Тевтонский орден - Погонь на Танненберг

«ПОГОНЬ» НА ТАНЕНБЕРГ

REX LUPUS DEUS

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Отгремела знаменитая битва, традиционно именуемая у нас «Грюнвальдской», а в действительности происшедшая при Танненберге («Еловой горе», в переводе с немецкого), между объединенной армией Королевства Польского и Великого Княжества Литовского, с одной стороны, и армией Тевтонского (Немецкого) духовно-рыцарского Ордена Пресвятой Девы Марии, его вассалов и союзников – с другой. Эта битва, одна из самых крупных в истории европейского Средневековья, началась в 9 часов утра 15 июня 1410 года и продолжалась до 7 часов вечера. Польско-литовские войска возглавлял король Владислав Ягелло (Ягайла). Кроме поляков и литвинов, под его началом сражались русские, татары, чехи, моравяне и силезцы, бессарабы и валахи, караимы и армяне - причем не только рыцарского происхождения.

Боевая единица того времени – «копье» (именовавшееся в армии Тевтонского ордена по-разному: «глефе», «ланце» или «шписс») - состояла, чаще всего, из одного тяжеловооруженного рыцаря и его помощников – оруженосца (обычно также рыцарского происхождения), одного или двух лучников (обычно родом из мещан или крестьян), но могла быть и гораздо более многочисленной, о чем будет еще сказано подробнее по ходу нашего повествования. Армия короля Владислава насчитывала (в среднем, ибо данные разных источников значительно отличаются друг от друга) около 30 000 воинов, примерно в два с половиной раза превосходя силы противника.

Армией Тевтонского Ордена и его союзников командовал глава Ордена - Верховный Магистр (Гохмейстер) брат Ульрих фон Юнгинген. В общей сложности на поле битвы между деревней Грюнфельде и «Еловой горой» сошлось около 30 000 воинов, в том числе 25 000 конников. Именно конница сыграла решающую роль в этой судьбоносной схватке.

На польско-литовской стороне раздались звуки труб, пение молитвы «Богородице Дево радуйся», и литовско-русско-татарские войска, стоявшие на правом фланге королевской армии, первыми двинулись в бой. Сам король Владислав Ягелло, в отличие от Верховного Магистра, непосредственного участия в битве не принимал, руководя передвижениями войск с холма, находясь за шеренгами сражающихся. С ним были его личная охрана и конюхи, державших под уздцы запасных быстрых коней - на случай «непредвиденных событий». Верховный Магистр, напротив, вел себя вполне по-рыцарски, то есть, как отчаянный рубака, каким он слыл всю свою жизнь (хотя и был не просто рыцарем, а рыцарем-монахом, лицом наполовину духовным). Ударный рыцарский отряда брата Ульриха вклинился в глубь польских хоругвей, скрестив мечи и копья с лучшими витязями армии Ягелло – рыцарями Краковской земли. В бою штандарт Польского королевства с белым орлом пал на землю. Это был самый критический момент сражения при Танненберге. Тевтонские рыцари уже затянули свою победную пасхальную песню «Христос воскресе из мертвых...».

Но тут рыцарь-предатель, вассал Ордена Никель фон Ренис, знаменосец Кульмского рыцарства, изменнически подал своей хоругвью знак к отступлению, чем внес смятение в ряды орденского войска. На подмогу Ягелло успели подойти свежие силы, и столь успешно начатая крестоносцами атака захлебнулась. Верховный магистр Тевтонского Ордена брат Ульрих фон Юнгинген, почти потерявший к тому времени зрение и не пожелавший спастись бегством перед лицом надвигавшейся неотвратимой слепоты, пал от копья польского рыцаря Добеслава (Добко) Олесницкого.

Таким образом, брат Ульрих повторил предсмертный подвиг слепого короля Богемии (Чехии) Иоанна Люксембургского, который, утратив зрение, передал корону сыну и предпочел погибнуть простым рыцарем, сражаясь во главе небольшого отряда в 1346 году на стороне французов против англичан в одном из кровопролитнейших сражений Столетней войны - в битве при Креси. Финалом битвы при «Еловой горе» стал штурм лагеря тевтонов, в ходе которого обе стороны, по утверждениям некоторых историков, понесли большие потери, чем в предшествовавшем штурму полевом сражении. Здесь впервые смогла проявить себя пехота польско-литовского войска, которой польский воевода Зындрам великодушно уступил честь штурма лагеря, заявив, что «рыцари уже сделали свое дело» и теперь могут отдохнуть от ратных дел.

