Волчья жизнь. Рассказ старого пса

День выдался хмурый. Не переставая, лил дождь, и опять моя стая осталась голодной. Одна антилопа на 20 взрослых и 10 щенков – это все что удалось добыть.
Но простите, я не представился. Меня зовут Клык. Я дикая собака, но волки принимают меня за своего. Я вожак здешней стаи. Каждый молодой волк старается стать вожаком. О, если бы они знали, какая это обязанность! Тем не менее, руковожу стаей уже 5 лет. Я стар, но до сих пор не нашлось никого сильнее меня. Никогда не стремился занять это место, меня назначил сам вожак, и вскоре признала и стая…
…Когда-то я был самым обычным псом. У меня был хозяин – знаменитый охотник. Мы были всегда вместе. У меня была прекрасная жизнь (хотя и сейчас я не жалуюсь). У хозяина никого не было. Он взял меня с улицы щенком и выкормил. За это я был ему благодарен, и дал себе клятву всю жизнь защищать его и помогать ему.
Но однажды, против обычая, мы отправились на охоту на машине. Я очень удивился, когда мы приехали в незнакомую мне местность. Перед нами расстилалась степь. Здесь было много дичи, но мой хозяин не стал охотиться. Он долго смотрел вдаль, изредка переводя взгляд на меня. Всю дорогу он молчал (обычно он разговаривает со мной) и сейчас не проронил ни слова. Я сидел и ждал.
Через некоторое время он повернулся и присел передо мной. Он посмотрел мне прямо в глаза, и еще никогда его взгляд не был так печален. Потом хозяин заговорил тихо и медленно, и чувствовалось, что слова эти даются ему с трудом:
– Клык, прости, но я должен это сделать, - он глубоко вздохнул. – Ты стал стар. Я… я не богат, ты знаешь, я живу лишь охотой, я не смогу прокормить троих. Прости, Клык, но ты мне не сможешь больше помочь... Здесь тебе будет хорошо. Прощай.
И хозяин резко встал и пошел к машине. Я вскочил. Что значат его слова? Бросился к нему, но он уже сел в машину и поехал. Я долго бежал за ним, но, увы! Видно мне не суждено было его догнать. Последнее, что я видел, это отражение хозяина в боковом зеркале – он плакал – и быстро удаляющийся кузов машины.
Человек знал, что здесь мне будет легко выжить, в степи было чем прокормиться. Но в этот момент мне показалось, что жизнь кончилась. Нет хозяина, незачем держать клятву и не зачем жить. Я знал, что не догоню машину. Лег на дороге и закрыл глаза…
…Я лежал на траве. Ярко светило солнце. Приподняв голову, увидел хозяина. Он улыбался и был счастлив. Я поднялся и бросился к нему, но он отвернулся от меня. Краски вокруг начали меркнуть, солнце затянуло тучей. Казалось, мир вокруг рушился. И снова я стоял один, и крупные слезы покатились из моих глаз. Вдруг раздался гром. Звук все нарастал и становился сильнее… И я проснулся. На меня мчалась машина. Я вскочил и попытался отбежать в сторону. Почувствовав сильный удар в бок, не удержался на лапах и упал.
Из машины вышли молодые люди.
Я заскулил.
– Мы его убили, - воскликнула девушка в красном.
– Успокойся, он жив, - ответил парень в кепке, подошел ко мне и погладил.
– Мы не можем оставить его здесь. Давайте возьмем его с собой.
Я начал подниматься, но лапы предательски дрожали.
– Тихо, тихо, - сказал парень в кепке и взял меня на руки.
Мы сели в машину и поехали.
«Ну вот, - подумал я, - возможно у меня будут новые хозяева, - внимательно оглядел всех сидящих в машине. Они о чем-то говорили и на меня не обращали внимания. – Могли бы и посмотреть на меня, коль сбили и забрали с собой. Ну ладно. Лучше они, чем дохнуть в лесу. Все-таки я еще не готов».
Мысль о хозяине резанула как нож.
«Что же это я? Я жив, да и хозяин не умер. Он просто уехал домой. Дорога, которой мы ехали сюда, прямая. Я легко найду дом».
Я поднялся с кресла и начал лаять.
– В чем дело?- спросила девушка.
Я развернулся и стал карябать дверь.
– Он порвет мне обшивку,- воскликнул парень.- Выпусти его.
Машина остановилась, и мне открыли дверь. Я побежал обратно по дороге. Бок еще сильно болел, но мысль о хозяине поддерживала меня.
День шел к концу. Я добежал до развилки. Как же быстро мы ехали?! И куда мне бежать? Эти места были мне незнакомы. Бок покалывало, а ноги не хотели держать.
Я лег под дерево и уснул.
Проснулся с рассветом. В лесу было еще темно. Бок больше не болел, и я хорошо отдохнул. Поднявшись, стал осматривать дорогу. Куда же идти? Я осмотрелся еще раз.
«Свежие следы… нет! Вчера проехала другая машина. Следов нашей не найти…У-у-у! А если я ошибусь…Хозяин…– что-то мешало мне думать спокойно: отчаяние и страх? Никогда в жизни я не испытывал этих чувств, даже на охоте. Ведь хозяин был рядом. – А что мне терять?»
И я пошел. Туда куда вело меня непонятное чувство.
Солнце сильно пекло. Очень хотелось пить, и чувствовался легкий голод. Я задумался и медленно шел по дороге.
