Узбекский туризм хочешь верь, хочешь не верь...

«Объем экспорта туристических услуг за период независимости Узбекистана увеличился более чем в 10 раз», - так начинается статья «Впечатления останутся надолго», которая была опубликована в газете «Народное слово» и перепечатана на веб-сайте Национальной компании «Узбектуризм» (именно оттуда слямзил я ее для анализа и последующей критики, - прим. А.Т.).

Меня насторожило то, что в течении всего времени существования сайта «Узбектуризма» там ни разу не появились материалы самой компании, которая, как известно, располагает необходимыми статистическими и информационными ресурсами. Более того, она скрывает все, что касается туризма, словно это самая главная государственная тайна, и в «Узбектуризме» служат одни мальчиши-кибальчиши, готовые умереть, но не отдать никому тайну. Например, раньше мне с трудом удавалось выцарапать кое-какие сведения о состоянии туризма, причем они были такими жалкими по сути, что сделать серьезный анализ оказалось делом невозможным. Чаще всего это были относительные показатели – проценты, темпы роста, но никаких абсолютных цифр, а значит, сопоставимости. Зато много помпезных слов в адрес Ислама Каримова и его мудрой политики, от чего аж в тошноту бросало. Следует отметить, что руководитель пресс-службы отдавал эти крохи с такой неохотой, с такими негативными чувствами, словно выкладывал чемодан с долларами из своего семейного бюджета.

Точно с такой же проблемой столкнулась одна франкоязычная исследовательница, пишушая докторскую диссертацию: при попытке получить какую-либо информацию об индустрии узбекского гостеприимства она испытала отчаянное сопротивление работников компании, что породило подозрение, что здесь не все так прогрессивно, как толкуют за рубежом послы Ташкента и что пишет официозная пресса. Зато веб-страничка Национальной компании с удовольствием занимается перепечаткой, с одной стороны, демонстрируя свою недееспособность воспроизводить интересные материалы (вот уж не знаю, в чем причина? - прим. А.Т.), а с другой, как бы и ответственности в случае чего нет – ведь статья написана другими лицами, не имеющих отношение к «Узбектуризму».

Так, о чем же поведал журналист «Народного слова», который со слов экспертов «Узбектуризма» затронул сферу туризма. Что такое «увеличилось в 10 раз»? Это красивое число, но мне, как человеку, имеющему отношение к экономической статистике, оно ничего не говорит. Дайте базовую цифру, и я сам расчитаю разы, проценты и коэффициенты. А так эти слова – лишь помезный взрыв, направленный на оглушение тех, кто имеет смутное представление о системе подсчетов и статистике национальных счетов. А если быть точным, то в середине 1980-х годов в межреспубликанском обмене (если это считать как экспорт-импорт услуг туризма в нынешнем понимании) объемы туризма были значительно выше, чем мы имеем ныне. По линии профсоюзов, общественных организаций, производственных предприятий, спортивных учреждений, медицины в Узбекистан в год прибывало свыше 1 млн. жителей других частей Советского Союза, включая и иностранцев. Нынешние цифры в 300 тыс. человек, что иногда мелькает в разных источниках (может, это и есть причина всей секретности «Узбектуризма»?) – это курам на смех. И при том, что тогда мы располагали меньшей базой размещения.

Впрочем, в газете есть одно признание: «Было бы очень удобно, чтобы информация о прибывающих в страну иностранных туристах собиралась в единой информационной системе, доступной для всех участников рынка. Это помогало бы проводить постоянный мониторинг туристического потока и систематическое проведение исследований рынка и реагировать на его спрос». Таким образом, НК «Узбектуризм» признается: братцы, не знаем мы, сколько шастает иностранцев в страну и сколько наших ездит за кордон, поэтому все цыфры – дутые, как мыльный пузырь. А менты и погранцы, таможенники и налоговики ни черта нам не дают из базы данных – все под завесой секретности, и поэтому и мы ставим штамп «ДСП» на все наши бумаги, простите...

Так что там дальше? «Принятие ряда указов Президента страны и постановлений Кабинета Министров, направленных на поддержку отрасли, содействовало реализации принятой в 1999 году Государственной программы по развитию туризма в Узбекистане на период до 2005 года» - так отмечается в газете. Вообще-то исполняемость данной программы оставила желать лучшего, да и сама программа больше походила на черновик студента-неудачника, не сдавшего зачет, чем на серьезный документ, относящийся к такой важной сфере, как туризм. Что касается президентских указов, то и они остались лишь благими пожеланиями государя, а не руководством к действию. Впрочем, а что ожидать-то от экономики, которая на рыночную похожа как жук на птицу, управляется исключительно по кнуто-пряникски, то бишь полицейскими методами, а туризм находится в такой же ситуации, как и иные отрасли народного хозяйства: коррупция, произвол власти, бюрократизм, отсутствие предпринимательской свободы и тотальный контроль и вмешательство в хозяйственный процесс со стороны карательно-репрессивных органов.

