Дрим-тим-экстрим

Рождественская сказка-катастрофа

Если я куда-нибудь собираюсь поехать, вокруг меня немедленно начинают происходить катаклизмы. Как природные, так и геополитические. Среди зимы идет дождь, среди лета – снег, поднимаются цены на продукты питания и стремительно падает индекс Доу-Джонса. На месте всех правительств и народов планеты Земля я бы запретила мне передвигаться во всех направлениях дальше 10 километров от дома. Чтоб только на работу, в магазин, на заправку и обратно. И больше никуда. Потому что вы только представьте себе, что происходит там, куда я наконец-то добираюсь!

* * *
25 декабря на дворе стояло такое миленькое зимнее лето, что в скорый Новый год совершенно не верилось. С утра мы с Яськой (это машина моя такая, ВАЗ-2114, а звать ее Яська) носились по городу и развозили подарки коллегам, партнерам, клиентам и просто знакомым – на предмет поздравить с наступающим. Под колесами весело хлюпало жиденькое месиво из строительной пыли (а квартир все не хватает и цены на них все растут!), отходов алюминиевого производства и прочего бытового мусора. Лаково блестевший с утра вишневый Яськин «комбинезончик» испачкался, захрюкался и сравнялся в колере с окружающей средой. Потом пошел дождик и размазал все это великолепие тонким цеметно-бетонным слоем. А также налился во все дырочки, щелочки и отверстия, щедро оставленные тольяттинскими мастеровыми при сборке автомобиля на конвейере, - ну, чтоб кошка, запертая в салоне на ночь, не только не сдохла, но и могла бы по нужде выйти.

Промокшую и перепачканную, я оставила Яську на стоянке (площадка у соседского гаража – чуть в стороне от торных троп, зато под окном прямо). Назавтра слегка похолодало, и даже стало походить на суровую зиму где-нибудь в Калифорнии, только отсутствие пальм и наличие грязи мешали полному сходству. У меня был день рождения, и по этому поводу за руль я не садилась, а вовсе даже наоборот – тяпнула в боулинге по соседству пяток плебейских коктейлей системы «Отвёртка». В процессе игры, естественно. По этому праздничному случаю прогреть машину хотя бы пару раз за ночь было забыто совершенно…

А послезавтра на город брякнулся мороз. И не так, чтобы ледком прихватило – а сразу за минус 20. Чтоб уж вот зима так зима – и сразу в Сибири. И тут, естественно, мне немедленно приспичило куда-то там поехать по делам, где, как я теперь понимаю, и без меня бы прекрасно обошлись. Но все равно ведь я на Новый год собиралась к родителям – а значит, пора готовиться к поездке.

В общем, стуча зубами, плюхнулась я в салон, ручонкой заледеневшей (с приобретением машины перчатки исчезли из гардероба в неизвестном направлении) вставила ключ в замок зажигания, и…

«Вжик-чик-чик-чик…» - беззлобно огрызнулся стартер. Двигатель вообще признаков жизни не подал. Вот так здрасьте, рыбный день! А ну, еще раз? «Вжик-чик-чик-чик…» - отмахнулся стартер. А еще? «Вжик, едрит твою в карданный вал, чик-чик-чик!» - раздраженно фыркнула Яська и… На одометре высветился пробег: 589 000 км. Ох, и ничего себе, прокатились! Не сходя, что называется, с места. Я похлопала ресницами, зажмурилась и помотала головой. Открыла глаза – нет. Не помогает. Без малого шестьсот тысяч – и никаких вам вшивых компромиссов. И что делать теперь? С таким-то пробегом кто у меня машину купит? Стоп. Продавать вроде не собиралась. Ну что? Рискнем еще разок?
«Вжик-чик-чик-чик-чик-чик-уже-сколько-можно?» - заворчала Яська совсем уже недовольно, и – на, отстань только! – обнулила пробег. Полностью. То есть было родных 44 000 с небольшим, потом мгновенно «новогодних» 589 000, а теперь вот сразу ноль. Оркестр, тушь! - с конвейера сходит девушка Яся Автовазова, ноября 2005-го года рождения, до конца 2007-го года дожившая невинным агнцем с нулевым пробегом. Расскажи кому – не поверят: люди перед продажей специально жульничают, а тут машина без моего участия все вопросы решила задолго до принятия мною решения о ее продаже. Дары волхвов, буквально.

