Туристы, равняйся, смирно, пересчитайся!

Люблю туризм. Но еще больше тех, кто организует его. Ну, а тех, кто создает условия для поездок, просто обожаю. Вот сегодня случайно на сайте национальной туристской администрации (НТА), именуемой как Национальная компания «Узбектуризм», обнаружил «Положение о порядке въезда и выезда туристов в Республике Узбекистан», которое было утверждено милиционерами, чекистами, спасателями и зарегистрировано юстицией. Хороший документ, так и пахнет пылью бюрократизма и шпиономанией.
Казалось бы, поездки – это частное дело гражданина. Ан-нет, это, прежде всего, безопасность... государства и полный контроль за теми, кто приехал, и теми, кто умотал из страны. Может, я излишне критичен? Может быть, но неприятный осадок остался... Итак, что же написано в этом документе?

Дело в том, что все турфирмы обязаны подавать списки приезда иностранных туристов в «Узбектуризм» - зачем это нужно НТА, ведь все лица заранее проверялись СНБ до въезда, или у «Узбектуризма» есть свои «черные списки»? К чему маршрут туристской группы, если он ранее был сертифицирован этой же кампанией? Или, специалисты подозревают, что по пути иностранцы заглянут на военные объекты, запретные зоны или туда, где были какие-то события, неприглядные для республики – например, в Каган?
Подавать нужно до 5 дней до прибытия туристов. Представляете себе такую ситуацию: туриста заманили рекламой (а бабки на это требуется немало), он дал деньги за турпакет, ему купили билет, зарезервировали гостиницу, транспорт, выдали визу, а тут «Узбектуризм» ставит шлагбаум: нет, не пустим, не хотим этого человека. Как думаете, кто будет платить неустойку ? Кто пойдет на суд, если обиженный и разозленный человек потребует кроме возвращения денег еще и моральной компенсации?

Нужно также «сопровождать туристов на всех маршрутах до окончания поездки». Представляете, в группе 15 человек, и один турлидер должен бегать с ними все время, причем, как это сделать, если они разбредутся по Алайскому или Сиабскому базарах? Раздвоить... пардон, разпятнадцатериться? А если у них предусмотрено свободное перемещение, то есть без экскурсовода? Шпионить, тихо-тихо так, чтобы те не заподозрили, что идет слежка... А вдруг те встретятся с «нежелательными» гражданами Узбекистана, к слову, с правозащитниками, и услышать правдивые истории об Андижане? И не зря же в Положени есть такая вводка: «предоставляют, в необходимых случаях, сведения об иностранных туристах правоохранительным органам». То есть, стучите господа, стучите...
Интересно также: «...обеспечивают пребывание туристов на территории республики в течение установленного срока и своевременный выезд их с территории республики после окончания срока...» Как могут они обеспечить их пребывание? Если вопросы их пребывания регулируются МИД (виза) и СНБ (пересечение границы, предварительное рассмотрение заявки по базе данных), а также МВД (регистрация)?

Ладно, а теперь насчет отъездов отечественных граждан. Оказывается, и этот процесс нужно согласовывать в НТА. Нужно подавать списки в «Узбектуризм», а также документы:
- виза принимающего государства;
- туристические путевки, переданные туристами;
- авиабилеты;
- документ, подтверждающий страхование туристов (страховой полис);
- документ туристической организации Республики Узбекистан, отправляющей туристов в зарубежное путешествие, гарантирующий их обслуживание за рубежом ее сопровождающим.
Речь идет об оригиналах документов. Не пойму, если у каждого туриста есть виза в паспорте, то нужно собрать все паспорта? Если турпутевки и авиабилеты уже у туристов, то вернуть обратно? Если каждый страховался по-разному и в разных страховых фирмах, то тоже затребовать для «Узбектуризма»? Не многоль всего требуется? А ведь даже наличие этих документов ничего не гарантирует: ни несчастье, ни безопасность от террора...

Интересно, а если в списке НТА есть нежелательные лица, то турфирма обязана отказать человеку в его путешествии? На каком основании? Что «Узбектуризм» не согласился с поездкой граждан ина «А» в Египет или Турцию, так как считает это нецелесообразным, – а это следует воспринимать как закон?
Оказывается, «Узбектуризм» может отказать, если отсутствует лицензия, разрешающей деятельность в сфере туризма; истечен срока договора с иностранными партнерами или отсутствует договор; представлены фиктивные документы. Представляете, чтобы в компанию приходили документы от фирмы, которая не имеет лицензии на туризм, – разве не бред? Кто захочет «светиться» своей незаконностью... И как НТА определит фиктивность документов? У нее есть лаборатория для этого?
Ладно, если туристы вернулись домой, то турфирма должна об этом проинформировать «Узбектуризм». А если кто-то там остался, не захотел вернутся в страну с великим будущим, то об этом НТА сообщит СНБ, и начнутся следственные дела в отношении росдственников беглеца...
И еще: «Лица, виновные в нарушении законодательства о туризме, привлекаются к ответственности в установленном порядке». То есть, дрожи, турфирма, «Узбектуризм» разозлился не на шутку!