Кстати, Программа развития туризма с 2006 по 2010 годы также осталась за боротом внимания общественности, о ее сущнествовании мало кто знает среди турфирм, студентов туристских колледжей и факультетов вузов, не говоря об ученых. Она нигде не была опубликована, не прошла обсуждения среди тех, кто занят этой сферой. Лежит такой документ под сукном стола председателя «Узбектуризма» и сохнет, а некоторые специалисты компании выбрасывают в пространство слова о том, что выростет то-то, увеличится то-то, улучшиться то-то, короче, сплошной рай нас ожидает. А в реальности – что стоит за этими словами, какая методика расчетов, от каких цифр отталкивались те, кто штамповал такие индикаторы – об этом молчок? И вряд ли скажут, за исключением того, что в мозгах сотрудников «Узбектуризма» рождается новая стратегия до 2015 года, которая обретет форму в виде закрытого от постороннего взгляда и ума документа.

Помнится, в середине 1990-х годов в Узбекистане работала группа ВТО под руководством эксперта Мак-Налти, написала она программу устойчивого развития туризма в Узбекистане. Если честно, то данный труд тянет выпускную работу студента-четверокурсника (бакалавра), но не на магистерскую диссертацию, и тем более не на исследование, за которое выложили более 100 тыс. баксов. Короче, написали туфту – и подняли неплохие бабки. Так вот, там «грозились», что к началу 2000 годов мы захлебнемся от наплыва свыше 1 млн. туристов и свыше 1 млрд. долларов дохода. А что на самом деле? Скромно Алишер Шамсиев из «Узбектуризма» отмечает: «Вместе с тем на сегодняшний день туристический потенциал республики используется не в полном объеме. По данным Государственного комитета по статистике, туристско-экскурсионные услуги в ВВП составили всего 0,6 процента, в то время как в других странах этот показатель достигает 5–8 процентов».
Вот вам и ответ, почему туризм секретнее оборонной промышленности. Никого за такие показатели не погладят. Поэтому все набрали бензина в рот, спрыснуть боятся – вдруг рванет синим пламенем, и все вылетят из компании с горящими штанами.

Далее: «В настоящее время имеют лицензию на занятие туристической деятельностью более 520 организаций разной формы собственности». Можно радоваться этому, но на сайте того же «Узбектуризма» такой беспорядок в базе данных, что попытка подсчитать 520 у меня не получается. Там выходят совсем иные цифры, меньше... А может, это весь объем зарегистрированных с начала независимости? Просто забыли вычеркнуть тех, кто уже давно лишился лицензии или перепрофилировался, и нам говорят, мол, во как здорово у нас – сплошной прогресс...

Не буду говорить о проблемах туристских формальностей – об этом честно поведал журналист, но не раскрыл всей сути, правда. Что спецслужбы снимают свои сливки от запретов, и им выгодна ситуация, когда трудно получить визу, пересечь границу, объясниться с таможенником. Вот, к примеру, в Кыргызстане прямо в аэропорту «Манас» можно при прибытии сразу получить туристскую визу. Заполнил анкету, заплатил консульскому отделу, тебе виза – и вперед! Разве кыргызы меньше заботятся о безопасности страны, чем узбеки? Или все же их правоохранительные органы более эффективно работают, и упрощенный въезд им не помеха?

Со своей стороны хочу заметить, что в мире много стран с богатой культурой и традициями, памятниками и природой, и конкурировать с ними Узбекистану очень и очень сложно. Особенно, если создаются такие барьеры самой же властью, то кто сюда приедет? В государство, которого, как ни крути, мало кто знает (ощутил на собственном опыте, - прим. А.Т.). Да, еще фраза: «В этом случае сфера туризма поднялась бы на качественно новый уровень и смогла бы создать такие условия, чтобы побывавшие однажды в Узбекистане туристы захотели бы снова посетить его и порекомендовали сделать это другим».
Я разговаривал с одним таким туристом. У него нет желания повторить свой подвиг и советовать другим испытать на себе прелести узбекского гостеприимства.

