Парень на выданье

История молодого человека со звездной фамилией

Поклонники Эдиты Пьехи прекрасно помнят маленького Стаса. Эдита Станиславовна объявляла на концерте: «А сейчас сюда выйдет мой любимый мужчина!» На сцене появлялся карапуз в аккуратненьком костюмчике, и в зале повисала долгая пауза. Зрители соображали, хлопать им, или смеяться... Эдита Пьеха и сегодня любит об этом рассказывать, и как 20 лет назад, ее лицо светится влюбленной улыбкой.
Мама Стаса – певица Илона Броневицкая, в проявлениях материнской любви рассудительна и спокойна. На просьбу поделиться воспоминаниями о первых годах жизни сына, Илона отреагировала весьма нестандартно:
- Я не храню локонов и первых зубиков!

Таракан и душа
- Все дети в раннем детстве похожи, - пояснила Илона, - Стас был как все. Нормальный ребенок, который играл с машинками и слушал пластинки со сказками. Что в этом интересного?
А интересное, то есть собственно история Стаса Пьехи как личности, началось в четыре года.
- Одна моя подруга стала читать Стасику «Мастера и Маргариту». Я спрашивала: «Зачем?! Он же все равно ничего не поймет!» А она сердилась: «Это ты сама ничего не понимаешь».
Любимым героем пятилетнего Стасика был… таракан из одноименного стихотворения Николая Олейникова. Сюжет такой… Несчастное насекомое посадили в стакан, а затем заживо распотрошили: «…Он бы смерти не боялся, если б знал, что есть душа… - декламировал Стасик. - Но наука доказала, что душа не существует, что печенка, кости, сало - вот что душу образует…»
Душу Стаса, как говорит его мама, образовывали умные книжки и хорошее кино. В 11 лет, например, Стасик посмотрел фильм «Пролетая над кукушкиным гнездом». (Главный герой попадает в психушку в надежде избежать тюремного заключения, но оказывается не «в формате» заведения. Фильм о духовной свободе, история бунта против системы подавления каждого отдельного человека. – Ред.).
- Это достаточно сложный фильм, даже для взрослого. Но Стасик очень остро его воспринял… Он был потрясен. Потом он поехал в детский лагерь и взял с собой кассету. Хотел своим открытием поделиться. А вышел скандал и драка: ему сказали, что фильм нудный… Он начал этот фильм защищать… Обидно, конечно, что дети ничего не поняли. Но я была рада за Стаса. Понимать и ценить настоящее, умное искусство не каждому дано…

«Главным буду я!»
- Это ведь был не единственный конфликт в жизни Стаса, говорят, что он был трудным подростком?
- В каком-то смысле, да. Дрался, срывал уроки, вообще в школу не ходил… Учился не очень. Не потому что дурак… просто не хотел.
До школы Стас много кочевал по городам и весям бывшего СССР – и не только с бабушкой. Исполнительская карьера мамы набирала обороты, она переехала из Ленинграда в Москву, чтобы иметь больше возможностей, и разрывалась между концертами, гастролями, домом... (Отец Стаса покинул семью, когда сыну исполнился годик). Когда пришло время отдавать Стаса в школу, Эдита Станиславовна предложила, чтобы внук переехал к ней в Питер – у нее, по крайней мере, была домработница, которая могла за ним присматривать... Так избалованный всеобщим вниманием ребенок внезапно остался бесхозным.
 «Я помню первую запись в моем дневнике… - вспоминает Стас, - ребята играют в футбол... Я привык, что меня везде любят и ценят мое присутствие… я сразу же вписался… Смотрю, а на меня никто не играет… Я был удивлен этим фактом, и я поднаехал, отобрал мяч, со словами: «Я буду главным!» После этого меня начали бить».
- Стас хотел быть лидером, - просто говорит Илона.
 «У меня круг общения был Центральный район, в Питере... – говорит Стас. - Вот, где были авторитеты и люди, которые меня за авторитета считали…»
Поддерживая авторитет, Стас, бывало, и в милицию попадал. О его «подвигах» ходили легенды. Говорили, что внук Пьехи ходит с пистолетом, и что в восьмом классе он ушел в запой... Питерцы очень жалели Эдиту Станиславовну. Тем более, что долговязый и угрюмый подросток уже мало напоминал того конфетно-карамельного малыша.
Вдаваться в подробности о тех временах Илона не захотела, сказала только, что никакого запоя не было, а вообще… просто «был у Стаса такой период».
- Был такой период…Он носил футболки с развороченными мозгами, слушал «ГроБ», «Волосатое стекло»… («Я помню себя ребенком в песочнице, лепящим куличи. Теперь я на бабе вонючей и потной и детство иди свищи…» - песня из репертуара группы «Волосатое стекло» - ред.). Эдита, когда в комнату к нему входила – в обморок падала.
Илона приняла волевое решение...