* * *
Ну, так и что? А то. Вот оно то самое. В смысле: честь и хвала авторизованному центру красноярской компании «Автомир», где мне на правах гарантийного обслуживания готовили машину к зиме. Всё, во что я не забыла ткнуть пальцем, конечно, сделали: сменили масло в двигателе, прокладки какие-то куда-то, фильтры – воздушный, топливный и масляный. Ну и всё… А зачем что-то еще проверять, куда-то еще заглядывать? В обязательный же список проверка аккумулятора же не входит. А клиент, заплатив энную сумму, укатил на своей тачиле, пребывая в уверенности, что доверил свою машину специалистам гарантированного класса… Они, может, и специалисты. Но – наши. Расейские. И в данном случае это – обязательное уточнение. Аккумулятор же Ясин, честно отработав два с небольшим года, меж тем требовал доливки и зарядки, и, не дотребовавшись, просто «не потянул»… «Ну, не шмогла я, не шмогла…».

Потом при помощи дядьки-таксиста с соседней стоянки мы приобрели новый аккумулятор. Потом с помощью того же доброжелательного дядьки его поставили на отведенное конструкцией место. Побросали в автомобильку новогодние гостинцы, фейерверки, наряды и бутерброды – и понеслись в даль светлую, расположенную по адресу: город Абаза, Республика Хакасия, 650 км в одну сторону через три перевала.

* * *
Про Новый год рассказывать особо нечего: вот уж лет примерно так 20, как празднование Нового года в моей жизни особым разнообразием не отличается. Ну, количеством гостей, пару раз – местом (как-то раз даже в бане пришлось встретить, ввиду выхода из строя системы отопления в нанятом на праздник коттедже, но это – отдельная история).
Был тазик оливье (и ведь нарочно накрошили целый тазик – чтоб всё, как у людей!), мясо на горячее, мамин традиционный холодец (ну никто его так не готовит, как она!), тортик и запуск праздничного фейерверка в огороде со съемкой оного процесса на кинокамеру, прикупленную семье в подарок к празднику. Пять минут съемки, впрочем, больше напоминают сюжет о вылазке боевиков темной ночью в Хасавюрте где-нибудь: муж отправился работать пироманом на середку огорода, а я тем временем осваивала киносъемочный процесс. В результате удалось запечатлеть: тёмную ночь, потом еще раз тёмную ночь, потом соседский забор, потом хаотичные вспышки и грохот, потом вопли «Ой-ой-ой», автоматную очередь, прошивающую темноту, и напоследок – последний залп 25-зарядного фейерверка. Получилось отличное видео для местных новостей, а то у них там от местного телевидения даже простокваша плесенью покрывается – до того весело и интересно работают ребятишки.

* * *
Назад собрались ехать 5-го января. Пораскинули утлыми после стольких дней праздника мозгами и порешили, что очень удобно: день едем, день отсыпаемся – а тут и Рождество. Накануне морозец в тех кисельных краях всю дорогу стоял приличный: минус 25, к ночи – чуть покрепче. Яську обычно за ночь пару раз прогревали – и по утрам она заводилась совершенно ровненько – с новым-то аккумулятором! А тут, накануне отъезда, посмотрев на градусник, придумали этого не делать. Не греть, в смысле… потому как до минус 25 она у нас и без прогрева завсегда прекрасно заводилась. Нет, ну люди мы, конечно, мудрости немеряной – но сейчас-то уже что сокрушаться? На уме расклад был вполне реальный: утром, часиков в 10, прогреть машину, съездить на заправку, долить бензинчику в бак и в канистру накачать на всякий случай. И часиков в 12 пополудни отбыть себе в краевой стольный град – при всех моих навыках (не первый уж раз по маршруту езжено!) делов часов на 8-9, так что к вечеру явимся, поужинаем, как белые люди, в телек полюбуемся…

…Ночью гавкнуло минус 37.

Яся, нервно вжикнув стартером, обиженно поджала губы и замолчала. Вы со мной так? Ну и я с вами не лучше! Ее уговаривали, убеждали и упрашивали, под двигатель задвинули самодельный папиков ТЭН, который на таком морозе, правда, и сам-то себя с трудом обогревал. Под капот натолкали «грелок» - пластиковых бутылок с горячей водой. Укутали всю эту конструкцию одеялом. Воду периодически меняли на более горячую, но Яся уперлась всеми четырьмя колёсиками и еще немножко рогом – и заводиться категорически не хотела. Сдалась только к половине четвертого.

