Болоночка... или Детская зоология

       

       

       Три окна на улицу имени первооткрывателя угольного месторождения, давшего работу большей части жителей городка. Чинары и фонарные столбы.

       Застекленная лоджия - глазами во двор.

       Еще окно – телевизор или, как тогда говорили, «всё о Брежневе и немного о погоде».
Трехкомнатный мирок семьи, где двое взрослых воспитывают сына – первоклассника.
Мать – педагог, завуч большой школы. Воспитывает в полном соответствии с канонами педагогики и детской психологии. Нагружает, дозированно, по часам, как когда-то кормила его грудным молоком. Сын учится отлично.

       Отец-инженер, проигрывает в системном воспитании. Его козыри: автомашина, поездки на природу, прогулки в парке с поглощением мороженого, шашлыки, рыбалка на горных реках,
знание местной флоры и фауны. Папа - это разумная вседозволенность для сына.


       Послышался шум на лестничной клетке. Распахнув дверь, запыхавшийся от подъёма бегом на четвертый этаж, воспитуемый ворвался в квартиру.

- Мамочка! Там... в своих домах... представляешь?!
- Пока не представляю. Успокойся!
- Там... болоночку выгоняют... на улицу! Можно, я возьму её к нам жить?
- За ней уход нужен! Выгуливать по часам, водить к ветеринару на прививки.

       Поежившись, мать добавила:

- А шерсть будет везде! Нет, я - против!
       Сын не унимался:
- Мамочка! Ну, пожалуйста! Буду раньше всех вставать, выгуливать и кормить, вычесывать шерсть и дрессировать!
- Нет, я сказала! Все ляжет на мои плечи и повиснет на моей шее! Станет моими обязанностями, а у меня нет времени. Было уже!





...Отец понимал мать. Он помнил, как сын однажды выпросил в зоомагазине попугайчиков. Два зеленых бандита в клетке, с раннего утра и до заката пели свои блатные песни, смотрясь в висячее зеркальце. Несколько раз на дню попугайчики тренировались в дарсинге, а вместо дротиков метали зерна комбикорма. По точности попадания в любое место комнаты, они превосходили мастеров спорта.

       Сын был увлечен этой забавой долго, целых два дня. Потом охладел.

       И все легло на плечи мамы: покупка кормов, чистка клетки, уборка комнаты, медосмотр заключенных на предмет наличия паразитов и др.

       Эта зеленая шпана готовила побег и, однажды, когда сын приоткрыл дверцу, чтобы их погладить, попугайчики вылетели из клетки, посидели на занавеске и рванули на историческую родину.

       Горючие слёзы высохли только в зоомагазине, когда была куплена пара хомяков и поселена на освободившейся жилплощади, т.е. в клетке.

       Размножаться почтенное семейство стало уже на пути от магазина до квартиры. Скоро в клетке мельтешили семь или восемь грызунов, весело поедая овощи, фрукты, сухари - одним словом, все, что им всовывали между прутьями клетки.

       Клетка! Может, она виновата?

       Отец вспомнил дикий визг, когда он пришел однажды с работы и открыл дверь.
Не разуваясь, залетел на лоджию, где с полотенцем в руках стояла на обеденном столе завуч большой школы, и в ужасе визжала.
       Лоджии были большими, как комнаты, здесь стоял обеденный стол, кровать и был установлен кондиционер.
       Оказалось, что в своем домике, в клетке, хомяки, как и предыдущие жильцы-попугаи, сговорились и подготовили побег через разжатые прутья.
       Когда мать увидела, пустую клетку и беглецов на свободе, она в секунду взлетела на стол, где и находилась уже минут сорок.
       Хомяки были переловлены и, по требованию хранительницы очага, отправлены по этапу с сыном во двор, где сменили хозяев.

       Но заколдованная клетка пустовала недолго.