P.S. Ниже прилагается статья:
Впечатления останутся надолго

       Объем экспорта туристических услуг за период независимости Узбекистана увеличился более чем в 10 раз.
       Эта цифра была озвучена на состоявшемся заседании экспертного совета Бизнес-форума по отраслевому развитию при Торгово-промышленной палате, темой которого стало обсуждение проблем и перспектив развития индустрии туризма. При этом было отмечено, что наибольший туристический поток наблюдается из стран Европы – Германии, Франции, Италии.
       Узбекистан обладает богатейшим потенциалом в области туризма. Он занимает 9-е место в мире по количеству туристических, курортных и исторических мест. Несколько городов нашей республики включены в список ЮНЕСКО как достояние человечества. Однако сфера туризма еще не заняла достойного места в экономике страны.
       Подробно о состоянии индустрии туризма, проблемах и перспективах ее развития на ближайшие 5–10 лет рассказал начальник отдела внешнеэкономических связей Национальной компании «Узбектуризм» А. Шамсиев. Он отметил, что туризм играет одну из ведущих ролей в мировой экономике. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, эта сфера обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, свыше 11 процентов международных инвестиций, каждое 9-е рабочее место в мировом производстве.
       Современная индустрия туризма является одним из крупнейших, высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международного экспорта услуг. Доходы от туризма устойчиво занимают 3-е место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и автомобилей.
       Принятие ряда указов Президента страны и постановлений Кабинета Министров, направленных на поддержку отрасли, содействовало реализации принятой в 1999 году Государственной программы по развитию туризма в Узбекистане на период до 2005 года.
       Выполнение этой программы способствовало укреплению позиций Узбекистана в мировой индустрии туризма и интеграции в международный туристический рынок, а также повышению качества обслуживания туристов до уровня мировых стандартов. С обретением Узбекистаном независимости в стране стали активно восстанавливаться и реставрироваться культурные и исторические объекты.
       За последние годы в республике произошли значительные изменения в туристической инфраструктуре. Увеличилось число комфортабельных отелей. Сегодня на территории Узбекистана функционирует более 240 гостиниц, туристических баз, кемпингов с общей численностью 17 тысяч мест. Только за последние пять лет введены в эксплуатацию 17 крупных и средних гостиниц с единовременной вместимостью более 1,3 тысячи мест и 20 малых частных гостиниц, отвечающих современным требованиям.
       В настоящее время имеют лицензию на занятие туристической деятельностью более 520 организаций разной формы собственности. Доля частного бизнеса в структуре туризма составляет 90 процентов.
       Вместе с тем на сегодняшний день туристический потенциал республики используется не в полном объеме. По данным Государственного комитета по статистике, туристско-экскурсионные услуги в ВВП составили всего 0,6 процента, в то время как в других странах этот показатель достигает 5–8 процентов.
       Чтобы изменить ситуацию кардинальным образом и довести число туристов до 1,2 миллиона человек в год НК «Узбектуризм» разрабатывает стратегический план развития отрасли до 2015 года.
       Для его реализации, по мнению специалистов, необходимо решить несколько задач, среди которых – модернизация материально-технической базы и развитие инфраструктуры туризма, обновление и расширение парка специальных транспортных средств туристского класса, отвечающих международным требованиям, для обслуживания иностранных и местных туристов.
       Одним из немаловажных аспектов является снижение административных барьеров, к которым в том числе относится и визовый режим. В частности, практически отсутствует возможность получить визу по прибытии в аэропорт и на земных границах республики. Консульское бюро имеется только в аэропорту Ташкента, но оно открывает визы только «в порядке исключения».
       Туристы же должны получать визу в консульском учреждении Узбекистана за рубежом. А если в их стране такового не имеется, то вообще в другом государстве. Не всегда соблюдаются сроки выдачи туристических виз, стоимость которых достаточно высока.
       Многие туристические фирмы отмечали, что было бы хорошо упростить и усовершенствовать таможенные и пограничные процедуры и в том числе ускорить процесс приема, доставки и выдачи багажа.
       На форуме подробно обсуждался вопрос разработки маркетинговой стратегии и рекламно-информационной политики развития туризма, о необходимости проводить агрессивную рекламу национального туристического продукта на мировом рынке. Отчасти это можно было бы реализовать, если бы в посольствах или торговых представительствах Узбекистана в других странах была предусмотрена должность специалиста по туризму, в функции которого входило бы налаживание контактов с заинтересованными организациями в целях распространения информации о нашей стране и привлечения сюда туристов.
       Эксперты в области туризма, как местные, так и зарубежные, уверены, что Узбекистан располагает богатыми ресурсами для развития многих видов туристического продукта. Богатое культурно-историческое наследие, древние традиции ремесел и искусства могли бы привлечь в страну поклонников культурно-познавательного, археологического и этнографического туризма.
       Наличие значимых для последователей трех крупнейших мировых религий (ислама, христианства и буддизма) мест поклонения может служить основой для туристических поездок паломников. Узбекистан также располагает большим количеством уникальных природных объектов: озера, горные вершины и реки, степные и пустынные ландшафты, что могло бы способствовать развитию экологического и экстремального видов туризма.
       Однако проделать столь масштабную работу возможно только общими усилиями государства, отраслевых объединений и частного сектора. Было бы очень удобно, чтобы информация о прибывающих в страну иностранных туристах собиралась в единой информационной системе, доступной для всех участников рынка. Это помогало бы проводить постоянный мониторинг туристического потока и систематическое проведение исследований рынка и реагировать на его спрос.
       В этом случае сфера туризма поднялась бы на качественно новый уровень и смогла бы создать такие условия, чтобы побывавшие однажды в Узбекистане туристы захотели бы снова посетить его и порекомендовали сделать это другим.

29.05.2008 Источник: Narodnoe Slovo
http://www.uzbektourism.uz/ru/content.scm?contentId=17566


Рецензии