Моих ушей достиг странный звук. Я резко остановился. Похоже на лай щенков, только почему они подвывают? Неужели волчата? Я свернул в глубь леса и пошел на шум. Шел медленно и осторожно. Через некоторое время я вышел на поляну на берегу реки. У берега толпились… и вправду, волчата! Они скулили и повизгивали. Но при виде меня замерли. И тут я услышал хрип и плеск в реке. Берег был крутой, и не везде можно было спуститься. Подошел к краю; щенки разбежались. И я увидел там, в воде, волка. Он держался за палку, но она ломалась. Волк посмотрел на меня. В его взгляде был страх и просьба, просьба о помощи. Не думая, я ринулся вниз. Не помню, почему это сделал и как сумел не упасть, но я спустился и схватился за другой конец палки около перелома. Палка сломалась, но я удержал волка. Изо всех сил пытался подтянуть его к берегу, но земля под моими лапами осыпалась, и мы вдвоем оказались в воде. Но даже в тот момент я не выпустил палку, понимая, что волк слишком устал и ему не спастись. Нас несло течением и… О, ужас! Впереди виднелся водопад. Я изо всех сил стал перебирать лапами. Правда, нам это не помогло: волк был слишком тяжелым, а течение быстрым. Мы плыли почти у берега, и надеяться можно было только на чудо.
Я почувствовал легкий толчок в грудь. Это была ветка. Ветка начала прогибаться вперед, все больше притягивая нас к берегу. Вскоре под моими лапами оказалась земля. Мы выбрались на противоположный берег.
Я встал и отряхнулся. Волк лежал на земле и тяжело дышал. Я осмотрелся. На другом берегу повизгивали щенки, было и несколько волков.
– Спасибо тебе,- услышал я и повернулся. Волк поднялся на лапы и слегка покачивался. Я отошел от него.
– Не бойся, я не трону тебя,- сказал Волк.
– Я не боюсь тебя,- бросил я,- да тебе и невыгодно бросаться на меня. Только если ты хочешь умереть,- закончил я весьма высокомерно.
Я, потомок русского волкодава, никогда не разговаривал с волками. Они мне не ровня, и не стоит тратить на них время больше, чем нужно, чтобы волка загрызть… Вот только как объяснить мой поступок?
– Пошли со мной,- попросил Волк.
– Зачем?- рыкнул я.
– Увидишь.
Волк развернулся и побрел вдоль реки. Шли мы достаточно долго. Вскоре мы вышли на луг. Здесь Волк остановился. Я прислушался и услышал шорох в лесу. На поляну стали выходить волки. Их собралось очень много. Были и щенки, те, что бегали на берегу.
– Волки, слушайте,- Волк встал в середину.- Всему свое время, и всему приходит конец. Настал конец и для моего правления вами. Но я не хочу, что бы из-за места вожака были ссоры, и проливалась кровь. Поэтому я сам назначаю преемника. Как тебя зовут?- спросил меня Волк.
– Клык.
– Клык станет вашим новым вожаком,- Волк повысил голос, чтобы услышали все,- это моя последняя воля, ибо я уже стар и слаб. Он достоин этого. А я ухожу!
Старый волк развернулся и пошел в лес. Уже стихли шорохи его шагов, а молчание на поляне не нарушалось. Все волки были в недоумении, и даже щенята, почуяв неладное, замолчали.
Я оглядел стаю. Волков было много. Щенков – очень мало. Вся стая смотрела на меня как-то угрюмо и зло, как будто это я был виноват в уходе вожака. Было видно, что такое в стае случается впервые. Все ждали моего слова.
 – Я пришел издалека,- начал я и, почувствовав, что волки настроены меня слушать, продолжил более уверенно,- я не знаю ваших законов, и не знаю границ ваших владений, потому что не являюсь волком. Но я готов стать вашим вожаком.
– И что ты будешь делать, ничего не зная?- спросила одна из волчиц.
– Вы объясните и покажете мне все. Либо я сам установлю правила. Но от этого вам же будет хуже.
В этот момент главное показать, что я выше их и не боюсь, но не настроить против себя всю стаю. Иначе мне не выжить. Но моя уверенность пришлась по нраву большинству из них. А это уже хорошо.
– Но тебе придется доказать свое право на место вожака,- рявкнул молодой волк, самый задиристый и смелый из всех.
Лишь после моей победы над парой волков, стая до конца признала во мне вожака. Меня обучили всем волчьим законам и правилам. Правда, мне очень часто приходилось доказывать свое превосходство все пять лет правления. Как я говорил, почти все молодые волки рвались (и рвутся) на мое место.
Через некоторое время и у меня появились щенки. Наша стая значительно пополнилась. Некоторые волки – из гордых – уходили, другие приходили; я никого не держал и никому не мешал. Стая сама решала принимать к себе или нет (я не волк, им виднее), но никто не смел нарушать права вожака и последнее слово всегда оставалось за мной…
…Прошло пять лет. Вот я лежу и вспоминаю свое прошлое. Многим больно вспоминать, но я никогда не забывал о том, как легко потерять дом из-за старости. Тогда мне повезло, и я нашел новый дом. Стая волков стала для меня новой семьей (Для меня, волкодава!). Но я стал еще старше и начал бояться, что снова случится то, что произошло 5 лет назад.
Дождь давно кончился, и стало совсем темно. Я прислушался и услышал шаги. Я приподнял голову и увидел незнакомого волка, идущего к моей стае. Интересно, новенький или снова гордец, возомнивший себя лучшим. Я встал и дал понять, что я вожак этой стаи, и он должен подойти ко мне. Волк шел нарочито медленно.
