Ковер

       ГЛАВА 1
       ------------------

Деньги я копила долго. Насобирала пятьсот рублей. По тогдашнему времени – это не малые деньги. На работе зарплата маленькая, но я шила на дому людям, брала заказы. Мне 34 года, у меня двое детей, мужа нет. Есть мама, которая помогает мне и с детьми и по хозяйству. Время тогда в стране было такое, что за любой мелочью приходилось стоять в очередях, если что-то «выбрасывали». Так вот от всего этого я была избавлена. Мама ходила по магазинам, мама готовила, я работала, зарабатывала деньги. Благодаря маме я имела возможность сидеть день и ночь за машинкой. Работала я всего два дня в неделю преподавателем музыки, часов было мало. Так на тот момент обстояли дела. Деньги, которые зарабатывала шитьём, откладывала, что бы можно было что-то купить.
       И так, у меня набралось пятьсот рублей. Мама советует купить, что-нибудь себе. Мне так хочется джинсовую юбку, тогда это модно было, мама говорит:
       - « Ну и хорошо, купи юбку на рынке себе»
Нет, рассуждаю я, лучше шторы новые на окна, ещё и покрывало на диван можно было бы купить. Мам всё твердит:
       - « Ну что ты всё в дом, купи себе что-нибудь. Сколько трудов твоих ушло, что б собрать эти деньги»
       Но я продолжаю мечтать, что бы такое купить? То это я хочу, то уже другое. Пока не остановилась на ковре. Ковёр надо купить, у всех уже есть, а у нас голые стены. Но в магазине просто так, даже если есть деньги, не пойдёшь и не купишь. Или запись на эту покупку и ожидание годами, или как-то доставать надо. Тогда всё и всё как-то «доставали», время такое было, ничего не поделаешь. доставать надо. Тогда всё и всё как-то «доставали», время такое было, ничего не поделаешь. Решила и всё! Меня уже не переубедить, хоть мама и продолжает ныть « Купи что-нибудь себе». Что б «достать» ковёр – надо переплатить – это понятно. Моих собранных денег, как раз хватало на эту покупку. Оставалось только как-нибудь «достать». Я разговаривала со многими людьми, которые могли помочь мне в этом деле. Мне кажется, что уже все знакомые и знакомые моих знакомых, знали, что мне нужен ковер. Хороший, большой ковёр. Обещали, если вдруг что-то будет, сразу мне сообщат. Но время шло, а ковра пока не было. И вот как-то одна знакомая мне говорит:
       - « Ты хочешь купить ковёр? У меня есть знакомая женщина, которая продаёт ковёр. Он конечно не новый, но вполне приличный. Ей сейчас очень деньги нужны, она не дорого продаст. Если хочешь, я дам адрес, сходи посмотри.»
Я сказала об этом маме. Мы посовещались и решили сходить посмотреть. Нашли по адресу дом. Оказалось – это частный дом, хибара какая-то. Но всё же зашли. Встретила нас женщина молодая, не очень опрятная, как и её дом. Ребятишки мал мала меньше бегают в каком-то тряпье. Мы объяснили от кого мы и по какому поводу.
       - « Конечно, проходите, смотрите»
 Проводит нас в комнату, где на стене висит ковёр. Стала мы с мамой его рассматривать. Ковёр действительно не плохой, даже можно сказать необычный. На коврах обычно орнаменты всякие, а на этом ковре бабочки большие. Ковёр из чистой шерсти, не синтетика. Нам с мамой ковёр глянулся, но мы вида не подаём, ведь ещё о цене не говорили:
       - « А сколько вы хотите за этот ковёр?»
Женщина смущенно мнётся, вроде боится цену назвать. Мол, я не дорого прошу, мне деньги сейчас очень нужны:
       - « Мужа моего в тюрьму посадили, пил он, вот осталась одна, а чем детей кормить? Трое их у меня. Всё гад пропил, из дому выносил и пропивал. А ковёр этот не успел, посадили его.»- и заплакала.
 Но мы её исповедь о её пьяном и уголовном муже, почти не слушали. Нас интересовал ковер!
       - « Ну а всё же сколько вы хотите за него? Ковёр всё же не новый.»- начинаем торговаться мы.
Она мялась, мялась, потом выговорила всё же:
       - « 200 рублей… не много?»
Мы с мамой обалдели от такой цены! Переглянулись, поняли, что нам сильно повезло, но опять таки, виду не показали, что цена очень низкая за такой ковёр. Сказали, что подумаем и если надумаем, то завтра придём. Ребятишки не отходили от нас, как будто ждали, что им сейчас что-нибудь дадут. Но давать нам было не чего, да нас мало это волновало. Мы попрощались и вышли на свежий воздух.
       Была зима. Декабрь месяц. Идем с мамой довольные, что так дёшево запросила эта тётка за ковёр. Рассуждаем: « Мы его прежде, чем в дом занести, хорошенько выбьем и прочистим на снегу.». Ковёр –то почти новый и понравился нам обеим. Мама довольна, что деньги ещё останутся и я смогу себе купить юбку, о которой давно мечтала. Но я возражаю:
       - « Ну что тебе эта юбка далась? Лучше мы купим новые шторы на окна. Представляешь, у нас будет и новый ковёр и шторы!»
Вечером мы только и говорили, что как нам повезло, что женщина эта наверно дура, могла бы запросто больше запросить. Решали куда повесим и другое – всё связанное с этим ковром. Сыновья мои дома. Они конечно тоже слышат наш с мамой восторг по-поводу этого ковра. Младший, ему только 4 годика, он не понимает ещё ни, что такое ковёр, а тем более цена, шторы на окна, он спокойно играет с машинками. Старшему почти 15 лет, он конечно уже понимает всё и слышит о чем мы так радуемся, но ничего не говорит.
       В общем, на следующий день, мы ковёр этот купили. Долго колотили его на снегу. Занесли в дом. Вдвоём с мамой, как могли повесили его на стену и сидим любуемся! Приходит старший сын. Я, конечно к нему:
       -« Смотри быстрей, смотри какая красота!»
       Посмотрел мой сын на этот ковёр, как-то равнодушно. Я ожидала, что он тоже начнёт восхищаться, а главное, что так дёшево! Видя, что он равнодушен к покупке, я спросила:
       - « Тебе не нравится?»
       - « Ковёр хороший, - ответил мой сын – Мне просто жалко ту женщину. У неё горе, она последний ковёр продала, что б детей накормить, а вы радуетесь»
       Признаться, я не ожидала услышать такие слова от своего сына. Он сразу ушёл в другую комнату и больше любоваться ковром не выходил. Да и мы с мамой притихли. Хоть и не говорили ни чего друг другу, но видимо думали об одном и том же. Пристыдил он нас. Как-то получалось, что мы воспользовались чужим несчастьем и сейчас радуемся, что так ловко её облапошили. Радость наша поутихла, настроение нам сын испортил, хотя в душе мы понимали, что он был прав!
       Но жизнь шла своим чередом, заботы, дела. И в конце концов, мы что ли виноваты, что её детям нечего есть, что у неё муж пьяница. А я своим трудом заработала эти деньги и имею право порадоваться удачной покупке. Так я свою совесть успокоила и об этом уже не думала. Пока не грянула беда!