Что делает умный человек, понимая, что затея с поездкой немножко провалилась, что на дворе зима, день короче воробьиного носа и мороз минус 30, что ехать через степи, леса и прочие «долины ровныя», где от жилья до жилья по сотне километров приключается местами? Умный человек переносит поездку хотя бы на завтра, каждый час прогревает обиженную машину, кормит ее хорошим бензинчиком, ночует в тепле и с утреца по холодку уже и отчаливает…

Среди членов нашей «Дрим-тим-экстрим» умных не нашлось. Что подтвердилось тут же, на выезде из старорежимных амбарно-паровозных ворот, в которые до этого было въехано неоднократно и выехано не меньше – и всякий раз без ущерба. Но не в этот раз. Потому что затянутые изморозью все имеющиеся зеркала видимостью похвастать не могли – и в результате с левой стороны зеркало вообще повисло, обломившись о воротину… Последнее совещание. Беглый опрос общественного мнения. В общем, решили, что все равно зеркало было затянуто льдом, что, по большому счету, не в Москву едем за пять тысяч километров, так что откладывать старт не будем.

В 16:00 вырулили с родимого подворья и понеслись с предписанной знаками скоростью «40» в сторону цивилизации. На выезде из городка свернули к АЗС – всё по плану! В бак, значит, 20 литров, да в канистру столько же, в общем, посчитали, оплатили, канистру подготовили, кнопочку на колонке нажали. Когда в бак налилось «по рисочку», сработала отсечка – ну и я, естественно, пистолет-то из бака вынула… А сработал, как выяснилось незамедлительно, только звук отсечки – а сама она, видать, на каникулы подалась в теплые страны… И из этого пистолета внеплановым новогодним фейерверком по борту Яськи туго врезала струя бензина. И если бы только по ее борту! Смердящий нефтеперегонным комбинатом фонтан, ударившись о металл, отрикошетил не куда-нибудь, естественно, а прямо на меня. И стою, вся такая красавишна: с головы до ног в горючем, со стреляющим в пространство пистолетом от заправочной колонки… Осталось сесть в салон и закурить – и праздник удался на славу!

Вернуться бы охламонам, переодеться, постирать одежонку захимиченную, поужинать – и баиньки. Так ведь нет же… Вырулила за город, не выходя из-за руля, стянула с себя насквозь промокшие и ядовито смердящие брюки и куртку, перелезла в теплую флисовую голубенькую пижамку (а ничего серьезнее потому что при себе не было – не в вечернем же платье, к новогоднему столу использованном, рулить по трассе-то посреди зимы и ночи!). Побалтывая левым полуоторванным зеркальцем и чихая от миазмов, плотно оккупировавших салон, мы с Ясей продырявили сгущающиеся сумерки и взяли курс на Красноярск…

* * *
Светлого времени суток нам природа по доброте душевной отмерила ровно час: вползти в не самый простой Таштыпский перевал, добротно усыпанный гравием поверх клинически чистого льда, и сползти с него в раздольные хакасские степи. Светлым время суток было весьма условно: представьте себе зимние до-о-о-олгие кисельно тянущиеся сумерки, солнца уже нет, но и тьма «со Средиземного моря» город Ершалаим еще не накрыла… В салоне бензином смердит нечеловечески – как ни завязывали мы пакет с испачканными тряпками потуже, все равно тянет. Но мне-то, уже минут сорок, а то и час, как вынужденной токсикоманке, уже все эти неприятности как-то поровну. Голова, конечно, побаливает, но настроения этот факт не портит. Рулю себе, песенки напеваю, сигаретку в открытое для профилактики взрыва бензиновых паров окно покуриваю. Красота!

* * *
А ночь меж тем всё ближе, сумерки всё гуще, мрачное, волдырями снежных туч покрытое небо – все ниже. Ровно через час от начала путешествия, на самой границе «лысостепи» со степью окончательно лысой, небушко разверзлось и полетели на Яськину вишневую голову громадные размером и обильные количеством хлопья снега. Дальний свет пришлось переключить на ближний – все равно снежная стена экранирует и ничего, дальше метра перед капотом, впереди не видно. Так, театральный спецэффект: бело-голубой занавес и на нем – два круглых солнечных зайчика размером с крышку от ведра.
Стремительно ползем в никуда, периодически натыкаясь на дорожные знаки: это я уже съехала с дороги и направляюсь куда-то в даль светлую, но совсем не в ту, в которую планировала. Натыкаемся, конечно, исключительно метафорически, с такой скоростью я их успеваю увидеть раньше, чем врезаться.