P.S. Ниже приводится документ:

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке въезда и выезда туристов в Республике Узбекистан

„УТВЕРЖДЕНО“
Постановлением НК "Узбектуризм" от 13.09.2004 г. N 23, СНБ от 29.10.2004 г. N 9/1005, МВД от 27.09.2004 г. N 7 МЧС от 15.09.2004 г. N 1/5/4-622, зарегистрированным МЮ 03.11.2004 г. N 1421

(Настоящее Положение утверждено на государственном языке. Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами газеты "Налоговые и таможенные вести" и ООО "Norma-Hamkor" и носит информационный характер. При возникновении неясностей рекомендуется обращаться к тексту нормативно-правового акта.)

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке въезда и выезда туристов в Республике Узбекистан

Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "О туризме" и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июля 2004 года N 360, другими действующими нормативными актами по туризму, в целях оказания гарантированных услуг во время туристических экскурсий по Республике Узбекистан, обеспечения порядка оформления туристов, выезжающих в зарубежное путешествие, защиты прав иностранных туристов во время их пребывания в республике, а также прав граждан Республики Узбекистан во время их зарубежных поездок, обеспечения их безопасности, гарантированного местопроживания и своевременного возвращения из зарубежной поездки.
 
I. ПОРЯДОК ПРИЕМА ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ
 
1. Независимо от формы собственности, туристические организации представляют в Национальную компанию "Узбектуризм" справку о въезжающих на территорию Республики Узбекистан иностранных туристах, по форме согласно приложению, не позднее 5 дней до их прибытия.
 
2. В справке должно быть указано:
 
а) количество прибывающих туристов, из какой страны они приехали, сведения о лице из принимающей организации, которое будет их сопровождать;
б) государственный номер транспортного средства;
в) маршрут и сроки передвижения туристов с указанием мест проживания и питания на территории Узбекистана.
 
3. В целях обеспечения безопасности туристов и предотвращения возможных несчастных случаев туристические организации, принимающие туристов, осуществляют нижеследующие меры:
 
а) встречают иностранных туристов в аэропорту, на вокзале и в других местах въезда, размещают в гостинице, указанной в справке, и осуществляют их соответствующее оформление;
б) сопровождают туристов на всех маршрутах до окончания поездки;
в) обеспечивают пребывание туристов на территории республики в течение установленного срока и своевременный выезд их с территории республики после окончания срока;
г) получают надлежащую информацию из соответствующих управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям перед выездом иностранных туристов в места повышенной опасности;
д) обеспечивают, по согласованию с соответствующим территориальным управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, путешествие по определенным безопасным маршрутам;
е) информируют туристов о возможных источниках опасности, связанной с особенностями намеченного маршрута и действиями самих туристов, а также обеспечивают их безопасность;
ж) предоставляют, в необходимых случаях, сведения об иностранных туристах правоохранительным органам;
з) содействуют соответствующим государственным органам в обеспечении соблюдения иностранными туристами установленного порядка при переходе ими пограничной территории.
 
4. Принимающая туристическая организация разъясняет иностранным туристам необходимость соблюдения правил безопасности, порядка нахождения в Республике Узбекистан, требований экологической безопасности, санитарии и гигиены, уважения национальных обычаев.
       
II. ПОРЯДОК ОТПРАВЛЕНИЯ ЗА ГРАНИЦУ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КАЧЕСТВЕ ТУРИСТОВ
 
5. Отправление туристов в зарубежную поездку осуществляется после согласования с Национальной компанией "Узбектуризм". Туристическая организация представляет нижеследующие документы:
- список туристов с указанием руководителя группы (список представляется не позднее 3 рабочих дней до их отправления);
- виза принимающего государства;
- туристические путевки, переданные туристами;
- авиабилеты;
- документ, подтверждающий страхование туристов (страховой полис);
- документ туристической организации Республики Узбекистан, отправляющей туристов в зарубежное путешествие, гарантирующий их обслуживание за рубежом ее сопровождающим.
 
6. Национальная компания "Узбектуризм" на основе документов, представленных туристической организацией, в течение двух дней со дня подачи документа дает свое согласие или мотивированный отказ по поводу отправки туристов за рубеж.
Туристическим организациям может быть отказано в следующих случаях:
- отсутствия лицензии, разрешающей деятельность в сфере туризма;
- истечения срока договора с иностранными партнерами или отсутствия договора;
- представления фиктивных документов.
 
7. После возвращения туристов из зарубежного путешествия руководитель туристической организации в течение недели представляет в Национальную компанию "Узбектуризм" информацию о возвращении туристов.
 
8. Лица, виновные в нарушении законодательства о туризме, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
http://www.uzbektourism.uz/ru/section.scm?sectionId=16513


Рецензии