В жестокой сече вместе со своим магистром сложили головы маршал Валленрод, Великий комтур Лихтенштейн и все прочие верховные вельможи ордена («гроссгебитигеры»), за исключением Великого госпитальера (шпиттлера) брата Вернера фон Теттингена, которому удалось бежать с поля битвы. Вместе с ними «испили единую смертную чашу» двести три орденских рыцаря, «прочих же – бесчисленное множество», как принято писать в подобных случаях. Трое вельмож Тевтонского ордена - Генрих Шаумбург (Шомберг, Шумберг), фогт (наместник) орденской провинции Самбия, Юрген Маршалк – оруженосец Верховного магистра, и комтур (командор) Бранденбурга Марквард фон Зальцбах - были взяты в плен и убиты уже после окончания битвы.

Об убийстве Шаумбурга и Маршалка сообщается, что его причиной послужило якобы их дерзкое поведение. Утверждения Генрика Сенкевича в романе «Крестоносцы», будто Марквард И Шомберг когда-то задушили или отравили детей Витовта (причем Нобелевский лауреат сам, похоже, точно не знает, кого именно обвинять в этом преступлении - то ли Шомберга, то ли Маркварда, то ли их обоих), являются плодом вымысла польского романиста. Что касается комтура фон Зальцбаха, то Витовт при виде его, якобы, сказал по-немецки (которому выучился в период своего военного союза с «тевтонами») только: «Du bist hi Markward...» («Вот ты где, Марквард...»), после чего, вопреки возражениям короля Владислава (надо думать, не слишком настойчивым), велел его обезглавить.

Согласно утверждениям Яна Длугоша, Марквард был обезглавлен татарами (литовскими или золотоордынскими - неясно) Витовта отнюдь не за отравление или удушение княжеских детей, а за то, что заносчиво сказал князю (Витовту - В.А.):

«Ничуть не страшусь я теперешней участи; успех склоняется то на ту, то на другую сторону; переменится счастье и подарит нас, побежденных, завтра тем, чем вы, победители, владеете сегодня».

Этих слов оказалось достаточно, чтобы заносчивый комтур лишился головы.

Некоторые историки склонны объяснять случившееся тем, что в предшествовавший период «сердечной дружбы» Витовта с орденом и вражды его с Ягайлой, Витовт снабжал орден ценной информацией именно через Маркварда и потому стремился как можно быстрее избавиться от него, как от нежелательного свидетеля своих прежних интриг против Ягайлы. Как говорится, концы в воду. Нет человека - нет проблемы...

Впрочем, как уже упоминалось выше, благочестивый и сердобольный король Владислав Ягелло, говорят, сильно сокрушался об этом бессудном убийстве...

Общее число убитых (с обеих сторон) составило не менее пяти тысяч. Всего лишь тысяче четыремстам с небольшим рыцарям и кнехтам из состава разгромленного орденского войска (в том числе семидесяти семи стрелкам) удалось добраться до столицы ордена – Мариенбурга. Туда же по приказу короля Владислава были с почетом отправлены в специальной повозке тела Верховного магистра и его соратников, одетые в чистые белые саваны. 19 июля 1410 г. они были погребены в часовне святой Анны Мариенбургского замка. Пятьдесят одна хоругвь тевтонских рыцарей, их вассалов, «гостей» и союзников, захваченные поляками, были перенесены в Краковский кафедральный собор, где их можно было видеть еще в 1603 г.; позднее хоругви бесследно исчезли в ходе смуты, охватившей Польско-Литовское государство. Вероятно всего, трофейные знамена были похищены в 1655 г. солдатами шведского короля, взявшими и разграбившими Краков в ходе одной из польско-шведских войн (описанной в романе Генрика Сенкевича «Потоп»).

Впоследствии поляки, впрочем, изготовили копии пропавших орденских хоругвей и хранили их в Кракове. В 1939 г., после разгрома Польши гитлеровской Германией, нацистские власти распорядились торжественно перенести шестнадцать уцелевших копий «прусских бандер» из Кракова в Мариенбург. В честь этого события было даже произведено спецгашение почтовых конвертов. Штемпель представлял собой изображение тевтонского рыцаря в сфероконическом шлеме с бармицей на фоне щита с орденским крестом и надписи «Возврат хоругвей Тевтонского рыцарского ордена» (хотя в Средние века орден Девы Марии «рыцарским» официально не назывался; это прилагательное было добавлено к названию ордена только в эпоху Габсбургов). В 1945 г. копии знамен исчезли и из Мариенбургского замка. Пришлось полякам изготовить очередные копии, с тех пор хранящиеся в краковском Вавеле.