А есть, меж тем, в русских селеньях, потонувших в чертовой пелене, героические герои, которым такое положение вещей – сущий пустяк. Периодически из белесой тьмы навстречу Яське вылетают МАЗы и КамАЗы, длинномерные фуры, и, обдав нас облаком снежных завихрений, исчезают, как будто и не было их никогда. А мы, конечно, вынуждены притормозить, потому как видимость совсем прекращается, даже относительная: в ветровом стекле просто отражается моё слегка озадаченное лицо – и больше в нем ничего нет.
Так ладно – навстречу, нас еще несколько машин и обогнать умудрились! По встречной, по встречной, где за каждым новым ударом снежной бури совершенно невозможно различить, свободна она, эта встречная, или там подкрался незаметно очередной длинномерный большегруз… Эх, безумству храбрых споём мы песню… И хорошо, если после своего безумства эти храбрые смогут ее услышать.

* * *
В общем, чапаем. Где чуть быстрее, где помедленнее, собственно говоря, никто уже никуда не торопится – часом раньше, часом позже, уже роли не имеет и значения не играет. Буря все бушует, поземка все метёт, где там небо, где земля и где какие части света – в принципе, неизвестно. Но закон всемирного тяготения четко даёт понять: земля всё же пока внизу. А всё, что выше обуви – это и есть всё остальное. И только опоры дорожных знаков наводят на мысль, что автомобиль с нами вместе движется в каком-то цивилизованном направлении. Сами знаки уже ни на что не наводят: изображения залепило снегом и рассмотреть, что там за закорючка осталась на виду, а также догадаться, о чем она вещает водителю, практически невозможно. Ясно лишь одно: чего-то вещает, следовательно, максимально снижаем скорость и бдим, чтоб не пропустить изгиб дороги, ограничение какое или иное предупреждение. Так, бдя, потихонечку и кочуем.

* * *
Время идет, километры летят (хотя, скорее, ползут), вот мы уже и Новоселовский пост ДПС проехали – осталось нам из всего этого круизного великолепия 250 км отмерять. И всё в горку. Где поровнее, где покруче, где с противными крутыми изгибами – но все же степь закончилась, а по сторонам гипотетической дороги появилась кое-какая древесная растительность, тоже залепленная снегом, но от нее, от растительности, хоть мало, да все же свет отражается. То есть вполне можно ориентироваться в пространстве.

И тут с горочки, навстречу нам, из буйного январского молока выплывает «воровайка» - грузовичок-головастик. Несообразное это автосущество моргает аварийками, перебирает дальним и ближним светом и бибикает истошно, в общем, ведет себя глубоко неадекватно.
- Какой холеры этому паразиту надо? – недоумеваю я вслух, параллельно проверяя, где набедокурила: да всё у меня в порядке, и свет у меня не дальний (эту заповедь я свято чту и встречных порядочных водителей лупить по глазам «дальнобойным лазером» никогда и ни за что не буду). Повротники не горят, аварийка тоже, все системы функционируют нормально, так какого лешего?!
А скорость, между тем, снижаю – не могу же я одновременно башкой вертеть, приборную доску изучать со тщанием и лететь при этом по переметенной снегом трассе в «проливной снегопад» с бешеной скоростью 50 км/час? И слава Богу…

Потому что на этой самой горочке, в которую мы забрались уже с «тридцаткой» на спидометре, поперек дороги – ДТП из трех машин. И стоят они перпендикулярно движению в шахматном порядке – то есть вот так, не зная, не ведая, ровненько в какую-то из них со всей дури бы и вмазались. Дай тебе Бог здоровья, мил человек – водитель «воровайки»!