Чуть не стал Наполеоном...
 «Лет до 17 я куролесил, - вспоминает Стас. - Пока родственники не поняли, что могут меня потерять. Меня вывезли в Москву и закрыли «под арест» в Барвихе - отняли все телефоны, вещи, пресекли все связи с внешним миром. Два года мне насильно полностью меняли сознание».
Анализируя сегодня себя тогдашнего, Стас Пьеха делает весьма интересный вывод:
«…у человека популярного, как моя бабушка, много и завистников, и доброжелателей, и вся негативная и позитивная информация материализуется вокруг фамилии. Вот и меня сразу по башке стукнуло».
Дело в том, что Пьехой Стас стал только в четвертом классе, по настоянию бабушки – чтобы фамилия не умерла. До этого Стас был, как и его отец Пятрас, Герулисом, что по-литовски означает «хорошист» или «умница» и особых хлопот родным не доставлял. Быть внуком САМОЙ Пьехи почетно и очень ответственно – об этом ему говорили. Наверное, слишком часто, вот «по башке и стукнуло»… Впрочем, «стукнуть» могло и посильнее.
- Говорят, что вы хотели назвать сына Наполеоном?
- Хотели. В честь двоюродного деда (по отцовской линии – ред.). Наполеонас Герулис был очень достойный человек. Но Эдита отговорила...
«Спаибо бабушке! – благодарит Стас. - Наполеон Пьеха - это вообще палата № 6...» Маме спасибо – за то, что помогла «мозги вправить». Как только Стас вернулся к своим книгам и фильмам, сам собой запустился процесс его очищения. «Никуда я практически не выходил, не тусовался, - говорит он. - Я обливался холодной водой, перечитал всего Кастанеду, освоил профессию парикмахера...» А самое главное – он всерьез увлекся музыкой.
- Представьте, после «Волосатого стекла» - Муслим Магомаев, хор Александрова… Он стал слушать мастеров вокала…
Что было дальше – все знают. «Фабрика», дуэт с Валерией, и взлет на верхушки хит-парадов.

Все по-взрослому
Некоторые молодые дарования после Фабрики плачут, мы с вами видели по телевизору... Плачут по разным причинам, у каждого своё…
«Если честно, даже я… - признался Стас, - ни с того ни с сего... Меня ломали на «Фабрике», и очень серьезно… Учитывая мое положение в детстве, когда все вокруг бегали... вот шоколадка, вот еще что-то. Кто что в рот положил, то я и жевал, и то не всегда, иногда выплевывал... Я понимал, что все вокруг для меня и ради меня...»
Шоколадки кончились. Теперь все по-взрослому. И что будет дальше – вопрос.
- Говорят, что природа отдыхает на детях. Природа не отдыхает, потому, что она не человек! – рассуждает Илона. - А почему из одного человека получается звезда, а из другого нет – на этот счет у меня существует собственная теория... Теория наличия компонентов. Их четыре: актерские данные, внешность, вокал и карьерность. Звезда получается только при наличии всех четырех компонентов. У Пугачевой - четыре.
- А у Стаса?
– Тоже, только развиты они еще, понятно, в гораздо меньшей степени, чем у Пугачевой. Ему еще нужно много работать над собой. Но он это знает. Поэтому я в него верю...
****
Стас живет в Москве. Мама, сестра и отчим – за городом. Бабушка по-прежнему в Питере. Стас один и, по словам мамы, у него даже нет любимой девушки. (И вообще он влюблялся в своей жизни два раза только, причем в первый раз в пять лет).
Стаса давно никто не контролирует: в 24 года, это было бы просто смешно… И некоторые злопыхатели ожидали, что после «Фабрики» Стас «зазвездит» вовсю. Не угадали. Плохого и гадкого мальчишку он «включает», только когда нужно отпугнуть назойливых поклонниц, ведущихся на лейбл «фабриканта». Девчонки обижаются. Говорят, что он злой... а некоторые даже считают, что он в детстве объелся женской любви, и любить сам не способен... Никого.
Но однажды Стаса спросили, на какой вопрос он бы никогда не ответил маме?
 «Ты меня любишь?» Она и так знает. – Ответил он. - Вслух я такое не говорю.