       Знакомые отца, местные охотники, поймали кекликов (каменных куропаток). Любопытные птицы стаей пришли посмотреть на пестрое лоскутное одеяло - вещь, отличающуюся от синих скал. Здесь их и накрыла ловчая сеть.
       Большая часть пойманных кекликов поехала в столицу, на день рождения Министра, но не в качестве почетных гостей. Оставшихся - поделили, две красивые птицы поселились в клетке.
       Сын увлекся новой забавой. Фантазировал, как кеклики начнут размножаться, нести яйца. В своих мечтах квартиру он превратил в ферму по разведению птиц, которых наметил раздать всем тем, кто ему нравился.
       Однако, при ближайшем ознакомлении с кекликами, выяснилось, что это самцы. Как бы в доказательство, они стали биться за первенство в своей хоть и небольшой, зарешечённой, но квартире, и скоро полысели. Когда начался энный раунд, сын сам сказал, что их нужно отпустить, а на предложение сделать из них плов, ответил, что есть их не сможет.
       На окраине города кеклики были выпущены на волю, и на удивление дружно улетели в сторону гор.
       Клетка была выброшена на кучу мусора.
       Снова зоомагазин. Весь город, особенно семьи с детьми, ходили сюда, как в зоопарк.
Сын, буквально с деревянной шеей, не смотрел на попугаев, канареек, хомяков. Но у него были свои планы!

       Земноводные! Ящерицы - сцинковые гекконы, черепахи, размером от спичечного коробка до сковороды средних размеров. И рыбки, тысячи рыбок в аквариумах. Всех мыслимых и немыслимых цветов, и с просто фантастическими, такими же завораживающими названиями. Водоросли, лампы для подогрева воды, термометры и компрессоры с миллионами пузырьков воздуха.
 
       Вечером в его комнате воцарился аквариум со всеми атрибутами.
Гуппи, меченосцы, барбусы, неоны, скалярии, вуалехвосты, сомик. Улитки черного цвета, чистящие стенки аквариума. Посаженные в приготовленную песочную массу, колыхались водоросли. Появилась тетрадь, где записывались наблюдения ихтиолога: температура воды, её прозрачность, поведение пар и др. Читать было забавно. Он видел больше, чем взрослые.
       Тетрадь заполнялась, учеба шла на "отлично", родители были довольны...


       Вмешался отец:
- А, может, стоит разрешить?
Чтобы комплексы не появились в отношении нас с тобой, в отношении запретов!

       Возникла пауза, затем сын снова запричитал:

- Да у вас забот не будет. Все буду делать сам: купать, кормить, гулять... В школе буду учиться на пятерки.
Мамочка, возьмем болоночку?
- Опять вы двое на одного!? Ведь ясно, как дело кончится! Ладно, неси.
       Только ветер по подъезду - сын помчался за собачкой.
       Отец сказал:
- Влечение у него нормальное для пацана. Надоест возиться, придумает новую забаву. Так инициатива развивается, а в жизни это полезная штука, чтобы побеждать!
- Ладно, посмотрим в очередной раз.
       Ждали долго. Вечерело.
       И вот в подъезде послышались шаги. Размеренные, осторожные, медленные. Отцу вспомнился фильм «Повесть о настоящем человеке», где безногий летчик Маресьев учился ходить на протезах.
       Мать с отцом выглянули на лестничную клетку и ахнули. Сын, обливаясь ручьями пота, держал на двух руках здоровенную собаку грязно-белого цвета со свалявшейся шерстью.
Это была собака неизвестной породы. Предки её погуляли с московской сторожевой и пуделем одновременно. Если не приглядываться, то в сумерках габариты существа и вид шерсти вызывали ассоциацию с бараном.
       Сын, еле перемещаясь по ступенькам, шептал:

- Болоночка! Моя болоночка.

       В прихожей была включена полная иллюминация и «болоночку» тщательно осмотрели. Она была в блохах. В ушах сидели несколько клещей.
       На лице матери была гримаса ужаса. Отец забрал сына на лоджию, где «толкнул» речь о болезнях животных, о чистоплотности, глистах и насекомых. Сын просто сказал:
- Я очень, очень хочу собаку, папа! Хочу быть пограничником, а им без собаки нельзя.
- Собаку приобретем, но настоящую, породистого щенка, чтобы поддавался дрессировке. А эту нужно отпустить, ей на улице комфортней, дрессировке она поддаваться не сможет в виду преклонного возраста.
- Хорошо, папа. А когда за собакой?