Тормознули, сбегала я прямо в своей голубенькой пижамке к потерпевшим – не надо ль чем помочь? Да нет, все живы и целы, пострадало только железо, вызвали уже специалистов по всем сопутствующим вопросам – спасибо, в общем, езжайте дальше. «Виновник торжества», судя по всему – водитель «Волги», стоящей аккуратно поперек дороги, - мужик в районе «полтинника» возрастом и… пьяный в умат. Такие вот еще герои попадаются…

Едем дальше. Снежная буря притихла – но нарисовалась другая головная боль: дорога стала извилистой и периодически прямо из-за поворота по нашей полосе движения то и дело обнаруживаются переметы высотой по полметра… Влетишь вот в такой неосторожно – и либо заглохнешь, что еще куда ни шло, либо понесет тебя по Питерской, как тот теннисный мячик – и никому не ведомо, куда вынесет. Объезжать только по встречке, в тихой надежде, что из-за следующего поворота не вылетит очередной героический герой на каком-нибудь бронестранспортере.

* * *
Перефразируя Чебурашку, можно сказать: «Мы ехали, ехали – и, наконец, приехали!». Не так, правда, чтобы совсем в пункт назначения – но в поселок Бирюса, от которого до родного дома буквально рукой подать, то есть меньше ста километров. И тут у меня приключилось острое нежелание переть эти километры через Дивногорск. А потому что от Бирюсы до Дивногорска – змеящаяся между гор дорога, изобилующая дятлами-любителями обгона по встречной, а после Дивногорска – не самый развлекательно-отдыхательный перевал… И хотя на дворе ночь темная и давно уже, на самом деле, за полночь, но мне уже было абсолютно все равно, проехать километром больше или меньше… В том смысле, что от Бирюсы есть в краевой центр теперь и другая вполне приличная (по словам очевидцев) дорога – без всяких перевалов и дятлов, и с одним пока что только недостатком – она не заасфальтирована полностью. Но скажите на милость: какая мне разница, заасфальтирована ли дорога, скрытая под толстым слоем снега?!

Увидев нужный указатель, мы робко сунулись на неведомые дорожки, пытаясь рассмотреть на них «следы невиданных зверей», сиречь – хоть какие-нибудь следы, свидетельствующие о том, что край этот обитаем… И тут немного впереди нас на ту же тропочку глухую свернула другая автомобилька – и понеслась…

Я, конечно, тут же пристроилась автомобильке в хвост, рулю, радуюсь «провожатому», который идет уверенно – явно дорогу знает. А дорога вполне так ничего себе – грейдером расчищена, песочком подсыпана, по бокам вместо отбойников – горы снега под два метра. Красота, да и только. И такой красоты, судя по редким и еле различимым в темноте указателям – 38 километров. Еду я, довольная, периодически включаю дальний свет, чтобы надписи на щитах и картинки на знаках рассмотреть, уже и осмелела, и скорость прибавила… И тут «провожатый» мой, темная «четверка», делает резкий рывок вправо, его там у самого сугроба мотыляет, и он почти останавливается – а мы с Ясей гордо пролетаем мимо него, рассыпая за собой веер снежных брызг… И только секунду всего видим прижатые к стеклам, почти расплющенные о них, насмерть перепуганные лица трех мужиков…

Бедные они, бедные! Ехали себе на своей мобильке, никого не трогали, свернули темной ночью на малоезжую дорогу – и вдруг за ними резко рванула самая что ни на есть бандитская девятка! И несется, супостат, в тайгу загоняет, на самый хвост сел – и мигает, зараза, дальним светом, мигает, требует остановится!!! Вот ужас-то!

До дому добрались почти в два часа ночи. Уже без приключений – тихо, мирно и спокойно.

Фото: gonewiththewin.com


Рецензии
Так понимаю, уважаемая Галина, посвящается любителям и ценителям экстрима, "а ля американские горки"?! Восхищён мужеством в пути и смелостью во время принятия решений. Поздравляю с удачным завершением Див-ралли! Хвала отечественному автопрому, который выдерживает нагрузки, схожие с пробегом Париж-Дакар!))) Всего наилучшего! Всех благ!

С уважением!
Дмитрий

Дмитрий Борисович Тихонов   22.07.2008 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий! Мы с Ясей тут уже в очередное путешествие сгоняли:) Буквально личная кругосветка в одном отдельно взятом регионе:) Как только устанкаю впечатления - тут же и оповещу общественность, как оно - проехать 21-й километр по дороге системы "Американское горки":)))

Галина Кошкина   19.08.2008 09:54   Заявить о нарушении