       ГЛАВА 2
       -------------------

В ночь с 6 на 7 января у мамы случился инсульт. Всё произошло на моих глазах. Она разбудила меня около двух часов ночи, сказала, что ей плохо, я дала таблетку, а сама побежала на улицу в телефонную будку, вызывать скорую. Тогда ещё редко у кого телефоны были дома. Мама давно страдала гипертонией, часто в больнице лежала, таблетки принимала постоянно. Короче, парализовало её в ту ночь. 17 часов она была без сознания, а когда пришла в себя, то мы поняли, что она заговаривается. Врачи сказали, что инсульт обширный и шансов почти нет. А один доктор даже сказал так:
- « Вы радуйтесь если она умрёт, потому что если останется жить, то двигаться не будет, да и сознание повреждено и вряд ли восстановится. Сама будет мучаться и вам не сладко придётся. 11 дней она пролежала, прежде, чем отошла в мир иной. Мы с сестрой дежурили около неё день и ночь. Я не буду описывать всего кошмара, что пришлось нам испытать с сестрой. И как потом, уже после похорон, врач, какая маму лечила, сказала, что мне бы самой подлечиться надо:
       - « Нервы у тебя, дорогая, совсем ни куда! Давай я тебе больничный выпишу, посиди дома, отдохни»
       И не только душевно мне было тяжело, но и в плане домашних дел. Ведь это мама ходила раненько утром занимала какие-то очереди, что-то доставала, готовила. Кормила меня и моих детей. Я и не знала откуда, что берётся? Куда надо ходить, где что доставать? А ещё и готовить толком не умела. Помню, как дети мои морщились от еды, что я приготовила. Конечно бабушкина еда была вкуснее. Но молчали, ели, а куда ж деваться! И я не раз вспоминала, как мама говорила мне:
       - « Да оторвись ты от своей машинки, иди поешь, всё горяченькое…»
А то ещё к нашему приходу, накроет кастрюльки всякими тряпками, полотенцами, что б не остыло.
       Шить мне теперь не когда было. Теперь одна забота, как накормить ребят. Где, что купить («достать») и успеть приготовить.
       Вот сижу я, как-то грустная и не вольно взгляд мой коснулся ковра. Я вспомнила, как мы с мамой радовались ему. Ведь это было совсем недавно, разве я тогда могла подумать, что её не станет, что тогда, когда мы несли радостные этот ковёр, дни её уже были сочтены! Потом вспомнила, как она хотела, что б я себе юбку купила. Хорошо, что не купила, на что бы тогда мы её хоронили? И тут я вспоминаю слова моего старшего сына:
       - « Как вам не стыдно радоваться, когда у человека горе!»
Теперь и я знаю, что такое горе. И мне становится не по себе. Что мы считаем главное в жизни? Тряпки, ковры, шторы? Боже, как это всё не нужно, как это всё мелко и даже гадко. Почему не умеем ценить душу, человека, отношения людские. Не умеем сочувствовать, сопереживать, помогать, быть рядом, когда другому плохо. Мне вспомнилась та женщина, какая так смущалась назвать цену, продавая свой ковёр. Наверно она тоже когда-то радовалась, когда его в дом принесла. А пришла беда и она смущалась назвать цену, боясь, что мы не купим этот ковёр. Который стал для неё в тот момент источником выживания:
       -« Детей надо чем-то кормить»
Я вспомнила тех детей, какие голодными глазами смотрели на нас, может мы что-нибудь сейчас дадим им. Но у нас на уме было одно- ковёр! Так мне стало жалко и эту женщину, и её детей, и себя тоже, что я заплакала. Горько и безутешно. Потом решение пришло само собой. Я не сомневалась ни сколько! Тут же встала, оделась и пошла.