       В воскресенье на веранде появился щенок восточно-европейской овчарки, с родословной, по кличке Грей. Проголосовали - не переименовывать.
Сын, действительно, полностью взял на себя выгуливание, а кормила все-таки мама.
       Собака была умной. Освоила команды: «дай лапу», «к ноге», «сесть», «аппорт», «голос» и др. Дома вела себя спокойно и достойно, не лаяла. В горы ездила на заднем сидении, на подстилке.
       Сын закончил второй класс, а Грей стал его тенью во дворе и любимцем детворы.

 

       Мать жены, т. е. наша бабушка, подарила на день рождения внуку конверт с деньгами на велосипед.
       Велосипед сразу не купили - смущали ежедневные маршруты с четвертого этажа и обратно, а также дорога, на которую непременно нужно будет выезжать. Какие и в каком состоянии водители бывают в городе, отец знал. Покупку решили отложить на год.
       Нужно сказать пару слов об одноклассниках сына: это Андрей, живущий в одном подъезде с владельцем собаки и Саша из соседнего дома.
       Как–то в октябре, в воскресенье, друзья собрались на день рождения Саши и пообщались до десяти часов вечера. На другой день мать встретила отца после работы с тревогой - нет дома сына. Отец бодро пошутил:
- Похмеляются у Саши!
- Я сбегала к Саше, они вместе шли из школы, но каждый отправился к себе домой.
- А у Андрея спрашивала?
- Спустилась и к ним, но его родители в состоянии подпития, только и поняла, что Андрея дома нет.
       Стемнело. Сына не было. Соседский Андрей не появлялся тоже.

       Мама пила элениум.

       Дежурный лейтенант в милиции с акцентом сказал:
- Не переживайте! Размножьте фото сына и принесите побольше экземпляров нам, мы раздадим. У самих фотографа нет.
       Вы, главный инженер, дайте Ваш транспорт, можно небольшой автобус, и мы будем искать.
       Если не найдем, то объявим республиканский розыск, потом, по правилам, всесоюзный розыск, а через год дадим справку, что разыскиваемый без вести помер.
       Отец с трудом сдержался от матерщины.
       На второй день два автобуса и личная машина отца прочесывали город. Спрашивали на авто - и железнодорожном вокзале, в цыганском поселке. Один шашлычник признал сына на фото:
- Вроде покупал шашлык. Я ещё подумал: откуда деньги у пацана?
       Отец и мать переглянулись - велосипедные деньги тоже исчезли.
       Жена сказала:
- Может быть, на даче они?
- Так октябрь месяц, все съехали!
- Давай всё же удостоверимся, только Грея возьмем, его давно пора выгуливать.
- Хорошо.
       В опустевшем дачном поселке осмотрели свои шесть соток с домиком - никого.
Только Грей лаял непрерывно в машине. Отец открыл дверцу:
- Просишься гулять? Разомнись.
       Пес помчался на другой конец дачного поселка, раздался его лай. Отец и мать, научившиеся понимать оттенки лая, понеслись туда же.
       Сторож, очевидец события, так описывал эту сцену:
- Этот мужик (отец) правой рукой схватил за шею одного пацана, левой - другого и, приподняв обоих над землей, встряхнул. Вид у мужика был устрашающий.
Только отец этого не помнил. Двоякое чувство душило его.
       Оказалось, что, разговорившись с Андреем, сын похвастал об отложенных на велосипед деньгах. Далее сын выразил уверенность, что их можно тратить на что угодно, т.к. покупка будет в следующем году. И поехало!