Что же касается судьбы вероломного кульмского рыцаря Никкеля фон Рениса, которого все орденские летописцы единогласно объявляют виновником поражения, то он и после танненбергского разгрома продолжал свои интриги против ордена. Дело в том, что именно Никкель фон Ренис (имевший герб, рассеченный в червлень и серебро, с серебряным оленьим рогом на красном и с красным бычьим рогом на серебряном поле), войдя в преступный сговор с четырьмя другими рыцарями из числа кульмских вассалов Тевтонского ордена, еще в 1398 г., за двенадцать лет до Танненберга, основал тайный «Союз (Общество) Ящериц(ы)» (Eidechsenbund), первоначально в целях борьбы с усилением все возраставшего влияния торговых городов в прусском орденском государстве. Но со временем «рыцари Ящериц(ы)», недовольные введением все новых налогов и податей, связанных с ростом расходов на оборону орденских владений вследствие уменьшения числа добровольцев-«паломников» из Западной Европы, начали действовать и против власти Тевтонского ордена, завязав тайные сношения с польским королем, от которого надеялись получить столь же большие привилегии и самостоятельность, как и те, которыми пользовалась польская и литовская шляхта. После Танненберга кульмские рыцари-члены «Союза Ящериц(ы)» стали готовить заговор против нового Верховного магистра Генриха фон Плауэна. Им удалось вовлечь в свои сети и некоторых орденских рыцарей высокого ранга – например, комтура замка Реден. Однако среди заговорщиков оказались предатели, выдавшие их планы орденскому руководству. Заговор был разгромлен, а злокозненный Никкель фон Ренис - выслежен, схвачен и казнен по приговору орденского суда. На некоторое время катастрофу удалось отсрочить…

А победители при Танненберге – «братья-славяне» поляки и литовцы - теперь могли беспрепятственно давить «своих» православных и опустошать Московскую Русь огнем и мечом так, как никаким тевтонам или меченосцам и не снилось.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнительно недавно мне попалась на глаза скромная по объему, но неплохо изданная (даже с цветными иллюстрациями, правда, не все из них хорошего качества) книжка «Грюнвальд 15 июля 1410 года», изд-е 2-е, исправленное, Минск, «Харвест», 2010.

Как это часто делается, Ваш покорный слуга стал листать эту книжку с конца. И сразу же выяснил следующее.

Поставивший свои инициалы и фамилию на первой странице обложки этой книжки, весьма плодовитый современный белорусский популяризатор истории А.Е. Тарас - откровенный плагиатор. Ознакомившись с содержанием его сочинения, Ваш покорный слуга убедился в том, что книжка эта более чем наполовину состоит из прямых заимствований (слово в слово и безо всяких ссылок на подлинного автора!) из статей «не существующего» по мнению пана Тараса «Вольфганга Акунова», опубликованных в разные годы в российском геральдическом журнале «Гербоведъ» и в российском же военно-историческом журнале «Рейтар», а также выложенных в Интернете на сайте Проза.ру и на сайте Международной Военно-Исторической Ассоциации (МВИА), а именно:

1)Вольфганг Акунов «"Псы-рыцари" или кавалеры Святой Девы Марии?», опубликовано в московском военно-историческом журнале «Рейтар» №1 (2003);

2)«Тевтонский Орден - "псы-рыцари" или Божьи дворяне?» (часть 1 © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008, Свидетельство о публикации №2807220012 и часть  2 © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008, Свидетельство о публикации №2807220016);

3)«Тевтонский Орден - мифы Танненберга». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2807240453

(Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был, под названием «Мифы Танненберга», опубликован в материалах XXIII Международной генеалого-геральдической научной конференции на страницах московского геральдического журнала «Гербоведъ» №84 (6'2005).

4) «Хоругви Тевтонского ордена под Танненбергом». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2808230030.

5)«Тевтонский Орден в битве при Грюнвальде». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2807240456)

(Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был, под названием «"Дева Мария" против "Богородицы"», опубликован в московском военно-историческом журнале «Рейтар» №15 (3/2005).

6)«Тевтонский орден - "Погонь" на Танненберг». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2807240458

(Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был, под названием «"Погонь" на Танненберг», опубликован в московском военно-историческом журнале «Рейтар» №19 (7/2005); второй, сокращенный, вариант, под названием "Битва под Танненбергом", - в пензенском журнале «Реванш» №4 (20006); третий, значительно расширенный и переработанный, вариант - под названием «"Погонь" на Танненберг: геральдика польско-литовско-русского войска в битве под Танненбергом» - в московском геральдическом журнале «Гербоведъ» №91 (5'2006).

7)«Разгром под Танненбергом».© Copyright: Вольфганг Акунов, 2009
Свидетельство о публикации №2908150072

8)«Тевтонский Орден. История и наследие». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2009
Свидетельство о публикации №2911180029.

Я, Вольфганг Викторович Акунов, родившийся 1 октября 1955 года в городе Москве и до сих пор там проживающий (именно под этими именем, отчеством и фамилией), во всеуслышание объявляю Анатолия Ефимовича Тараса из Беларуси беспардонным плагиатором и готов, если у него хватит - не скажу «совести», но хотя бы чувства юмора судиться с человеком, существование которого он отрицает, судиться с ним за нарушение моих авторских прав.
 
29 июля 2012 г., г. Москва.


Рецензии