       ГЛАВА 3
       ------------------

Я помнила куда идти, прошло не так много времени, даже месяца не прошло. Дом этой женщины у которой ковёр покупали, я нашла без труда. Ни каких речей я не обдумывала, не знала, как она меня встретит, зачем всё же я иду туда? Я знала одно – мне надо к ней сходить! Мне необходимо это сделать. Не потому, что я себя чувствовала каким-то образом виноватой, хотела оправдаться, нет. Просто шла и всё, так в тот момент мне было необходимо.
       Дверь мне открыла, всё та же неопрятная женщина. Удивлённо посмотрела на меня.
       - « Вы не помните меня? Месяц назад мы с мамой у вас ковёр покупали.» - сказала я.
       - « Помню» - ответила она и в глазах её был испуг. Может ковёр хочет вернуть?
       Я успокоила её, сказала, что ковёр нам очень понравился, с ним всё в порядке, а вот у меня не всё в порядке и слёзы выступили у меня на глазах. Увидев это, она поспешила сказать:
       - « Да вы проходите, раздевайтесь. Хотите чаю?»
       Я прошла. Мы с ней сели и я со слезами рассказала, что мамы моей больше нет. Она плакала вместе со мной. А потом предложила:
       - « Знаешь, у меня тут настоечка есть, может по немножко выпьем?»
 И я согласилась. Тут и разговор пошел доверительный, как будто мы с ней подруги давнишние. Тогда я и сказала, собственно за чем пришла. Только теперь моя очередь была мяться и смущаться:
       - « Я многого тогда не понимала, а теперь понимаю. Не то мы в жизни ценим. Ведь ковёр мы у тебя тогда дёшево купили и радовались этому. Радовались, как мой сын сказал, чужому горю. Вот я и пришла долг тебе отдать.»
       И вынимаю 50 рублей:
       - « Возьми, ты продешевила, а меня совесть мучает. Извини, что больше не могу дать, похороны вещь не дешевая, нет у меня сейчас больше. Возьми сколько есть»
       Недоумению и удивлению её не было конца:
       - « Не надо, что ты, зачем? Ковёр не новый был…» и всякое такое.
Я настаивала, что душу хочу свою облегчить, нельзя радоваться чужому горю – это ни когда счастья не приносит. Мы очень равнодушные. А это хуже всякого зла! Тогда она спохватилась, позвала старшего из детей и велела ему сей час же идти в магазин и купить сладостей. Всего, что только им захочется. Дети так обрадовались, схватили деньги и побежали в магазин все вместе.
       Долго мы с ней ещё сидели, наливочку попивали, плакали. Рассказывали о своих горестях. И она мне и я ей. Ушла домой я за темно. И душе моей стало легче.




НАТЕЛЛА
       Июль 2008 год.

       


Рецензии
Великолепно!
Мне понравилось, что автор наряду с описанием обыденных жизненных событий точно передал динамику внутренних преживаний героини.Ярко прослеживается ее "внутренный рост".
Рассказ тронул до слёз.
БРАВО!

Алексей Бухтояров   17.08.2008 15:41     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за такую лесную оценку на мои рассказы.
С уважением Светлана Руднева.

Светлана Руднева   18.08.2008 03:20   Заявить о нарушении