Я стоял и ждал, когда незнакомец подойдет. Он шел такой уверенной походкой, словно это его территория. Я оскалился и, предупреждая, зарычал. Как-то однажды соседский пес сказал мне: «А ты знаешь, что некоторые собаки завидуют тебе за твою зубастую пасть, особенно мелкие. Настоящий волк, прямо». Но на гостя это не подействовало. Он, казалось, даже не заметил меня. Незнакомец прошел мимо, игнорируя все мои предупреждения.
Уж этого я стерпеть не мог.
– Р-р-р!- я бросился на наглеца, и мы тут же вцепились друг в друга.
Ну уж нет! Нет никого сильнее меня. Недаром во мне течет кровь русского волкодава (пусть я и помесь, но все же). Минут пять мы грызлись, наконец, незнакомец отступил. У него было порвано ухо и повреждена нога. Да, незавидная у него будет жизнь, если он одиночка.
– Р-р-р! Пошел прочь!- прорычал я. Волк поджал хвост и поплелся назад.
Ну вот, снова я доказал свое право быть вожаком. Может это и не так плохо. Уж лучше умереть в бою, но доказать, что я тоже на что-то способен, хоть и стар, чем сдохнуть брошенным псом в подворотне незнакомого поселения.
Новый день – новые заботы. Охота была удачной. Вся стая была довольна. И как обычно мы отдыхали на поляне. Волчата играли у ручья, а я наблюдал за их детской забавой. Ничто не предвещало беды, но когда солнце пекло особенно жарко, и пошевелиться не было сил, в нашей стае появился новый волк. Его шерсть была абсолютно белой, что редкость среди волков. Я приподнял голову и спросил:
– Кто ты и что тебе надо?
– Я Белый, волк-одиночка. Я очень давно странствую, но устал быть один. Я хочу быть в стае, а твоя стая лучшая. Ведь ты Клык, я прав?
– Да, это я, и ты можешь присоединиться к нам, если стая позволит.
– Пусть докажет как и другие, что он достоин,- завыли волки.
Один из молодых приготовился к бою. Но Белый лишь покачал головой.
– Я буду биться только с тобой. И если я одержу победу, то стану вожаком стаи по закону, а если я проиграю, то стану самым преданным тебе волком.
– Хорошо, я принимаю твой вызов.
«Он горд, очень горд, но сдержан. Он стремиться к вершине, но и принимает поражения. Даже если я проиграю, он станет хорошим вожаком, я это чувствую».
Мы приготовились к схватке и… вдруг послышался лай со стороны леса. Волки тут же вскочили на лапы. До леса далеко, щенкам не успеть, а волки своих не бросают. Давно на нас не охотились. Было лишь один раз, но тогда я спровадил гончую со всем шиком. Сейчас же собак было больше, чем одна. Забыв про Белого, я приготовился к встрече с собаками. Главное, чтобы они ушли до прихода охотника.
Из-за пригорка выскочили три борзые и, чуть ли не с визгом, помчались к нам. Глупые собаки! Кто же нападает на волков. Нужно ждать хозяина!
Две из них наскочили на меня, третья бросилась на щенков, но ее перехватил Белый. Завязалась драка.
Как бывший охотник я не хотел убивать таких же охотников, хоть и бездарных. Предпочитаю их прогонять, но так чтобы они больше к нам не совались.
Раскидав борзых как щенят, я обернулся посмотреть. Так и знал. Белый спас волчат, но загрыз борзую. Послышались свист и выстрелы. Потрепанные борзые отскочили от меня и больше не подходили, лишь повизгивали. Показались охотники. Их было двое. Тот, что шел первым, остановился и уставился на меня. Второй поравнялся с ним и вскину ружье.
– Подожди, не стреляй!- попросил первый охотник, подошел ближе и снова остановился.
– Что ты делаешь, это же волки!
Но моя стая и не собиралась на них нападать. Они настолько привыкли, что я их защищаю, что стали бы действовать лишь, если бы я погиб.
Я смотрел на охотника, и что-то знакомое проявлялось в его лице. Я его знал… Он… Он… Неужели это он! Хозяин!!! Я бросился к нему; на полпути прижался к земле и с видом покорности и любви чуть ли не пополз к нему. Он нагнулся ко мне. На его лице сияла улыбка.
Я стал лизать ему руки, потом лицо и шею. Он трепал мою шкуру и гладил по голове. Ах, эти прикосновения. Как давно я не ощущал их!
– Клык, милый Клык,- шептал Хозяин,- прости меня, Клык. Мой верный пес.
Я бы так и не отошел больше от хозяина, но меня ждала стая. Я лизнул хозяина в последний раз и побежал к стае.
– Ты уходишь, Клык?- охотник сильно удивился.- Оставь их, мой пес, поехали домой, я был не прав, я не хочу тебя снова потерять.
Я посмотрел на стаю. Я должен быть с ними, но собачья сущность и потребность в хозяине брала верх. И тут я вспомнил о Белом.
– Стая, слушай меня!- я опустил голову. Это было трудно – проститься с ними, с моей семьей.- Я ухожу. Я возвращаюсь домой, туда, где я должен быть. Я был вашим вожаком пять лет, и, как сказал старый Вожак, всему свое время. Белый будет вашим новым вожаком. Я назначаю его так же, как когда-то назначили меня. Он доказал свое право занять это место в битве с борзой, спасая щенков. Я верю в него и верю в вашу мудрость. Прощайте волки, братья и сестры! Я покидаю вас.
Я развернулся и помчался за хозяином. Видимо он решил, что я не вернусь, и поэтому охотники уже были готовы к отъезду…
…Путь домой. Как прекрасно вновь ехать рядом с хозяином. Вот наш старый дом. Здесь ничего не изменилось. Как прекрасно вновь лежать в конуре, чистый и сытый.
Лишь сейчас я понял, как я устал. Я устал от бега, я устал от тревог. Я хочу отдохнуть. Хозяин рядом, и больше ничего не нужно…