       Первый пункт назначения, догадайтесь сами - зоомагазин, куплена морская свинка. Потом набор марок. Потом Андрею предложено было ознакомиться с дачей, а она за городом, восемь километров пехом. По дороге, в кафе, купили пирожков. Пока дошли – сумерки.
       И, вдруг, бродячие собаки. Страх перед ними, перед отцами и матерями загнал их на чердак чужого дачного домика, благо, лестница стояла.
       А утром планы были подкупить харчей и дальше жить на даче.
       Невольно отец испугал горе–путешественников, говорить они не могли пару дней.
Мнение у воспитателей было одно - не напоминать о проступке сыну, но сознание их мучило другое: а если бы не нашли, пропал бы, погиб, сохрани Господи!
Тридцать лет, и нет детей! Ужас!

       Через девять месяцев родилась дочь. Разница в десять лет, но как они любят друг друга!

       Сын становится подростком, знающим горы, прекрасным рыбаком на горных реках. Постоянный участник турслетов. В доме забренчала гитара.
       Но возгласы на застекленной лоджии стали, похоже, традиционными. Убирая брошенный после турслета рюкзак, мать вытащила из него бренчащую баночку, открыла…Узница, свернувшись несколько раз кольцами в баночке, с любопытством взглянула на освободительницу.
       Мгновенно змея обрела фантастические крылья и, как дракон, вылетела через окно веранды, а внизу... Два соседа, Андрей и Михаил, приняв настойку с прополисом, решили побрить головы друг другу,
из-за жары. Вышли на улицу в тенек возле подъезда, расположились и начали орудовать бритвой.

       Как визжат иногда сорокапятилетние дядьки!...

       Однако, конфликту не суждено было разгореться, его потушила бутылочка коньяка.
Вот сын заканчивает школу, поступает в Вуз. Здравствуй, Гражданская авиация!
Грей переходит к товарищу по побегу – Андрею. Отца двигают в столицу Республики, дают квартиру.

 

       Ташкент!
       И снова трехкомнатный мирок, где двое взрослых воспитывают уже дочь-первоклассницу.
- Мамочка, я пойду, погуляю с Алисой Петровной.
       Алиса Петровна - это черепаха, обитающая в коробке из-под обуви.
- Иди, только далеко не отходи, чтобы мы тебя видели.
       Девочка выходит, родители наблюдают с веранды. Девочка, уверенная, что её не видят, достает из кармана клипсы, выделенные мамой для игры, надевает их и, довольная, идет к детской площадке, там есть трава, которую любит Алиса Петровна.
       А вот эта красивая девочка обнимает мать за шею, лукаво поглядывая на отца:
- Мамочка, я хочу собачку! Мне с черепашкой скучно.
       Родители переглядываются. Отец говорит:
- У меня в газовой службе есть слесарь Володя, он промышляет поставкой (а по слухам и воровством) собак. Поговорю с ним.
...Длинный и худющий Володя деловито протер очки:
- А какую желаете?
- Маленькую. Чистоплотную. Породистую.
- Ши-цу Вас устроит?
- Я не разбираюсь.
- Китайская карликовая собачка, незлобная, ладит со всеми домашними животными.
- Давай, Володя! За ценой дело не встанет.
       И вот маленький, белый с черными пятнами, щенок у дочери. Радость лучится из её глаз.
       Её любят! Ей сделали подарок, и какой! Как приятно выгуливать миниатюрную собачку, которую назвали Линда, чувствуя взгляды зависти и уважения. Брать её на руки, если в поле зрения попадает бродячая или более крупная собака. Сколько бантов привязано на шею хризантемовидной китаянке!..
Только кормили, наверное, неправильно. Через шесть месяцев ши-цу превратилась в громадную собаку, красивую, но – эх, Володя!..
       Пришлось Линде «переехать» в ведомственный детсад, в отдел охраны.


Сейчас, когда сыну почти сорок, а дочери почти тридцать, мы вспоминаем семейную зоологию с улыбкой.
       Но только вчера внук, сидя у деда на коленях, кричал:
- Папа, купи мне собачку и рыбок!
       Жизнь продолжается.


Рецензии
Как здорово и легко написано! Прочитала на одном дыхании! Сколько ко же интересных и незабываемых моментов бывает в жизни! Спасибо за замечательные истории.

Юлия Жигалкина   17.09.2015 20:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.