюда не приходи, его уже нет в этой тюрьме, ночью его увезли на этап в лагерь»
«А куда, в какой лагерь? Скажите, я буду добиваться свидания с ним. Нет такого закона, чтобы не дать свидание», - Фая не могла уже говорить, только шептала.
«Здесь написано – ему дали 10 лет без права переписки», ответил надзиратель и захлопнул окошко.
       Фая помертвела лицом, пошатнулась, почти падая, схватила горячей рукой Розу за запястье и прошептала: «Доченька, выведи меня отсюда, мне душно».
До сих пор Роза не понимает, как она, 12-летняя девочка, почти на себе вынесла мать из этого проклятого двора. Мама шептала «Значит сегодня ночью его расстреляли, не зря у меня так заболело сердце. Бедный мой, любимый , свет моей жизни. Никого не было рядом, когда ты умирал, никто не закрыл твоих прекрасных умных глаз. Где ж тебя похоронили? Наверное, как бродягу, кинули в общую яму? ». Слезы катились по ее лицу, она даже не вытирала их.
       «Роза, балам, доченька, у тебя больше нет отца, он умер», вдруг выкрикнула Фая. Ее тщедушное тельце затряслось, она упала как подстреленная, изо рта хлынула кровь. Девочка закричала от ужаса, попыталась приподнять маму и прислонить ее голову к дереву(красивые высоченные горные сосны росли вдоль улицы, приютившей у себя мрачное здание тюрьмы НКВД), но все было напрасно.
       В один день Роза, избалованная единственная и долгожданная девочка, папина любимица, потеряла самых дорогих для себя людей на свете – своих родителей.
 
       ************************************************

 Похоронив маму, они уехали на юг с бабушкой и вернулись в этот город , когда началась война.
       
       ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ


Рецензии
Сауле, дорогая, какая страшная история! А ведь такое случалось во множестве семей.
Рассказ, потрясвюще сильный своей простотой повествования. И эта глава - сама по себе превосходное произведениея, даже без продолжения.
Удачи и хорошего настроения.
С теплом

Илана Арад   19.09.2008 12:25     Заявить о нарушении
Ирада, это правда. Это жизнь замечательной женщины- моей свекрови.
Спасибо за отзыв.
С теплом, Сауле

Сауле Карабаева   19.09.2008 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.