…И Клык заснул…

20.03.07.


Рецензии
Хороший рассказ, нереальный, правда, и похож на детский мультик. Но пара моментов меня смутила:
1) меня назначил сам вожак, и вскоре признала и стая…- может "а вскоре.."?
2) я был...У меня был...Мы были...У меня была - думаю, понятно)
3) Лучше они, чем дохнуть в лесу... - "Перед нами расстилалась степь", или там еще и лес был?)
4) Я задумался и медленно шел по дороге. - я задумался и медленно пошел или я думал и медленно шел. В зависимости от того, происходят действия одновременно или последовательно.
5) Я, потомок русского волкодава - круто ж у нас жить в стране, если такую дорогую породу выкидывают на улицу.

Автор, не забывайте детали, о которых говорилось раньше!

6) Как бывший охотник я не хотел убивать таких же охотников, хоть и бездарных. Предпочитаю их прогонять - согласование времен
7) Как прекрасно вновь лежать в конуре, чистый и сытый. - чистому и сыому. Лежать какому? - падежи.

Надеюсь, что впредь вы будете серьезнее относиться к тому, что пишете.
С уважением, Шэр.

Кузнецова Елена Дмитриевна   01.08.2009 16:16     Заявить о нарушении
Спасибо за замечания))) Действительно не обращала внимания, и мне никто не говорил. Буду исправлять)))

С уважением, А.К.

Анастасия Костова   05.08.2009 20:33   Заявить о нарушении
Рада, если поможет))
Ради критики или просто совета - обращайтесь, без проблем))

Кузнецова Елена Дмитриевна   05.08.2009 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.