***
КОГДА БЫЛ СТАСИК МАЛЕНЬКИМ…
Вспоминает мама.

Чудо-юдо Рыба-кот
Маленький Стасик пошел в детский сад. Воспитательница показывает детям картинки и просит сказать, что на них изображено. Доходит очередь до кошечки.
- Детки, кто тут нарисован?
- Ки-и-иса… - хором тянут детки.
А Стас громче всех:
- Ры-ы-ыба!
- Ну, какая же это рыба, Стасик, - уговаривает воспитательница, - это кошечка.
- Рыба!!! – доказывает Стасик, и даже ревет от обиды.
Так его и не переубедила воспитательница. А когда за Стасиком пришла мама, спросила:
- Ваш сын… э-э-э… слегка недоразвитый?
Дома все очень смеялись. И даже любимый кот Стасика, которого так и звали: Рыба, улыбался в усы.

Соскучился по общению
Однажды мама взяла Стасика с собой на гастроли. В городе Днепропетровске они поселились в гостинице, а потом вместе пошли в универмаг. Ходили, ходили, а потом мама смотрит: нет Стасика! Стали его искать с милицией. Спрашивали у всех людей:
- Вы не видели маленького мальчика в трусиках и маечке?
- Нет, - отвечали люди, - не видели.
Мама испугалась и заплакала. А потом приходит в гостиницу, а Стасик там. Сидит на скамеечке, и с горничными болтает.
- Мне было скучно в универмаге, - сказал Стасик, - и я решил пообщаться с людьми...

Социалистическое воспитание
Один раз мама и Стасик зашли в универсам рядом с домом. Набрали в корзинку продуктов, и мама стала в очередь к кассе. Стасику очередь сразу же надоела, и он спросил у мамы, почему они не идут домой?
- Что ты, - сказала мама, - прежде нужно деньги заплатить.
Стасик очень удивился, и сказал:
- А я думал, все можно просто так брать, без денег…
Как честный мальчик, он рассказал маме, что когда он гулял во дворе и вдруг чувствовал, что проголодался, то сразу шел в универсам и брал то, что ему хотелось скушать. Стасик пообещал маме, что больше так не будет. Свое слово он держит до сих пор.

***
КТО ЕГО ВОСПИТАЛ?
Рассказывает Стас.

Про Бабушку Эдиту Пьеха.
- Дита всегда выдерживала самый крутой стиль. Тонкий и свой... Самое же главное - у Диты была сила... десяти быков. Это я прочувствовал и на собственной шкуре, после моих исчезновений из дому Дита могла так огреть первым попавшимся под руку предметом - мало не покажется! И в моральном плане ее не сломить… Она полностью подавляла мужчин, с которыми жила...

Про маму Илону Броневицкую.
- Маму убила слава Диты. В ее тени просто невозможно было что-то доказывать, хотя для умных людей - питерской и московской интеллигенции, Илона была несомненной личностью, умнейшим человеком... Она работала себе в удовольствие, никогда не парилась над собственной внешностью - для нее важнее эмоциональный посыл. Илона до сих пор может выйти на улицу в рваных штанах, выцветшей майке с Дональдом Даком - такой панк... Но насколько она четко и позитивно говорит и мыслит!

Светлана ЛАЗЕБНАЯ, 2005 год.


Рецензии